Метавоздействие, как средство формирования нравственных ориентиров.
Метавоздействие это современный метод, используемый, как в индивидуальной, так и в групповой коррекционной работе с подростками. Это мощное средство организации общения, обучения, приближения и ускорения положительных перемен. С чем это связано?
Во-первых, восприятие человека основано на образах окружающего мира. И этот опыт начинается с того момента, когда ребенок оказывается способен какой-то предмет или явление оценить, как похожий на что-то. Метафорична, вообще говоря, вся человеческая психика.
Во-вторых, в 13–15 лет у подростков уже достаточно сформировано образное мышление, они хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и делать прогнозы.
В-третьих, работа через метафорические образы создает ощущение безопасности – и в этом, пожалуй, главное преимущество этого метода. Он позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Происходит как бы косвенное внушение… внутренний мир подростка наполняется другим содержанием, и это, в свою очередь, побуждает к рефлексии собственного поведения, к самоисследованию, к работе над ошибками.
Что же будоражит сознание, дает пищу для размышлений, позволяет превратить учащихся из пассивных слушателей в активных участников происходящего?
Несомненно лучшей в этом роде является метафора. Именно она лежит в основе мудрых изречений, притч, сказок, тематических рисунков.
Метафора (от греч. metaphora — перенос) – это перенос смысла из одной ситуации в другую. В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Правильно подобранная метафора активизирует познавательные и мыслительные процессы и служит мощным мотивирующим фактором для рассуждения по различным нравственным вопросам.
Любая метафора содержит множество смыслов и человеку предоставляется возможность самому выбрать тот, который для него является наиболее значимым.
ПРАКТИКА.
«Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.
На выполнение этого задания необходимо дать 3 - 4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения.
Примеры метафор:
Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.
Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.
Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.
Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.
«Когда бросаешь камень в воду, каждый раз попадаешь в центр круга» Конфуций.
- Какой смысл вкладывайте вы, когда слышите эти слова? О чем это для вас?
(записать на листе бумаги) – доказательство тому, что смыслов множество, и каждый выбирает тот, который для него важен.
- «Будь как камень, брошенный в воду, будь тем, от кого расходятся круги, будь эпицентром событий своей жизни».
- А если ассоциировать камень с нашими поступками и действиями, камень, брошенный в воду, «возмущает» спокойную среду вокруг себя, меняет её и оказывают влияние на пространство вокруг.
Часто в своей работе использую метафору «Гора-путешественник»
1этап. Предлагаем подростку представить себе путешественника, который идет в горы один.
2 этап. Попросим перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах (нужно записать их на листе бумаги в столбик).
3 этап. Помогаем путешественнику собрать в дорогу рюкзак качеств, либо действий, которые обязательно помогут ему справиться с этими трудностями (записываем).
4 этап. Начинается работа с ассоциациями. С какими трудностями в горах ассоциируются у подростка трудности в реальной жизни. Продолжаем список — напротив трудности путешественника пишем трудность подростка. И сразу же идет поиск способов решения проблемы используем рюкзак качеств, достаем оттуда-то качество, которое может пригодиться для преодоления данной трудности.
В данной ситуации метафора «гора-путешественник» позволила подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.
Одним из вариантов использования метафоры является прием обсуждения рисунков – метафор (МАК).
Вариантов работы может быть множество.
упражнение «Миры внутри меня».
Ребятам из множества открыток, картинок, карт предлагается выбрать:
а) карту, символизирующую их личность, их внутренний мир;
б) карту, символизирующую главный жизненный принцип, жизненное кредо или важнейшие ценности, то, что наиболее для них значимо;
в) карту, отражающую то, что для них более всего неприемлемо, что они отвергают, считают недопустимым.
Далее происходит обсуждение каждой карты.
Используя картинки, мы обходим рациональную часть мышления. Они помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, формируют условия для самораскрытия и самопознания.
ПРАКТИКА.
Из предложенных картинок, попробуйте сформулировать законы бытия, жизни, принципы воспитания…
Рисунок – метафора «Губка» сформулировать принцип воспитания. (Воспитание на основе личного примера взрослого).
Рисунок – метафора «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» сформулировать принцип коллективного взаимодействия.
(Действуя слажено, сообща, быстрее достигнем поставленной цели).
Рисунок – метафора «Замок» и «Ключи» сформулировать метод воспитания.
(Индивидуальный подход к ребенку).
Рисунок – метафора - "РЕКА И БЕРЕГА" сформулировать принцип воспитания.
(Река (ребенок), не имеющая берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Берега (родители) – разумный контроль, поддержка)
Рисунок – метафора – «Овца – предводительница волков».
Одиночество – качество сильных. Слабые всегда жмутся к толпе!
Метафора является богатейшим материалом для диагностики. На основе метафор разработано очень много проективных тестов, которые также дают материал, позволяющий познать ценности, самоощущение личности.
МЕТАФОРА "ДОМ ДУШИ", «СОСУД ЖИЗНИ», и т.д.
Притчи, также обладают невероятным могуществом. Это удивительное средство воспитания. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию.
Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда.
Но, чтобы история дошла до сознания подростков и увлекала их, педагог должен не только в совершенстве знать и понимать ее, но она должна нравиться ему самому.
Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают, которые вам безразличны, так как они не будут иметь большого воздействия на слушателей. Необходимо пользоваться возможностями голоса, изменяя его громкость, тон и интонацию. Для того чтобы сделать рассказ более живым, используйте жесты и мимику. Очень люблю притчи, которые можно оживить, проиграть. Используйте наглядные пособия, задействуйте, как можно больше органов чувств. Притчу нужно проживать - это позволит надолго запомнить ценный урок.
Подборка притч «Ожившие притчи».
Таким образом, метафорические образы могут стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей и нравственного опыта людей, и даже включают у человека «механизм самопомощи».