Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №52»
Утверждена приказом
директора школы №52
№ 01-10/412 от 01.09.2016
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире книг»
в 3 «Г» классе
Направление развития личности: общекультурное
Учителя Сетковой Юлии Валерьевны
2016- 2017 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г.№ 03-296»Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015.№ 09-3564» О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Направленность программы:
Программа направлена на воспитание в детях бережного отношения к книге, на создание условий для развития личности ребенка, на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через общение с литературой, на интеллектуальное и духовное развитие личности.
Актуальность программы:
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения.
Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. Большую помощь в решении сложной задачи воспитания читателя оказывает внеурочная деятельность.
Цели и задачи программы:
Цели:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Задачи:
- Познакомить детей с историей и процессом создания книги.
- Изучить биографию и творчество отечественных и зарубежных писателей.
- Познакомить учащихся с работой библиотеки.
- Развивать творческие способности учащихся (создание авторской рукотворной книги)
- Развивать технику чтения учащихся.
- Воспитать ценностное отношение у детей к книге.
- Воспитать чувство патриотизма на примере исторических произведений.
- Воспитать чувство коллективизма через совместную творческую работу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет.
Формы и режим занятий: По учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на реализацию программы внеурочной деятельности « В мире книг» выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Формы организации
Планируемые результаты:
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Предметные:
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Название | Форма | Участники | Дата проведения |
«Волшебная страна знаний» | праздник ко Дню знаний | 2-3 классы | 2.09 |
«От древней Руси, до новой России» | Занятие, посвященное Всемирному дню мира | 3-4 классы | 9.09 |
«Будьте бдительны!» | Занятие по безопасности ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) | 1-4 классы | 16.09 |
«Красный, жёлтый, зелёный» | игра по безопасности дорожного движения | 1-4 классы | 23.09 |
«Планета периодики» | экскурсия в школьную библиотеку. Библиотечное занятие о периодических изданиях | 1-4 классы | 30.09 |
«Черное море – чудо природы» | слайд-презентация к Международному дню Черного моря (31 октября) | 1-4 классы | 7.10 |
«Будем петь и танцевать» | музыкальный турнир к Международному дню музыки (1 октября) | 1-4 классы | 14.10 |
Книги-сборники писателей-классиков о детях. | обзор-путешествие по произведениям писателей классиков о детях. | 4 классы | 21.10 |
Книги современных писателей о детях. | обзор-путешествие по произведениям современных писателей о детях. | 1-4 классы | 28.10 |
«Сафари по миру животных» | игра-викторина к Международному дню животных (4 октября) | 1-4 классы | 11.11 |
«Разбегаюсь и лечу» | встреча в литературной гостиной с ярославской писательницей Ю.С. Симбирской | 1-4 классы | 18.11 |
«Единство равных» | видео-беседа с обсуждением к Международному дню толерантности (16 ноября) | 1-4 классы | 25.11 |
«Букварь здоровья» | интерактивная викторина по ЗОЖ | 1-4 классы | 2.12 |
«Приключения деревянных человечков» | литературная игра к 190-летию со д.р. К. Коллоди (24 ноября) и 80-летию книги А.Н. Толстого «Золотой ключик» | 1-4 классы | 9.12 |
«История о хранителе русского языка» | слайд-презентация к 235-летию со дня рождения В.И. Даля (22 ноября) | 1-4 классы | 16.12 |
«Что мы знаем о спорте?» | игра-викторина | 1-4 классы | 23.12 |
«Диснейленд открывает двери» | литературное путешествие к 115-летию со дня рождения У. Диснея и просмотр фильмов | 1-4 классы | |
«Первооткрыватель русской истории» | литературная видео- экскурсия по страницам биографии Н.М.Карамзина к 250-летию со дня рождения (12 декабря) | 1-4 классы | |
«Маршал Победы» | дневник памяти к 120-летию со дня рождения Г.К. Жукова (1896-1974) | 1-4 классы | |
«Всему начало здесь…» | литературно-краеведческий час в рамках Некрасовских дней | 1-4 классы | |
«Играйте, же дети! Растите на воле!» | литературный час в рамках Некрасовских дней, посвященный крестьянским детям | 1-4 классы | |
«Я лиру посвятил народу своему…» | Конкурс чтецов стихов Н.А. Некрасова, посвященный его Юбилею. | 3-4 классы | |
«Сколько на ёлочке шариков цветных!» | Час творчества по оформлению новогодней елки | 1-4 классы | |
«В путешествие вместе с Чуком и Геком» | просмотр фильма «Чук и Гек» с последующей игрой | 1-2 классы | |
«Что мы знаем о спорте?» | игра-викторина | 1-4 классы | |
«У новогоднего костра» | новогодний карнавал | 1-4 классы | |
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | Работа над жанрами устного народного творчества. | 1-4 классы | |
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | Творческая работа. | 1-4 классы | |
Знакомство с биографией и творчеством писателя А.П. Гайдара | Тематическая экскурсия в музей библиотеки им. Гайдара. | 1-4 классы | |
Книги о родине и родной природе. | Чтение произведений о родине и родной природе, обсуждение прочитанного. | 1-4 классы | |
Никто не забыт, ничто не забыто! | Рассказы о Великой Отечественной войне. | 3-4 класс | |
Никто не забыт, ничто не забыто! | Конкурс чтецов «Лирика поэтов-фронтовиков». | 3-4 класс | |
По страницам любимых книг. Выставка книг. | Рассказы детей о любимых произведениях. Организация выставки книг. | 3-4 класс | |
Создание рукотворной книги | Творческий проект. | 3-4 класс | |
Тел: 24-29-90, 8-915-983-79-27 - Евгения Матвеева, вед. библиотекарь