ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» составлена на основе следующих нормативных документов:
-Новый Федеральный Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ ( принят Государственной Думой 21.12.12 г. , одобрен Советом Федерации 26.12.12 г., вступил в силу с 01.09.13 г.).
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( утверждены постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
-Авторская программа для 1-4 классов Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».
Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Речь и культура общения».
Программа "Речь и культура общения" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
. Речь.
. Слово.
. Предложение и словосочетание.
. Текст. Культура общения.
Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции
Задачи:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).
Формы и режим занятий:
Занятие внеурочной деятельности проводится в форме факультатива.
Формы оценивания внеурочной деятельности:
портфолио ученика
самооценка
участие учащихся в конкурсах, олимпиадах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Для реализации развития связной речи учащихся используется программа «Речь и культура общения» Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.
Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Важнейшей особенностью курса «Речь и культура общения»» является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, развития, творчества, психологической комфортности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Наряду с данными принципами имеются особенности, которыми определяют содержание и формы, виды, методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
Связь занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. С опорой на эти знания совершенствуются речевые навыки учащихся;
Систематичность в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
Учет индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком;
Использование разнообразных форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы:
взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями,
научной углубленности,
практической направленности,
занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику,
тесная взаимосвязь с литературным чтением.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
информационно- коммуникативные;
здоровьесберегающие;
технология развивающего обучения;
системно - деятельностный.
Основные методы обучения:
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Рекомендуемая модель занятий:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории. Для организации занятий используется читальный зал библиотеки, актовый зал, филиал городской детской библиотеки.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Речь и культура общения»
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения | Характеристика деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Речь и ее значение в жизни. | 4 | 1 четверть | Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для ыразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. |
| Слово | 9 часов | 1-2 четверти | Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
| Предложение и словосочетание | 3 часа | 3 четверть | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
| Текст | 14 часов | 3 четверть | Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. |
| Культура общения | 4 часа | 3 – 4 четверти | Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 |
. | Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. | 1ч | 04.09 |
| Выразительность речи. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. | 1ч | 11.09 |
| Тембр и темп чтения. Пауза. Техника речи: дикция. Скороговорки. | 1ч | 18.09 |
| Коллективная разметка текста для выразительного чтения. | 1ч | 25.09 |
| Слово. Слово имеет значение. Знакомство с толковыми словарями. | 1ч | 02.10 |
| Синонимы и омонимы. Представление о синонимах и омонимах. Нахождение их в тексте. | 1ч | 09.10 |
| Многозначные слова. Представление о многозначных словах, их изобразительной роли. Выделение многозначных слов в тексте, определение их значений. | 1ч | 16.10 |
| Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Использование изобразительных средств языка в речевой практике. | 1ч | 23.10 |
| Культура общения. Вежливые слова. Правильное употребление этих слов в речевой практике. | 1ч | 30.10 |
| Знакомство со словарями. Толковые и орфографические словари. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями. | 1ч | 13.11 |
| Определение лексического значения слова по словарю, по контексту на основе словообразовательного анализа.. | 1ч | 20.11 |
| Переносное значение слова. Сравнение прямого и переносного значения слова. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. | 1ч | 27.11 |
| Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) по образцу. | 1ч | 04.12 |
| Конструирование образного выражения (сравнение, олицетворение) из данных учителем слов. | 1ч | 11.12 |
| Предложение и словосочетание. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. | 1ч | 18.10 |
| Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. | 1ч | 25.12 |
| Связь слов в предложении и словосочетании. Умение устанавливать связь слов в предложении и словосочетании с помощью вопросов. | 1ч | 15.01 |
| Редактирование простого предложения. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. | 1ч | 22.01 |
| Порядок слов в предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. | 1ч | 29.01 |
| Распространение простого предложения. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. | 1ч | 05.02 |
| Текст. Типы текстов. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение различать разные по типу тексты. | 1ч | 12.02 |
| Типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Умение составлять разные по типу тексты. | 1ч | 19.02 |
| Редактирование текста с точки зрения лексики и грамматики. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. | 1ч | 26.02 |
| Восстановление деформированного текста. Умение упорядочивания предложений в тексте в соответствии с развитием действия, составление текста из «рассыпанных предложений». | 1ч | 04.03 |
| План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. | 1ч | 11.03 |
| Составление планов различных видов. | 1ч | 18.03 |
| Тема и основная мысль текста. Умение определять тему и основную мысль текста. | 1ч | 01.04 |
| Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. | 1ч | 08.04 |
| Связь между предложениями в тексте. Составление цепочки связей из опорных слов. | 1ч | 15.04 |
| Обучение сочинению по опорным словам. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. | 1ч | 22.04 |
| Обучение творческому изложению. Умение писать творческое изложение с языковым разбором. | 1ч | 29.04 |
| Сочинение загадок. Составление небольших текстов (загадок) на основе личных наблюдений. | 1ч | 06.05 |
| Волшебные слова. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. | 1ч | 13.05 |
| Использование вежливых слов с учетом речевой ситуации. | 1ч | 20.05 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учителя:
Арямова О.С., Климова С., Мали Л.Д., Пескова Н.Ю., Уроки развития речи во 2 классе. Поурочное планирование и дидактические материалы.- Издание: Родничок, Астрель, АСТ, 2007 Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Для учащихся:
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.
Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: учеб. Пособие для 2 класса/ Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Р. И. Никольская, Н.В. Ладыженская; Под ред. Т.А. Ладыженской- М.: Просвещение,1999.
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Детские ноутбуки.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.