СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного часа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного часа»

Мероприятие « 12 декабря – День Конституции России»

        Цель: Дать определение Конституции, расширить представление о Конституции, символики России:  Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма.  Воспитывать бережное отношение к символам Российской Федерации.

     Оборудование: портрет президента России, Конституция РФ,  карта России, герб, флаг, национальные символы России, аудиозаписи песен и гимн. 

План урока:

  1. Организационный момент:

Учитель:  Добрый день дорогие ребята,  12 декабря – День Конституции России

  • У государства есть устав.

  •  Просты и строги его фразы:

  •  Ведь каждый обладатель прав

  •  Одновременно с тем обязан

  •  Знать всё, что можно, что нельзя,

  •  Блюсти законы неуклонно…

  •  С Днем Конституции, друзья!

  •  Пусть будет всё у вас законно!

Наша встреча посвящена именно этому замечательному событию: 12  декабря исполняется 24 года конституции Российской Федерации, основному закону нашей страны.

Закон - отец согласия, мира, дружбы.

А Конституция -  его прямой гарант.

Она у Правды состоит на службе,

Как солнца луч и милосердия квант.

     Дана народу, для свершений дивных,

Чтобы без споров жить в России нам.

И чтоб тенденций роста позитивных,

Не оборвали хаос и бедлам.

  1. Сообщение нового материала. Рассказ учителя.

- Итак, что же такое Конституция? Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. А для чего мы должны знать её? (Ответы учащихся: Чтобы люди соблюдали законы, чтобы был порядок в стране и т.д.)

История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года.

С 1990 по 1993 год обсуждались различные её  проекты. Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

Во всенародном голосовании участвовало 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован, и она вступила в силу.

  1. Знакомство учащихся с текстом Конституции (лежит на партах)

- Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дано пояснение  целей,  мотивов принятия Конституции.

В первом разделе 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (статьи 1-16, закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (статьи 17-64, устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности).

Глава 3. «Федеративное устройство» (статьи 65-79, определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (статьи 80-93, определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (статьи 94-109, высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (110-117, высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (статьи 118-129, устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (статьи 110-133, устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (статьи 134-137, определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

Во втором разделе содержатся заключительные и переходные положения. Они  содержат 9 частей, в которых определяется порядок вступления Конституции в  силу, применение законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу полномочий Президента, Совета Министров, судов, Совета Федерации, депутатов и т.д.

  1. Опрос учащихся.

- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)

- Кто имеет право свободно передвигаться выбирать место пребывания и жительство? (Каждый, кто законно находится на территории РФ)

- Какая религия установлена в качестве государственной? (Никакая религия не может быть установлена в качестве обязательной)

- Кто имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность? (Каждый)

- Обязаны ли свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом? (Нет, не обязаны)

- На сколько лет избирается Президент РФ? (На 6 лет)

- Кто входит в состав Федерального собрания? (2 палаты: Совет Федерации и Государственная Дума)

- Сколько депутатов в Гос. Думе? (450)

- Кто осуществляет исполнительную власть в РФ? (Правительство РФ)

- Кому подчиняются суды? ( Только Конституции РФ и федеральному закону)

- Что является высшим судебным органом (Верховный суд)  

  1. Сведения о государственной символике РФ 

У каждой страны есть свои отличительные символы

Давайте вспомним, что к ним относится (герб, гимн, флаг).

(рассказывают подготовленные учащиеся)

- Государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.

- Флаг в любом государстве также является символом достоинства и независимости нации. Недаром подъем государственного флага – первая торжественная церемония после провозглашения нового государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Петр I определил точное расположение горизонтальных полос: внизу – физический(красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый).

В апреле 1991г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага республики. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями.

- Гимн так же является символом России и имеет свою отдельную историю. Как ни удивительно, но государственного гимна Россия не имела в течении долгого времени. После распада Советского Союза  и образования Российской Федерации в качестве Государственного гимна была утверждена «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Поскольку слова к этому музыкальному произведению, оказалось, подобрать затруднительно, 27 декабря 2000г. В качестве Государственного гимна была утверждена музыка Александрова (с изменениями); 22 марта 2001г., в силу закона «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О Государственном гимне РФ»»,- новый текст гимна, который  сочинил Михалков.

 

 

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства.

  Учитель: Что такое Государственный герб Российской Федерации? ( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.

          Учитель - Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого( двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, объединенных лентой) В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь конем, дракона. )

         Учитель: 

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? ( Россия - одна из немногих стран мира,  расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.) 

Учитель : - Где помещается  Государственный герб Российской Федерации? (на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях , на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

 Учитель: - Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отесественной истории, и продолжает и х в третьем тысячелетии. 

Учитель :- Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации. 

Учитель: Что такое Государственный флаг?

( Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)

Учитель: - Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Учитель: - Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Учитель:- Где вывешивают государственный флаг ? ( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Учитель: - 22 августа – День Государственного флага России. В этот день  на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

Предлагаю вам немного поиграть

                                          ИГРА «ДА», «НЕТ»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – хором говорим: «Да!». Если это противоречит закону, хором говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

 

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

                                                     Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

  6.  В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

  8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

  9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

  10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

  11. Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

  12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

  13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

  14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

  15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

  16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

  17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

  18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

  19.  Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

  20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

  

                                        Дополните до фразы.

 

знать (права) 

выполнять (обязанности) 

любить (свою Родину) 

охранять (территорию) 

беречь (природу) 

гордиться (культурой, языком) 

приумножать (богатства) 

«Моя родина - Россия»

ВОПРОСЫ:

  • Что такое символ? (условный знак, обозначение).

  • Что такое гимн? (торжественная песня).

  • Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

  • Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

  • Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

  • Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

  • Что означает слово «герб»? (наследство).

  • Старинное русское название флага? (стяг).

  • Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

  • Кто является главой Российского государства? (президент).

  • Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

  • Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

  • Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

  • Назовите денежную единицу России. (Рубль).

  • Назовите растение – символ России. (Береза).

  • Назовите столицу России. (Москва).

  • Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

  • Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

  • Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

  • Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

  • Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Подведение итогов.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно взять листочки и карандаши, которые лежат у каждого на парте, обвести свою ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – ответ на вопрос: «о чём вас заставил задуматься наш Урок Знаний?»

А закончить наш Урок Знаний я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:

Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.

Всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, растите настоящими патриотами своей Родины!


Учитель: Давайте и мы примем закон для нашего класса. Это ваше домашнее задание : придумать закон для нашего класса.