Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Техникум железнодорожного транспорта им. Б.Ф. Сафонова»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Разработал:
преподаватель общественных Ю.Ю. Круглякова
дисциплин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития общества, главная задача образования состоит в его соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества, государства. В результате образования должны быть сформированы ключевые компетенции, необходимые будущему выпускнику техникума в общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.
В соответствии с задачами образования, основными целями профессиональной деятельности являются:
формирование основных компетенций обучающихся;
способствование росту мотивации обучения и активизации учебной деятельности студентов;
развитие творческих способностей, интереса к учебно –исследовательской и проектной деятельности;
развитие интереса студентов к самостоятельным исследованиям;
формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.
Одной из основополагающих характеристик современного студента, действующего в пространстве общества, является его способность к проективной деятельности.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:
во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования;
во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции;
в-третьих, проектные технологии обеспечивают формирование и развитие конкурентоспособного специалиста.
Проектная деятельность студентов ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б.Ф. Сафонова» имеет большое значение в формировании будущего профессионала, так как ориентирует обучающихся не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.
Студенты за 1-2 года выполняют познавательную, научно – исследовательскую и конструкторскую работу. Их задача — решить ту или иную проблему. Сам процесс проектирования, исследовательского поиска ценен в образовательном процессе своим обучающим, воспитывающим и развивающим предназначением и направленностью. Студенты, работая с проектами, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление и проектную культуру, становятся профессионально мобильными.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Проекты – совокупность действий по решению проблемы, направленных на достижение результата, осознанных и имеющих личностную мотивацию (по выполнению проекта).
Проектная деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности, имеющий следующие особенности:
цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами студентов, преподавателей и т. д.;
организация учебно-исследовательских и проектных работ студентов обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
1.2. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса колледжа и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов в соответствующем использованию виде.
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
1.4. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие студентов, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
1.5. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в Техникуме может быть представлена по следующим основаниям:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект – (лат. «брошенный вперед) уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски процесс, изменяющее ситуацию и описанные по определенной форме. ЗАЧЕМ? (осознание). КАК? (действие, практика). ЧТО? (продукт, результат).
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;
2) предварительный текст какого-либо документа;
3) замысел.
Деятельность. Проектная деятельность.
Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Проектная деятельность содержит:
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
2.3 Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
2.4. Целью проектной деятельности является:
понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
совместный поиск студентами и тьюторами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.
формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя.
переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству преподавателя и студента.
Задачи проектной деятельности:
обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
формирование позитивного отношения к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);
расширение границ практического использования проектных работ студентов;
укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере.
Принципы организации проектной деятельности:
проект должен быть посильным для выполнения;
создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.);
вести подготовку студентов к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у них было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать студентов, имеющих опыт проектной деятельности;
обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РАБОТАМ
3.1. Организационные аспекты:
3.1.1. Тема проектной работы выбирается самостоятельно творческой группой или индивидуально совместно с руководителем в процессе общего обсуждения.
3.1.2. Тема может быть выбрана как в рамках направлений, предложенных для разработки в данном учебном году, так и не совпадающая с ними. В этом случае тема обсуждается на заседании соответствующей секции.
3.1.3. Руководитель проекта и авторы работы самостоятельно выбирают форму проекта и определяют его жанровые особенности.
3.1.4. В процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки в отдельные направления исследования.
3.2. Общие подходы к структурированию проекта:
Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее тьютору необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы выдвигаются студентами с подачи наставника (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.).
Распределение задач по обучающимся, группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования;
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся на известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов может быть различной (видеофильм, праздник, репортаж и пр.);
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью;
Информационные проекты — это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные проекты — это проекты, обязательно предполагающие выход. Например, результатом может быть определенный социальный результат, направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентаций полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников).
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном-двух учебных занятиях;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
5.1. Проекты, создаваемые в Техникуме, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, социальной жизни современного мирового сообщества.
5.2. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
5.3. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
5.4. Содержательная сторона проекта:
Обоснование актуальности темы и в целом проекта для его участников. Актуальность идеи и замысла определяется тем, что затруднения носят всеобщий характер, что их преодоление необходимо для решения назревших задач развития образования и становления личности. Когда актуальность идеи обоснована, нужно перейти к формулированию темы.
Определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект исследования — это педагогическое пространство, та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Чаще всего — это определенный процесс обучения, воспитания, становления личности. Объектами исследования могут быть развитие ученического коллектива, система воспитательной работы, педагогический процесс, преподавание какого-то предмета и т. д.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования.
Цель. Цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов:
выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.
Задачи — это конкретизированные или более частные цели.
Выявленные в ходе анализа проблемы должны послужить основой поиска идей, с помощью которых эти проблемы будут решаться, поскольку совокупность этих идей, выстроенная в определенной форме, и есть концепция той образовательной системы, которую составители проекта хотят создать, т. е. проекта преобразований. Необходимо начать с четкого перечня инновационных идей, за счет реализации которых и предполагается ликвидировать выявленные в анализе проблемы. Все новшества, составляющие теоретические положения распределяются между компонентами: «было» и «предлагается».
Методы исследования условно делятся на две группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: изучение литературы по проблеме и нормативных, инструктивно-методических документов; анализ учебной документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; обобщение опыта; и др.
Теоретические методы включают: анализ; моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Работа над проектом включает четыре этапа:
планирование;
аналитический этап;
этап обобщения информации;
этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
6.1. Планирование.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это обмен мнениями и согласованиями интересов студентов; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Предложенные студентами темы проектов выносятся на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
Стимулирование потока идей.
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Тьютору следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые студентами возражения.
Определение общего направления исследовательской работы.
Когда определены все возможные направления исследований, педагог предлагает студентам высказать свое отношение каждому. Затем педагог – наставник:
выделяет наиболее удачные;
определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект.
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования.
Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача преподавателя на данном этапе — проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали студенты с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
6.2. Аналитический этап.
Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый из участников:
уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;
ищет и собирает информацию, учитывая:
6.3. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Студенты:
систематизируют полученные данные;
объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, презентация в интернете и т.д.).
6.4. Представление полученных результатов работы (презентация).
На этом этапе студенты осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов.
Презентации являются учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
7.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т. д.).
7.2. Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими требованиями: формат листов А4; интервал - 1; размер шрифта 14; отступ справа и слева – 1,5 см., нумерация страниц (колонтитулы).
7.3. Оформленной считается работа, по которой сформировано портфолио, включающее:
Титульный лист (название учреждения, тема работы, автор, руководитель, год написания).
Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав работы с указанием страниц.
Непосредственно сама работа (актуальность исследования, постановка проблемы, цели, задачи, гипотеза, оригинальность исследования или проекта, выбранные методы проектно-исследовательской деятельности, сценарий работы на проектом (исследованием), поверка гипотезы (описание проектной деятельности или исследования), выводы, список литературы) с делением на разделы или главы, представленных в логической последовательности для более чёткой передачи информации.
Обязательно должны быть указаны ссылки на использованные и рекомендуемые источники информации, а также все представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото, видео, музыкальные и электронные материалы.
Презентация проекта.
ЗАЩИТА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:
Постановка проблемы, ее актуальность.
Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.
Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
8.2. .Защита проектной работы.
8.2.1. Публичная защита проекта проводится самим автором или представителями творческой группы. Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или его короткой демонстрационной версией.
8.2.2. Перед защитой её участники обязаны провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
8.2.3. Авторы или представители творческой проектной группы должны ответить на вопросы жюри.
8.2.4. Содержание и композиция защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы:
обоснование выбранной темы – её актуальность и степень исследованности;
определение цели и задач представленного проекта, а также степень их выполнения;
краткое содержание выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно.
Оформление и выполнение проекта:
Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
Качество записи: оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Защита:
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.
Суммарная оценка работы и защиты:
.
Приложение 1.
№ | Фамилия, имя обучающегося | Актуальность темы, направленность и значимость работы (5 баллов). | Объем и полнота, самостоятельность, законченность работы (5 баллов). | Оформление работы в соответствии с требованиями (5 баллов). | Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота библиографии (5 баллов). | Качество записи: оформление, соответствие, структура текста, качество схем, рисунков (5 баллов). | Итог баллов |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |