СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Математика в формировании профессиональной компетентности специалиста »

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Современные социально-экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и  информационных технологии оказывают непосредственное влияние на всю  систему  образования. Кроме того,  развитие общества характеризуется  качественным изменением деятельности работника среднего звена, связанным с широким внедрением в производство новой техники.

Просмотр содержимого документа
««Математика в формировании профессиональной компетентности специалиста »»

«Математика в формировании профессиональной компетентности специалиста »


Современные социально-экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и информационных технологии оказывают непосредственное влияние на всю систему образования. Кроме того, развитие общества характеризуется качественным изменением деятельности работника среднего звена, связанным с широким внедрением в производство новой техники.

Учреждения среднего профессионального образования, должны создавать условия для подготовки «высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития, новых наукоемких технологии».

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально- нравственную позицию личности.

Профессиональная компетентность - это качественная характеристика развития специалиста и его подготовка как профессионала, система профессионально - целесообразного отношения к работе, обеспечивающая эффективное выполнение им функциональных обязанностей, степень совершенства личностных качеств, овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит математике: и как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов, и как фактору, формирующему стиль мышления выпускников.

Особую актуальность вопрос о повышении качества обучения математике приобретает в свете перехода на новые государственные стандарты, которые разработаны с позиции компетентностного подхода в образовании.

Обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.

Вопрос о том, как связать обучение математике с будущей профессиональной деятельностью студентов, придав ему тем самым компетентностную направленность, рассматривался многими исследователями. В условиях профессионально направленного обучения усиливается мотивация студентов к изучению дисциплины, что является важным фактором активизации их учебно - познавательной деятельности. Необходимость такой активизации в целях повышения эффективности и качества обучения обосновано педагогами и психологами.

Однако исследований, связанных с формированием профессиональной компетентности специалиста при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля, недостаточно, хотя динамично развивающаяся экономика ставит перед учреждениями среднего профессионального образования новые дидактические задачи. Так, в теории и методике обучения математике не нашел отражения новый, более высокий уровень информатизации производственной сферы, переход к которому произошел за последние годы. В настоящее время специалисты многих предприятий исследуют математические модели, проводят математические расчеты, используя отраслевые пакеты прикладных программ, выбор которых определяется технической политикой этих предприятий. А значит, необходимо, чтобы выпускник имел опыт использования прикладных программ для эффективного применения математических знаний в решении профессиональных задач.

Образцы : Нулевой срез, Производная и ее приложения, Первообразная.

1.Нулевой срез

2.Производная и ее приложения

3.Первообразная и интеграл.

Необходимо, чтобы обучение одновременно обеспечивало высокое качество фундаментальных знаний и готовность выпускника к профессиональной деятельности.

Понятие фундаментальной математической подготовки означает, во-первых, совокупность методологических, системообразующих для курса математики знаний, во-вторых, что знания по математике являются базовыми для данной специальности, т.е. существенно используется при изучении ряда других дисциплин.

Фундаментальная математическая подготовка выпускника является основой для его будущей профессиональной гибкости, трансформации на протяжении всей профессиональной жизни, так как именно фундаментальные знания обеспечивают выпускнику возможность понимать и осваивать новую технику и технологии, новые принципы организации производства, а потому фундаментальный характер образования - один из приоритетов Болонского процесса.

Цель обучения математике в учреждении среднего профессионального образования состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых - овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Навыки математического моделирования можно рассматривать как навыки применения математических знаний на практике, а значит в формировании профессиональной компетентности выпускника.

Особое место в формировании компетентности будущих специалистов принадлежит игровым технологиям, так как игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью и личными взаимоотношениями. Игровые технологии относят к интерактивным. Они снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью к разным дисциплинам. На игровых занятиях одновременно происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми, приобретение социального опыта. Становление студента как профессионала и творческой личности происходит не только под влиянием учебной деятельности, но и в результате его вовлечения во внеучебную исследовательскую работу. Стало традицией проводить предметные недели в учебных заведениях. В разработке мероприятий этой недели совместно с преподавателями математики участвуют преподаватели информатики и вычислительной техники, физики тем самым показывают важность фундаментальной математической подготовки. Пример: мероприятие «Математическое кафе».

