Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему
«В гости к Весне!»
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках весны в неживой и живой природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные результаты:
Узнают: об изменениях, происходящих весной в неживой и живой природе,
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Научатся: устанавливать связи: жизнедеятельности растений и животных весной;
- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)
Ход урока
Организационная часть
Начинаем наш урок,
Пожелаем всем добра
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
II. Создание проблемной ситуации (Индукция)
- Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости. А кому мы пойдем в гости, узнаете, посмотрев видеоролик. (Показ видеоролика)
-Посовещавшись друг с другом, определите тему нашего урока.
III. Определение темы и цели урока
- Тема нашего урока замечательная, долгожданная – и называется «В гости к Весне». А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края!
- Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Что узнаем? (О весне. Узнаем какие изменения произошли в природе.)
-А что такое природа? Какая бывает природа? ( Природа это то, что нас окружает и существует независимо от человека. Природа бывает живая и неживая)
-Сформулируйте задачи урока.
( Узнаем какие изменения произошли в неживой и живой природе. Как связаны природные явления в неживой и живой природе? Стр.86 учебник))
-Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы? (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Чтобы убедиться, что вы хорошо запомнили, поиграем в игру « Живая или неживая природа».
Если я назову объекты живой природы, руки поднимите вверх. Если назову объекты неживой природы, делаем приседание.
(Солнце, деревья, снег, птицы, водоемы, звери, льдины, кустарники, дождь, цветы, камень, насекомые, небо, пчелка)
IV. Работа по теме урока. (Социоконструкция)
- Вспомним, какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
- Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь и постарайтесь запомнить признаки каждого месяца
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март) Слайд
в народе март называли «протальником», так как появлялись проталины, лужицы и капельником с крыш на солнышке капала
-Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель) Слайд
снегогон, водолей, куда не наступишь, везде вода
-Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?... (май) Слайд
травник, зеленеют сады и леса, птичий пересвист, прилетают все перелетные птицы нашего края
- Можно сказать, что весна наступает постепенно? Чтобы узнать еще лучше какие изменения произошли в неживой и живой природе, мы станем маленькими исследователями. В этом нам поможет учебник и задания на листочках.
Тема заданий общая - весна. Но задания у каждой группы будут свои. Работаем в группе дружно, сообща.
1 группа
Пользуясь учебником стр.86-87 и текстом на листочке, составьте рассказ «Неживая природа весной»
2 группа
Составьте рассказ «Живая природа весной» в растительном мире, пользуясь учебником стр.88-89 и текстом на листочке
3 группа
Составьте рассказ «Живая природа весной» в животном мире
- Текст читаем и правильно выбираем к ним картинки и приклеиваем. Когда будет готово, расскажем.
Выступление групп.
-Какие изменения произошли в неживой природе весной?
Отвечает 1 группа.
- Какие новые понятия вам встретились? (Слайд)
( Мы познакомились с весенними изменениями в неживой природе и составили рассказ «Весенние изменения в неживой природе». (Читают) Солнце стало греть лучше, поэтому стало теплее. Дни стали длиннее. Небо синее. По нему плывут белые облака. Начал таять снег. На реках начинается ледоход. Река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье. Оттаивает почва .Осадки выпадают в виде дождя и снега. )
-Приходилось ли вам наблюдать ледоход? Давайте посмотрим видео. (Видео)
-Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска.
-Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах. (Опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.)
- Когда река грозит половодьем?( Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.)
-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему? (Животные могут погибнуть)
-Обобщим, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед). (Карточка на доске:
Солнце выше, чем зимой.
Дни стали длиннее. Потепление.
Небо голубое,высокое…
Ледоход Половодье…)
- Какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?
2 группа отвечает
(В начале весны появляются раннецветущие растения, потому что им нужно много света и влаги.
Слайд
- Почему эти цветы зацветают так рано?
(Раннецветущие растения получают питание из своих утолщённых подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы
питательных веществ.)
- Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это? (Многие первоцветы занесены в Красную книгу. Собирать букет из своего участка.)
3 группа отвечает
Появляются насекомые. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.
Возвращаются в родные края перелетные птицы. Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов. Просыпаются звери, которые всю зиму спали: ежи, медведи. Весной звери теплую шубу меняют на летнюю. У большинства зверей рождаются детеныши.)
- Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют)
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. А теперь отгадайте загадки, сначала отвечает первая группа, потом вторая, третья.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (Грач) Март время прилета грачей
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать- дворец
Прилетай скорей… (Скворец) Конец марта время прилета скворцов
Свое гнездо о в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок) Прилетают в начале апреля
Прилетает к нам теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка) Май – время прилета ласточек
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец,
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей) Прилетают в середине мая
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)(Птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
(Слайд)
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Строить скворечники, отходить от гнезд птиц, не шуметь в лесу)
-Итак, мы узнали какие изменения происходят весной в живой природе. (Прикрепляю модель к доске)
- А сможем мы теперь ответить на вопрос, как же связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.
(Составление модели в группе)
Больше солнечного света
Тает снег.
Зацветают растения.
Появляются насекомые.
Возвращаются птицы
VI. Итог урока
-Подведем итоги, заполним таблицу: узнал новое,
- Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока?
Как вы думаете, мы справились с задачами урока? Ответим на вопросы, которые у вас на листочках.
(Проверка по слайду)
VII. Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.
Весна – одна из красивейших времен года. Многие художники изобразили весну в своих картинах: Саврасов, Левитан…
Давайте создадим и мы свою картину. Это дерево еще не проснулось. Скоро оно проснется, и на нем появятся зеленые листочки, цветочки. Оцените свою работу на уроке. Если вы сегодня своей работой остались довольны, возьмите зеленый листик и цветочек и прикрепите на дерево.
Спасибо всем!
VII. Задание на дом
Составить рассказ «Весна пришла», используя модели между явлениями неживой и живой природы.
V.Физкультминутка
Игра «Топаем-хлопаем»
- Я называю признаки весны. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – топаете.
Весной день становится длиннее
Ворона – перелетная птица
Птицы улетают на юг
Таяние снега, льда
Небо голубое, высокое
Зацветают растения
С деревьев опадают листья
Появляются насекомые