МЕРОПРИЯТИЕ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – СКРИПКА»
В наше время не только профессионалы или любители музыки, но и люди, далекие от искусства, знают скрипку как один из самых распространённых и важных музыкальных инструментов. Чарующий звук скрипки, большие выразительные и технические возможности обеспечили ей особое место в разных областях музыкального искусства. Без скрипки редко звучит оркестр (не случайно её назвали «царицей оркестра»), ей принадлежит ведущая роль во всевозможных ансамблях – трио, квартетах, квинтетах. Много прекрасной музыки написано для солирующей скрипки – небольшие пьесы и крупные сочинения – сонаты и концерты.
Сейчас нам трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, способным будто бы отвечать лишь примитивному вкусу простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на высокое место в серьёзном искусстве.
Звук скрипки очень выразителен и оставляет особое впечатление. Не случайно упоминание о музыке в литературных произведениях часто связано со звучанием именно этого инструмента. Выдающиеся писатели и поэты сравнивают голос скрипки с человеческим; он так же может петь, плакать, говорить.
А.К. Толстой писал:
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
А вот строки, принадлежат А. Блоку:
Не соловей – то скрипка пела,
Когда же оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина…
Как же развивалась история этого инструмента?
Скрипка, похожа на ту, которую мы знаем сейчас, появилась в странах Европы довольно поздно, приблизительно в конце XV века. Для сравнения напомним, что орган «старше» почти на 1,5 тысячелетия, а флейта и арфа – и того больше.
«Прабабушками» и «прадедушками» скрипки были различные струнные смычковые инструменты, распространённые у народов Востока. Есть сведения, что такие инструменты попадали в Западную Европу уже в VIII – IX веках от южных славян, населявших Балканский полуостров, и от арабских музыкантов с Востока. Изменившись со временем, они породили новый тип струнного смычкового инструмента – фидель. От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки.
В наше время принято называть скрипку лишь одним определённым видом инструмента. Однако более трёхсот лет назад это было не так. В процессе формирования и развития музыкальных инструментов часто появлялся не один представитель того или иного вида, а целые группы – «семейства». Например, были семейства лютневых инструментов, семейства флейт, виол. Возможно, такой принцип сочетания однотипных инструментов был сродни хору. Подобно разделению голосов в хоре, инструменты также делятся по диапазону и окраске звучания – тембру. Есть среди одного семейства высокие, средние и низкие голоса. Так возникали и представители скрипичного семейства: предшественники современных виолончелей и альтов тоже считались его членами. Предполагают, что сначала появились инструменты «среднего» регистра, подобные альту. А скрипка (самый «высокий» по регистру инструмент), инструмент виолончель появился позднее.
Представители виольного и скрипичного семейств занимали разное «общественное» положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Её предшественники, а затем и она сама, звучали в церквах, во дворцах, в замках, в богатых домах. Очень мягкий, как бы «приглушённый» звук виолы был хорошо слышен в небольшом помещении. Игра на этом инструменте естественно сочеталась с представителями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона XVII – XVIII веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством. Известно, что выдающиеся итальянские художники эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Паоло Веронезе, Тинторетто были хорошими музыкантами – исполнителями. Учиться играть на лютне или виоле считалось «хорошим тоном» среди дворян. Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространяются, прежде всего, в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Об этом рассказывают многие произведения живописи и графики старых мастеров. На одной старинной гравюре мы видим характерную сценку: мальчик играет на скрипке возле фермы, а перед ним «служит» дрессированная собака. Подобная роль скрипки как народного инструмента сохранилась до наших дней во многих странах Европы – в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии.
В среде «благородных» людей скрипка, разумеется, тоже звучала. Благодаря звонкому и сильному звуку инструмент считался наиболее пригодным для исполнения танцевальной музыки. При дворце французских королей были созданы ансамбли скрипачей, задачи которых были тоже не слишком возвышенными: скрипачи играли на балах, во время трапез утром, во время пробуждения короля.
Несмотря на отрицательное отношение аристократов к новому инструменту, скрипка постепенно стала выходить из своего «низкого» положения. Этому способствовали разные обстоятельства, и прежде всего, иной характер её звучания по сравнению с виолой. Звук скрипки был более ярким, сильным, инструмент обладал большим разнообразием оттенков звучания и обещал небывалые технические возможности. Перечисленные достоинства отвечали требованиям искусства нового времени с его стремлением к драматичности, яркости, большому масштабу. Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже XVI и XVII столетия новый музыкальный жанр – опера. Уже первые оперные спектакли ставили перед собой большие драматические задачи. Вместе с выразительными и сложными вокальными партиями важная роль в опере принадлежала оркестру. Среди инструментов оркестра скрипки занимают ведущее место. Они естественно сочетаются с другими инструментами, с пением вокалистов; наряду с певческими голосами скрипка часто солирует, ведёт важные мелодические линии. Виола уступает сопернице, её звук не мог наполнить большого зала и пропадал в общем звучании оркестра.
