СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка программы дополнительного образования "Технология ремесла"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Технология ремесла" рассчитана на школьников 3-5 классов. Программа позволяет выявить технические способности через изучение традиционных ремёсел, предметов крестьянского быта, костюма, украшений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка программы дополнительного образования "Технология ремесла"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Технология ремесла» является программой технической направленности, т.к. развивает интерес детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, способствует развитию инженерного мышления (ТРИЗ), навыков в сфере инженерии и технического творчества.


Адресат программы

Программа адресована учащимся 9-12 лет, проявляющим интерес к конструированию, макетированию, исследовательской деятельности, физическому устройству мира народных ремёсел.


Актуальность

Самостоятельность, полёт творческой мысли, смелость воплощать новаторские идеи –
основа образовательного запроса современного общества. Человек должен не только иметь глубокие знания об истории своего народа, но и уметь применять эти знания при решении сложных задач.

Изучение истории и культуры народа лежит в основе грамотной стратегии духовно-нравственного воспитания школьников. Применение на практике знаний, полученных в ходе изучения теории, - это важнейший образовательный момент, который позволяет осуществить переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. Актуальность данной программы с точки зрения современности и социальной значимости состоит в том, чтобы отвечать потребностям и запросам современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение задач и актуальных проблем современного человека через изучение народных ремёсел.

«Технология ремесла» позволяет изучить старинные крестьянские ремесленные инструменты с точки зрения механики и инженерии, а произведения крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования. Участники программы приобретают навыки построения чертежа и создания объемного макета, разработки схем для ткачества, плетения, вышивки и т. д., учатся оформлять и представлять творческие проекты технической направленности.

Программа реализуется на базе музея-мастерской "Школа ремёсел" в ГБОУ школе 641 с углублённым изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.


Уровень освоения Программы – общекультурный.


Объем и срок освоения программы

Сроки реализации программы: 1 год, 72 академических часа.

Занятия группы проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Наполняемость групп: 15 человек.


Цель

Развитие изобретательских способностей ребенка посредствам знакомства с ремесленными технологиями в процессе занятий по макетированию, конструированию из различных материалов и ТРИЗ.

Задачи

Обучающие:

- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;

- Способствовать формированию навыков работы с информацией;

- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Развивающие:

- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;

- Формирование навыка презентационной деятельности;

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;

- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.


Планируемые результаты

Предметные

- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.

- Будут сформированы навыки работы с информацией;

- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Метапредметные

- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;

- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;

- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Личностные

- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;

- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

Форма обучения – очная.


Особенности реализации

Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий:

- очные занятия, проводимые в режиме реального времени;

- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажёры.


Условия набора и формирования групп

В объединение принимаются все желающие в возрасте 9-12 лет, проявляющие интерес к конструированию, макетированию, исследовательской деятельности, физическому устройству мира народных ремёсел.

Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения.

Количество учащихся в объединениях – 15 человек.


Особенности организации образовательного процесса

Формы организации занятий:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия.

Формы проведения занятий:

- научный лекторий (демонстрация видеофильмов, обсуждение просмотренного);

- игровое занятие на развитие логики, внимания, памяти (форма учебной деятельности стимулирующая мыслительные процессы, дающая нестандартный взгляд на окружающие предметы и явления);

- эвристическая беседа;

-творческая мастерская (форма обучения, которая создает условия для подхода каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества).

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое оснащение программы:

Для реализации программы, каждому ребенку необходимо рабочее место с хорошим освещением, соответствующее росту ребенка.

1.Расходные материалы

Бумага (писчая, координатная, чертежная, ватман, альбомная, цветная, газетная и др.). Картон разной толщины и фактуры. Клей, краски, проволока, нитки, шпагат, пластилин. Ножницы для бумаги

Хозяйственные, строительные и декоративные товары (пластиковые соломинки, зубочистки, шпажки, скотч: прозрачный, двусторонний, на бумажной основе, прищепки, нитки, проволока, губки, одноразовая посуда.

2. Оборудование

Компьютер, монитор, принтер.





Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях, противопожарная безопасность. План занятий

2

1

1

Беседа. Обсуждение

2

Крестьянская механика XIX века

18

8

10

наблюдение, практическая работа

3

Геометрия старинной вышивки XIX века

16

4

12

наблюдение, практическая работа

4

Симметрия бисерных украшений XIX века

16

4

12

наблюдение, практическая работа

5

Ткачество поясов – древнее программирование

18

7

11

наблюдение, практическая работа

6

Итоговое занятие «Проект»

2


2

Коллективное макетирование


ИТОГО:

72

24

48





Рабочая программа

Группа №1


Задачи

Обучающие:

- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;

- Способствовать формированию навыков работы с информацией;

- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Развивающие:

- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;

- Формирование навыка презентационной деятельности;

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;

- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.


Планируемые результаты

Предметные

- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.

- Будут сформированы навыки работы с информацией;

- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Метапредметные

- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;

- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;

- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Личностные

- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;

- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа

Теория: Знакомство с группой учащихся. Беседа «Правила поведения в учебном кабинете, в учреждении. Правила техники безопасности и охраны труда на занятиях».

Практика: Задание «Представься креативно». Игры на знакомство и сплочения.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов

Теория: Презентации о крестьянских технических изобретениях XIX века.

Практика: Организация рабочих мест. Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов

Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов вышивки и её форм в XIX веке.

Практика: Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для вышивки, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов

Теория: Просмотр видео и обсуждение основных форм и видов украшений из бисера в XIX веке.

Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для изготовления бисерных украшений, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление чертежей макетов, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов

Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов народных поясов и способов их изготовления.

Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Изготовления чертежей, макетов, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №6 - «Итоговое занятие» - 2 часа

Теория: Подведение итогов обучения. Анализ достижений.

Практика: завершение и презентация работ.

Формы контроля: Беседа, наблюдение. Контрольное задание, анализ работ.

Календарно - тематический план

объединения «Технология ремесла»

1 год обучения, группа №1


п/п


Раздел/тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Фомы

способы

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа

1

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство и сплочения.

2

1

1

16.09


Беседа, наблюдение

Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов

2

Экскурсия по музею-мастерской «Школа ремёсел».

Игра «Найди ремесло»

2

1

1

23.09


Беседа, наблюдение

3

Крестьянские ремёсла. Мужские и женские ремёсла.

Оформление опорной схемы.

2

1

1

30.09


Беседа, наблюдение

4

Женские ремёсла. Прядение. Устройство прялки. Интерактив «Моя первая ниточка».

2

1

1

07.10


Беседа, наблюдение

5

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Технический рисунок передника.

2

1

1

14.10


Беседа, наблюдение

6

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Раскрой передника.

2

1

1

21.10


Беседа, наблюдение

7

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Шитьё передника из бязи.

2

1

1

28.10


Беседа, наблюдение

8

Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Керамическая игрушка в музее-мастерской «Школа ремёсел».

2

1

1

11.11


Беседа, наблюдение

9

Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Чертёж изделия из художественной глины.

2

1

1

18.11


Беседа, наблюдение

10

Изготовление изделия из художественной глины.

2


2

25.11


Беседа, наблюдение

Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов

11

Виды старинной вышивки и инструменты для неё. Интерактив «Вышивка по дереву»

2

1

1

02.12


Беседа, наблюдение

12

Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Рисунок «Птица Пава»

2


2

09.12


Беседа, наблюдение

13

Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Вышивка на ткани тамбурным швом «Птица Пава»

2


2

23.12


Беседа, наблюдение, презентация работ

14

Инструктаж по технике безопасности.

Мужские ремёсла. Токарное искусство. Чертёж традиционных пялец для вышивки.

2

1

1

13.01


Беседа, наблюдение

15

Мужские ремёсла. Токарное искусство. Изготовление макета традиционных пялец для вышивки из деревянных прутьев.

2


2

20.01


Беседа, наблюдение

16

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов.

2

1

1

27.01


Беседа, наблюдение

17

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня».

2

1

1

03.02


Беседа, наблюдение

18

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня».

2


2

10.02


Беседа, наблюдение

Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов

19

Добыча жемчуга на Русском Севере в XIX веке. Экскурсия по разделу «Арт-зона» музея-мастерской «Школа ремёсел».

2

1

1

17.02


Беседа, наблюдение

20

Мужские ремёсла. Добыча жемчуга. Интератктив «Живой камень»

2

1

1

24.02


Беседа, наблюдение

21

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Чертёж «Жемчужное украшение»

2

1

1

03.03


Беседа, наблюдение

22

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение»

2


2

10.03


Беседа, наблюдение

23

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение»

2


2

17.03


Беседа, наблюдение

24

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века.

2

1

1

24.03


Беседа, наблюдение

25

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет.

2


2

31.03


Беседа, наблюдение

26

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет.

2


2

07.04


Беседа, наблюдение

Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов

27

Пояс – неотъемлемый элемент крестьянского костюма. Способы изготовления поясов. Игра «Одень куклу».

2

1

1

14.04


Беседа, наблюдение

28

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек и берда.

2

1

1

18.04


Беседа, наблюдение

29

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

21.04


Беседа, наблюдение

30

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

25.04


Беседа, наблюдение

31

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

28.04


Беседа, наблюдение

32

Различные способы изготовления поясов. Заготовка карточек из картона для ткачества.

2

1

1

05.05


Беседа, наблюдение

33

Женские ремёсла. Создание схемы для ткачества поясов на дощечках.

2


2

12.05


Беседа, наблюдение

34

Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум.

2

1

1

19.05


Беседа, наблюдение

35

Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум.

2


2

23.05


Беседа, наблюдение

Раздел №6 – «Итоговое занятие» - 2 часа

36

Итоговая работа: Защита проектов.

2


2

26.05


Контрольное задание,

анализ работ.

Итого:

72

24

48








Рабочая программа

Группа №2


Задачи

Обучающие:

- Знакомство учащихся с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и программирования;

- Способствовать формированию навыков работы с информацией;

- Сформировать практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Развивающие:

- Развитие памяти, внимания, аналитического мышления;

- Формирование навыка презентационной деятельности;

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- Формирование интереса к изучению традиционной культуры и народному творчеству;

- Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.


Планируемые результаты

Предметные

- Обучающие будут знакомы с ремесленными инструментами с точки зрения механики и инженерии, а с произведениями крестьянского искусства - с точки зрения счетной деятельности, геометрии и даже программирования.

- Будут сформированы навыки работы с информацией;

- Сформированы практические навыки в области макетирования и конструирования из различных материалов.

Метапредметные

- Память, внимание, аналитическое мышление будут более развиты;

- Обучающиеся сформируют навыки презентационной деятельности;

- Будут развиты интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Личностные

- Сформируется устойчивый интерес к народному творчеству;

- Способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности более развиты;

- Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа

Теория: Знакомство с группой учащихся. Беседа «Правила поведения в учебном кабинете, в учреждении. Правила техники безопасности и охраны труда на занятиях».

Практика: Задание «Представься креативно». Игры на знакомство и сплочения.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов

Теория: Презентации о крестьянских технических изобретениях XIX века.

Практика: Организация рабочих мест. Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов

Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов вышивки и её форм в XIX веке.

Практика: Игры - занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для вышивки, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление макетов, чертежей, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов

Теория: Просмотр видео и обсуждение основных форм и видов украшений из бисера в XIX веке.

Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Знакомство с инструментами для изготовления бисерных украшений, шаблонами, хранением расходных материалов. Изготовление чертежей макетов, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов

Теория: Экскурсия по экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел», обсуждение видов народных поясов и способов их изготовления.

Практика: Игры-занятия на развитие логики, внимания, памяти. Изготовления чертежей, макетов, аппликаций.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Раздел №6 - «Итоговое занятие» - 2 часа

Теория: Подведение итогов обучения. Анализ достижений.

Практика: завершение и презентация работ.

Формы контроля: Беседа, наблюдение. Контрольное задание, анализ работ.

