1. Мотивационно - целевой этап к учебной деятельности | На экране пословица «Ученье – свет, а не ученье – тьма» (слайд 6) Ребята, прочитайте пословицу и объясните, как вы ее понимаете? (ответы учеников). Можно ли назвать эту пословицу девизом к такому школьному предмету как обществознание? (можно) Аргументируйте свою точку зрения. (обществознание дает нам информацию об обществе, общественных процессах, сферах общественной жизни, если не учить этот предмет, то в современной жизни будет также трудно ориентироваться, как и во тьме). Значит ли это, что новые знания важны для вас? (да) А как вы будете получать новые знания? (с помощью учебника, Интернет – ресурсов, слова учителя, выполнения различных заданий). Ну что же, тогда приступим к получению новых знаний. | Отвечать на поставленные вопросы | Фронтальная работа |
5.Деятельностный (практический) Цель: решение учебной задачи, обсуждение заданий в группе решение практических задач | Классу предлагается разделиться на 5 групп. ( При этом, учитываются образовательные возможности учащихся. Учитель может корректировать группы). Задание: 1)ответьте на вопрос: зачем экономике государство? 2) составить кластер «роль государства в экономике» Выступление группы в соответствии с заданием карточки. Оформление кластера (на доске ) «Государственный бюджет». (слайд 11) Проблемный вопрос: Государство-помеха рынку или попечитель общественного интереса? Ребята, какой вывод мы можем сделать. Зачем экономике государство? Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и тд. Налоговая система Задание: 1) выяснить, что такое налог, какие бывают налоги. 2) сравнить прямой и косвенный налоги. (слайд 12,13) Дискуссии: «Почему важно платить налоги?» Оформление 2 части СХЕМЫ «Виды налогов», Таблица «Налогообложение» (сравнение) Итак, что такое налоги? (словарь) с.249 «Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». Проверяем схему. Ситуации: (к таблице). У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой) Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный) Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный) Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой) Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой) При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный) Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. Приведите доводы, что налоги платить просто необходимо. Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды. Это интересно!!! Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей. - А сейчас обратимся к рубрике «Мудрые мысли». «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Холмз. - Ребята. Как вы понимаете это высказывание? Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. - К числу важных рычагов гос. регулирования экономики мы можем отнести также госбюджет. Государственный бюджет (слайд 14,15) Задание: 1) проанализировать схему, составить комментарий к ней. 2) сравнить государственный и семейный бюджет по заданным критериям. ГОСБЮДЖЕТ Статьи дохода: налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, штрафы, доходы от продажи государственного имущества доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства . Статьи расхода: на оборону, на науку и культуру, на управление, выплаты по долгам, на развитие отраслей народного хозяйства, на просвещение, здравоохранение, социальные программы. Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет. Государственный бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определенный период (словарь с.248). Работа с учебником Задание: 1) Используя дополнительную информацию, ответьте на вопрос: в каком соотношении между собой могут находиться доходы и расходы? 2) Представьте данную информацию в виде математического выражения со знаками , 3) Как государство может справиться с дефицитом госбюджета? - Ребята, как вы поняли, нужен ли государству бюджет? С какой целью он составляется? Вывод: госбюджет – это важный документ, закон, который необходимо выполнять для развития всех сфер общественной жизни, для поддержания стабильности в государстве. Экономическая культура (слайд 16) Задание: 1)Написать мини-сочинение, как вы понимаете «Что такое экономическая культура» по заданному плану и опорному тексту. (задание для сильных учащихся в группе) План: 1.Объясните экономическую культуру как общественное явление; 2. Отношение в экономической культуре; 3.Роль экономической культуры в жизни человека.. Опорный текст Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение. Осн. особенности экономич. культуры: 1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние. 2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления. 3) ориентация на управление экономич. поведением людей. Структура экономич. культуры выделяет: 1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) –формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства. 2. Соц. экономич. ценности: 1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты) 2 ур. ценности организационного уровня – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством) 3 ур. ценности макроуровня (для страны) 3. Соц. экономич. знания– состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности). 4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь Функции экономич. культуры 1) Трансляционная–происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому. 2) Селекционная– связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях 3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение. 4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства. Осн. черты рыночной экономич. культуры: - высокая степень рациональности - высокая степень инновационности - высокая степень правопослушности - исполнительская дисциплина - политическая нейтральности Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне). 2)нарисовать комиксы, как можно и нельзя вести себя в экономической сфере. (задание для слабых учащихся в группе) Выводы : что важно быть экономически подкованным человеком, соблюдать законы, платить налоги, бюрократизм, взятки и др. Приводят к расхищению гос. бюджета. Комиксы можно проанализировать и развесить на доске | Работают с текстом учебника, формулируя и обосновывая задачи государства в экономике. вывод подтверждают текст учебника с.193--195. Обучающиеся работают в составе группы по вопросам карточки с разделами учебника «Почему мы платим налоги», Готовят выступление от группы Участвуют в дискуссии ,обосновывая свое мнение Работа со словарем. Записывают определения «налог». Работа со словарем. Записывают «обществен- ные блага» «дефицит» «профицит» бюджета в тетрадь Обучающиеся выполняют задание по очереди вслух, анализируя затруднения Выполняют задания самостоятельно, проверяют правильность выполнения, анализируют затруднения Выполняют самостоятельно, затем обмениваются работами, взаимопроверка, обсуждение затруднений. | Индивидуальная, фронтальная работа. Работа в группе |
6.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка и самооценка результатов деятельности | - Ребята, может ли экономика обойтись без государства? Какова роль государства в экономике? Проверь себя (слайд 17) приём «толстого и тонкого вопросов» 1. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством. 2. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство? 3. Нужна ли рынку «государственная рука»? 4. Зачем государству необходимы налоги? 5. Какие налоги платят граждане? 6. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета? Итог урока 1.По цепочке подвести итог урока отвечая на вопрос Какую роль играет государство в экономике? - Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества; - В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии; - Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет; - Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики. 2.Работа с картой самооценки обучающихся (слайд 18)+ раздатка (приложение 1) 4.Домашнее задание (дифференцированное) 1 вариант: п 23, вопросы, №4, №8 в рабочей тетради 2 вариант :п 23, вопросы , №9, №2 в рабочей тетради Синквейн: «Экономика», «Налоги» или «Бюджет» | Анализируют успешность выполнения учебных задач урока) обобщают содержание нового материала, проводят самоанализ своей работы на уроке, отмечают Проблемы Самоанализ успешности на уроке. | Фронтальная работа Самоанализ работы, самооценка |