СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 4 класс. Тема урока: Вычитание трехзначных чисел c переходом через разряд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. 4 класс. Тема урока: Вычитание трехзначных чисел c переходом через разряд

Просмотр содержимого документа
«Математика. 4 класс. Тема урока: Вычитание трехзначных чисел c переходом через разряд»

Математика. 4 класс

Вычитание трехзначных чисел c переходом через разряд

    

Организационный этап

 Я желаю вам, ребята,

      На уроке не скучать,

      Думать, спорить, не молчать,

      Запомните все, что без точного счёта

      Не сдвинется с места любая работа!

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы начинаем сборы и отправляемся с вами в путешествие по необычной математической реке. В этом путешествии мы  узнаем новое о вычитании трехзначных чисел.

Минутка чистописания

Чтобы отправится в путешествие по реке, нужно построить плоты. А сколько бревен нам понадобится, вы узнаете, когда запишете  в первую строчку число, в котором 6 сотен и 7 единиц. Назовите это число.

Это число 607.

Второе число состоит из 6 десятков 4 сотен и  7 единиц. Какое это число?

Это число 467.

Замечательно! Нам пора отправляться в путь.

Устный счёт

А что мы возьмем с собой в путь, вы узнаете, если правильно решите примеры.

    Чему равна сумма чисел 607 и 2?    609 – Н

    Чему равна разность чисел 467и 7?.     460- З

Чему равно произведение чисел 50 и 4?   200-А

Первое слагаемое 300. Сумма равна 760. Чему равно второе слагаемое?    460-Я

Делимое равно 90, делитель равен 3. Чему равно частное?     30-И

  Чему равно частное чисел  68 и 2?     34-. Н

Составьте из полученных букв слово.

 Получается слово «ЗНАНИЯ»

Задание

-Теперь можно отправиться в наше путешествие.

А впереди я вижу небольшой островок.

Мы  подплываем  к острову. Кто же там сидит?

На островке сидит рыбак.

Ребята, рыбак не может покинуть остров, так как не  может выполнить задание островка. Поможем ему?

Кто может объяснить, как найти площадь треугольника? Появляется ответ: S=6 м

 Превратите данную величину в сантиметры.

 Появляется запись  6 м=600 см

Рыбак машет рукой и уплывает.

Задание

А мы плывем дальше. Чтобы не скучать я предлагаю вам  задачи на смекалку.

а) Три плота проплыли по реке 12 км . Сколько км проплыл каждый плот? 12 км.

б) Два мальчика играли в шашки 1 час 40 минут. Сколько вре­мени играл в шашки каждый мальчик? 1 час 40 минут.


Изучение материала

Отправляемся  дальше. 

Мы прибыли в деревню «Решайкино.» И здесь мы обязательно остановимся и пополним свои знания.

Давайте вспомним, как из одного трехзначного числа вычесть другое трёхзначное число. Рассмотрим на примере:

803-474

Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Вычитаем единицы.

Можно ли из 3-х единиц вычесть 4 единицы? Нельзя. Значит, занимаем один десяток.

Чтобы не забыть, ставим точку.

Десятков ноль. Что делать?

Занимаем у сотен, чтобы не забыть ставим точку.

1 сотня – это 10 десятков. Из десяти десятков  возьмём один десяток, останется…9 (нуль с точкой это 9), а один десяток заменим единицами

(10).

В числе 803 уже есть 3 единицы. После того, как заняли один десяток, стало 13 единиц.

Из 13 вычитаем 4, равно девять. Записываем девять под единицами.

Вычитаем десятки. Нуль с точкой – это 9 . От девяти вычитаем семь, получаем два (9-7=2). Под десятками записываем два.

Вычитаем сотни. 7- 4 =3. Под сотнями записываем 3.

 803

474

329

 Читаем получившееся число: 329



Алгоритм решения примеров.

1.     Записываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2.     Вычитаем единицы: если нельзя вычесть, занимаем один десяток.

3.     Вычитаем десятки (помним о том, что занимали один десяток).

4.     Вычитаем сотни (помним о том, что занимали одну сотню).

5.     Читаем ответ.

Закрепление материала

Что это такое?



Нам нужно решить эти примеры, и рыбки освободят нам дорогу.

Вот к нам подплыла первая волшебная красная рыбка. Какой пример она нам предлагает решить?

Решите пример, применяя алгоритм решения.

502

140

363

А к нам плывет следующая синяя рыбка с примером. Решите пример.

645

106

439

Приплыла желтая рыбка с очередным примером.

701

444

257

А вот приплыла зеленая рыбка.


308

139

169


Молодцы! Вы решили примеры. Посмотрите, рыбки нам освободили дорогу, и мы отправляемся дальше.

 И мы уже в городе  « Задач».

В одной стае плавает 305 мальков, а в другой на 126 мальков меньше. Сколько мальков плавает во второй стае?

Что известно в задаче?

1 стая-305 м.

2 стая-?, на 126 м. меньше

Какой вопрос в задаче?

Сколько мальков плавает во второй стае?

Можно сразу ответить на вопрос?

Решите задачу самостоятельно. Решение можно записать столбиком.

Давайте проверим.

Решение.

305

126

179(м.)

Ответ: 179 мальков во второй стае.


Самостоятельная работа

Сейчас я разрешаю вам поплавать по подводному городу, а заодно прошу вас помочь жителям города сравнить  выражения.

7 * 2 + 18 и 70 * 2-18

400 – 40 : 4 и (400-40):4

5* 300 : 10 и 5*(300 : 10)

Можно сразу сравнить выражения?

Что необходимо сделать?

Вспомните правила о порядке выполнения действий.

Проверьте себя.

7 * 2 + 18

400 – 40 : 4 (400-40):4

5* 30 : 10 =5*(30 : 10)

Пора плыть дальше. Но что-то не пускает наши плоты? Это подводные растения. Чтобы освободить плоты, нужно найти значение выражений.

А как найти значение таких выражений?

а+458 а-37.

Запишите только ответы. На сложение в  первую строчку, на вычитание во вторую.

а=42,а=542, а=400, а=243

Проверьте себя.

Ответы на сложение - 500, 1000, 858, 701.

Ответы на вычитание - 5, 505, 363, 206.

А нам пришла пора плыть  назад.

Посмотрите, как плывут наши плоты? Какую фигуру они напоминают?

Переставьте 4 прямых так, чтобы осталось 2 прямоугольника.

Подведение итогов урока

Продолжите фразу:

сегодня я узнал

было интересно 

было трудно