Некоторые слайды из «Матема «Математика в формировании профессиональной компетентности специалиста »


Современные социально-экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и информационных технологии оказывают непосредственное влияние на всю систему образования. Кроме того, развитие общества характеризуется качественным изменением деятельности работника среднего звена, связанным с широким внедрением в производство новой техники.

Учреждения среднего профессионального образования, должны создавать условия для подготовки «высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития, новых наукоемких технологии».

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально- нравственную позицию личности.

Профессиональная компетентность - это качественная характеристика развития специалиста и его подготовка как профессионала, система профессионально - целесообразного отношения к работе, обеспечивающая эффективное выполнение им функциональных обязанностей, степень совершенства личностных качеств, овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит математике: и как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов, и как фактору, формирующему стиль мышления выпускников.

Особую актуальность вопрос о повышении качества обучения математике приобретает в свете перехода на новые государственные стандарты, которые разработаны с позиции компетентностного подхода в образовании.

Обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.

Вопрос о том, как связать обучение математике с будущей профессиональной деятельностью студентов, придав ему тем самым компетентностную направленность, рассматривался многими исследователями. В условиях профессионально направленного обучения усиливается мотивация студентов к изучению дисциплины, что является важным фактором активизации их учебно - познавательной деятельности. Необходимость такой активизации в целях повышения эффективности и качества обучения обосновано педагогами и психологами.

Однако исследований, связанных с формированием профессиональной компетентности специалиста при изучении математики в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля, недостаточно, хотя динамично развивающаяся экономика ставит перед учреждениями среднего профессионального образования новые дидактические задачи. Так, в теории и методике обучения математике не нашел отражения новый, более высокий уровень информатизации производственной сферы, переход к которому произошел за последние годы. В настоящее время специалисты многих предприятий исследуют математические модели, проводят математические расчеты, используя отраслевые пакеты прикладных программ, выбор которых определяется технической политикой этих предприятий. А значит, необходимо, чтобы выпускник имел опыт использования прикладных программ для эффективного применения математических знаний в решении профессиональных задач.

Образцы : Нулевой срез, Производная и ее приложения, Первообразная.

1.Нулевой срез

2.Производная и ее приложения

3.Первообразная и интеграл.

Необходимо, чтобы обучение одновременно обеспечивало высокое качество фундаментальных знаний и готовность выпускника к профессиональной деятельности.

Понятие фундаментальной математической подготовки означает, во-первых, совокупность методологических, системообразующих для курса математики знаний, во-вторых, что знания по математике являются базовыми для данной специальности, т.е. существенно используется при изучении ряда других дисциплин.

Фундаментальная математическая подготовка выпускника является основой для его будущей профессиональной гибкости, трансформации на протяжении всей профессиональной жизни, так как именно фундаментальные знания обеспечивают выпускнику возможность понимать и осваивать новую технику и технологии, новые принципы организации производства, а потому фундаментальный характер образования - один из приоритетов Болонского процесса.

Цель обучения математике в учреждении среднего профессионального образования состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых - овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Навыки математического моделирования можно рассматривать как навыки применения математических знаний на практике, а значит в формировании профессиональной компетентности выпускника.

Особое место в формировании компетентности будущих специалистов принадлежит игровым технологиям, так как игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью и личными взаимоотношениями. Игровые технологии относят к интерактивным. Они снимают противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью к разным дисциплинам. На игровых занятиях одновременно происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми, приобретение социального опыта. Становление студента как профессионала и творческой личности происходит не только под влиянием учебной деятельности, но и в результате его вовлечения во внеучебную исследовательскую работу. Стало традицией проводить предметные недели в учебных заведениях. В разработке мероприятий этой недели совместно с преподавателями математики участвуют преподаватели информатики и вычислительной техники, физики тем самым показывают важность фундаментальной математической подготовки. Пример: мероприятие «Математическое кафе».