Начиная с XVI столетия сам инструмент претерпевает ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определяются его размеры, строй, положение инструмента во время игры; меняется форма смычка, вследствие чего он становится легче и подвижнее.
Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы создают сочинения для скрипки, знаменитые мастера изготовляют удивительные, волшебные по звучанию инструменты. Уже с начала XVII скрипка становится здесь ведущим инструментом в оперном театре, в оркестре, в ансамблях. Появляются замечательные исполнители – скрипачи, большинство из которых сочиняют музыку для своего инструмента. Наиболее выдающийся среди них был Арканджело Корелли. Слава Корелли как исполнителя и композитора облетела многие сраны. Его сонаты для скрипки, его концерты играли, изучали, переписывали; им старались подражать целые поколения музыкантов. Перед Корелли – композитором преклонялись гениальные И.С Бах и Г.Ф. Гендель.
Два города Италии – Кремона и Брешия – прославились тем, что здесь появились лучшие в истории инструменты скрипичного семейства. Здесь работали выдающиеся мастера из семейства Амати, Гварнери, легендарный Страдивари. Их инструменты до сих пор считаются непревзойдёнными по качеству звучания, акустическим свойствам.
Во второй половине XVII века скрипка выдвигается на первый план и в других европейских странах, оттесняя виолу. Это происходит в Чехии, Германии, Франции. Однако виола не сразу уступает свои позиции, её приверженцы стойко защищают прежние вкусы, выражают недоверие «вульгарной» скрипке, отпускают в её адрес насмешки. Разыгрывается своеобразная борьба между приверженцами скрипок и виол. Например, во Франции появляется трактат с характерным названием: «В защиту виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». Автор трактата пишет: «Монархи и князья Франции судили справедливо в пользу виолы, представляя ей место в своём кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем ка скрипку они оставили до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, - место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же – своей». В конце автор делает вывод: «… виола остаётся уделом галантного человека, а скрипка – «инструментом толпы», ибо «высокий тон и оглушительный звук скрипки не говорит ни об её высоком положении, ни о благородном воспитании».
Однако передовые музыканты и любители музыки думают иначе. Вот что пишет один из них, французский учёный – физик и музыкант Марен Мерсенн : «Скрипка является наиболее совершенным и превосходнейшим из всех инструментов…Звуки её больше воздействуют на сознание слушателей, чем звуки лютни и других струнных инструментов, ибо они более могучи и пронзительны…» Последнее слово, очевидно, подразумевает силу и яркость звучания. Дальше говорится о том, что скрипка лучше, чем все другие инструменты, воспроизводит всевозможные звуки: человеческий голос, пение птиц, звуки органа, виолы, волынки, флейты, она может вызвать, как лютне, чувство печали или, как труба, состояние веселья. Закат виол отражал естественный ход развития музыкальных инструментов, связанный с развитием всей музыкальной культуры в целом. Новые времена требовали новых средств выразительности, новых инструментов для их воплощения. Не случайно ещё в одном трактате уже середины XVIII века мы находим такие слова: «Скрипка оказалась способной возбуждать великие страсти, а сладкозвучную виолу сочли годной передавать пастушеские песни и элегии».
XIX век стал очень важным этапом в истории скрипки. Появляется целая плеяда виртуозов – композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Среди них недосягаемой вершиной стоит творчество Никколо Паганини. Его изумительное мастерство игры на скрипке, его сочинения совершенно изменили представления современников о горизонтах скрипичного исполнительства. Фантастическая техника Паганини заставила «царя пианистов» Ференца Листа иначе взглянуть на выразительные и технические возможности фортепиано. Революция, которую Лист произвёл в фортепианном искусстве, произошла под прямым влиянием Паганини, его игры на скрипке.
XX век открыл следующие страницы истории скрипичного искусства. Появляются новые замечательные произведения для скрипки, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Шостоковича, Хачатуряна, Хренникова, Вайнберга.
Мировую славу завоевала советская исполнительская скрипичная школа. Мы по праву гордимся такими музыкантами, как Ойстрах, Мирон Полякин, Леонид Коган, Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Григорий Жислин, и многими другими русскими скрипачами. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент – скрипка.
14