Методическая разработка на тему:
«Рефлексия на уроках музыки»
Разработала:
учитель музыки МБОУ «Школа-гимназия №39 им.Крейзера Я.Г»
г. Симферополь
Веселова Людмила Александровна
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
- физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
Приёмы рефлексии на уроке.
Карта самооценки музыкальной викторины
учащегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Да | Нет |
1. | Правильно определил фамилию, имя композитора | | |
2. | Определил название произведения | | |
3. | Определил эпоху (век) | | |
4. | Определил жанр произведения | | |
5. | Точно определил образное содержание произведения | | |
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Карта самооценки вокально-хоровой работы
учащегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Очень хорошо | Хорошо | Плохо |
1. | Знаю текст песни | | | |
2. | Правильно исполняю мелодию. | | | |
3. | Умею петь в ансамбле | | | |
4. | Могу исполнять песню самостоятельно | | | |
5. | Исполняю песню выразительно | | | |
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения
учащегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Да | Нет | Затрудняюсь |
1. | Внимательно слушал произведение | | | |
2. | Смог точно определить средства музыкальной выразительности | | | |
3. | Правильно определил форму произведения | | | |
4. | Точно определил характер произведения | | | |
5. | Определил музыкальный образ произведения | | | |
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ | Вид задания | Оценка |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
Итоговая оценка |
«Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Расставьте стрелочки
Научился
Узнал что-то новое
Я
Получил радость
Удивился
Расстроился
Ничего не понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
интересно | работал | понял материал |
скучно | отдыхал | узнал больше, чем знал |
безразлично | помогал другим | не понял |
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
«Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное): __________________________ 2 строка – описание предмета (два прилагательных): ___________________________ 3 строка – описание действия (три глагола): ________________________________________________________________________ 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: _________________________ ______________________ __________________________________________________ 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) _____________________________________________________________ |
«
Карта настроения»
1. В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
2. Проходя мимо доски, на нотном стане приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. По окончанию урока приклеить нотку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
«Аргументация своего ответа»
1. На уроке я работал………. потому что………….
2. Своей работой на уроке я…………………
3. Урок для меня показался…………………
4. За урок я………………………..
5. Моё настроение……………….
6. Материал урока мне был…………………
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Книга отзывов»
Посетители записывают в эту книгу свои отзывы от увиденного, выражают в ней свои мысли и эмоции. Представьте, что у каждого из вас эта книга в руках, чтобы вы написали там по окончании нашей музыкальной экскурсии?
Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________
2) Больше всего мне понравилось__________________________
3) Самым интересным сегодня на уроке было________________
4) Самым сложным для меня сегодня было__________________
5) Сегодня на уроке я почувствовал___________________
6) Сегодня я понял___________________
7) Сегодня я научился________________
8) Сегодня я задумался_______________
9) Сегодняшний урок показал мне_______________
10) На будущее мне наужно иметь в виду___________
(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)
Короткая беседа в конце урока:
Чем мы сегодня занимались?
Что мы для этого делали?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
Если перед уроком на доске были записаны цели вопросы могут быть иными.
Что мы делали для достижения поставленных целей?
Довольны ли мы результатом?
Можно ли это было сделать иначе?
Какой вариант лучше?
Где нам пригодится это умение?
«Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.