Некоторые слайды из «Математического кафе»


Цели были поставлены:

1.Развитие логического мышления, сообразительности, любознательности;

2.Развитие и укрепление интереса к математике;

3.Развитие коммуникативных возможностей учащихся в процессе подготовки к внеклассному мероприятию;

4.Воспитание коллективизма, духа соревнования.



МЕНЮ

Салаты

  1. Винегрет «Ералаш»

  2. Салат «Ромашка»

Первые блюда

  1. Уха математическая

  2. Борщ с математическими обгонялками

Вторые блюда

  1. Голубцы из листа Мебиуса

  2. Плов с геометрическим содержанием

Сладкие блюда и напитки

  1. Компот из натуральных чисел

  2. Пирожное с математическим буриме

Десерт

Сладкие грамоты

Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился

математический термин.

РИГФАК, АВЕНУРИНЕ, КОЧТА, ВАРТАДК

(ГРАФИК, УРАВНЕНИЕ, ТОЧКА, КВАДРАТ)

Ведущий

А теперь попробуем уху математическую (официанты приносят на каждый столик задачи, условия которых написано на обратной стороне макетов рыбок).

1) Сколько ударов в сутки делают часы с боем?

( 1+2+3+…+12)*2=78*2=156

2) Мама дала Тимуру денег, чтобы он пообедал в столовой. Когда он вернулся из колледжа, то перед мамой отчитался так: «1/2 всех денег я истратил на булочку, 1/5 на чай, а 3/10 – на конфеты». Мама догадалась, что сын истратил, все деньги. Как узнала мама? (1/2+1/5+3/10=1, т.е. все деньги)

3) На поверхности пруда растут кувшинки. Площадь, которую они занимают, с каждым днем удваивается. Весь пруд зарос кувшинками через 20 дней. Через сколько дней заросла половина пруда?( через 19 дней)

4).Число 666 требуется увеличить в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий. Как это сделать? (999)

5).Формулы, по которой можно найти площадь любого треугольника, зная его стороны, называют формулой Герона. Но в действительности первым ее доказал другой великий математик древности, который погиб от меча римского солдата , гордо воскликнул: « Отойди, отойди! Не трогай моих чертежей!» Кто этот ученый? (Архимед)

6). Однозначному натуральному числу припишите такую же цифру. Во сколько раз увеличится число (В 11 раз)

7) Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у 10 летнего мальчика уже был готов ответ: 5050. Впоследствии этот мальчик стал великим ученым, его называли королем математики. Как его фамилия? ( Карл Гаусс)

8).Всем известны пословицы « Как аукнется так и откликнется», « Чем дальше в лес, тем больше дров», « Каши маслом не испортишь». Если эти пословицы рассматривать с точки зрения математики как функции, то что будет графиком этой функции? (Прямая)

Внимание! Из истории открытий. Черный ящик. То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Этот предмет был обнаружен и при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж применять для решения задач – признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой учащийся. Что лежит в черном ящике? (Циркуль).

Награждение столов по номинациям

  • Самые любознательные

  • Самые сообразительные

  • Самые дружные

  • За лучшее буриме

Мероприятие « Интеллектуальный калейдоскоп».

Некоторые слайды из мероприятия «Интеллектуальный калейдоскоп.»

Цели:

Образовательная: Закрепление знаний ранее полученные на уроках математики, физики, информатики.

Развивающая: Способствование развитию логического мышления, развитие умения сопоставлять факты и события, оценивание свои действия, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: Стремление воспитать трудолюбие, исполнительность, сплоченность







Целью мероприятия были: Закрепление знаний ранее полученные на уроках математики, физики, информатики. Способствование развитию логического мышления, развитие умения сопоставлять факты и события, оценивание свои действия, расширение кругозора учащихся. Стремление воспитать трудолюбие, исполнительность, сплоченность.

Таким образом, от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень компетентности будущего специалиста.



Литература:

Журнал «Математика в школе»,

Журнал «Математика в школах Казахстана»,

Интернет


5