Календарно - тематический план

объединения «Технология ремесла»

1 год обучения, группа №1


п/п


Раздел/тема занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Фомы

способы

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел №1 – «Вводное занятие» - 2 часа

1

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. Игры на знакомство и сплочения.

2

1

1

11.09


Беседа, наблюдение

Раздел №2 – «Крестьянская механика XIX века» - 18 часов

2

Экскурсия по музею-мастерской «Школа ремёсел».

Игра «Найди ремесло»

2

1

1

18.09


Беседа, наблюдение

3

Крестьянские ремёсла. Мужские и женские ремёсла.

Оформление опорной схемы.

2

1

1

25.09


Беседа, наблюдение

4

Женские ремёсла. Прядение. Устройство прялки. Интерактив «Моя первая ниточка».

2

1

1

02.10


Беседа, наблюдение

5

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Технический рисунок передника.

2

1

1

09.10


Беседа, наблюдение

6

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Раскрой передника.

2

1

1

16.10


Беседа, наблюдение

7

Женские ремёсла. Ручное шитьё. Шитьё передника из бязи.

2

1

1

23.10


Беседа, наблюдение

8

Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Керамическая игрушка в музее-мастерской «Школа ремёсел».

2

1

1

30.10


Беседа, наблюдение

9

Мужские ремёсла. Гончарное ремесло. Чертёж изделия из художественной глины.

2

1

1

06.11


Беседа, наблюдение

10

Изготовление изделия из художественной глины.

2


2

13.11


Беседа, наблюдение

Раздел №3 – «Геометрия старинной вышивки XIX века» - 16 часов

11

Виды старинной вышивки и инструменты для неё. Интерактив «Вышивка по дереву»

2

1

1

20.11


Беседа, наблюдение

12

Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Рисунок «Птица Пава»

2


2

27.11


Беседа, наблюдение

13

Женские ремёсла. Тамбурный вышивальный шов. Вышивка на ткани тамбурным швом «Птица Пава»

2


2

04.12


Беседа, наблюдение

14

Мужские ремёсла. Токарное искусство. Чертёж традиционных пялец для вышивки.

2

1

1

11.12


Беседа, наблюдение

15

Мужские ремёсла. Токарное искусство. Изготовление макета традиционных пялец для вышивки из деревянных прутьев.

2


2

18.12


Беседа, наблюдение

16

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов.

2

1

1

25.12


Беседа, наблюдение, презентация работ

17

Инструктаж по технике безопасности.

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня».

2

1

1

15.01


Беседа, наблюдение

18

Женские ремёсла. Двусторонний вышивальный шов. Чертёж узора «Берегиня».

2


2

22.01


Беседа, наблюдение

Раздел №4 – «Симметрия бисерных украшений XIX века» - 16 часов

19

Добыча жемчуга на Русском Севере в XIX веке. Экскурсия по разделу «Арт-зона» музея-мастерской «Школа ремёсел».

2

1

1

29.01


Беседа, наблюдение

20

Мужские ремёсла. Добыча жемчуга. Интератктив «Живой камень»

2

1

1

05.02


Беседа, наблюдение

21

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Чертёж «Жемчужное украшение»

2

1

1

12.02


Беседа, наблюдение

22

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение»

2


2

19.02


Беседа, наблюдение

23

Женские ремёсла. Изготовление украшений из жемчуга. Создание макета «Жемчужное украшение»

2


2

26.02


Беседа, наблюдение

24

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века.

2

1

1

05.03


Беседа, наблюдение

25

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет.

2


2

12.03


Беседа, наблюдение

26

Жемчуг в традиционном женском костюме Русского Севера XIX века. Плоскостной макет.

2


2

19.03


Беседа, наблюдение

Раздел №5 – «Ткачество поясов – древнее программирование» - 18 часов

27

Пояс – неотъемлемый элемент крестьянского костюма. Способы изготовления поясов. Игра «Одень куклу».

2

1

1

26.03


Беседа, наблюдение

28

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек и берда.

2

1

1

02.04


Беседа, наблюдение

29

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

09.04


Беседа, наблюдение

30

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

16.04


Беседа, наблюдение

31

Мужские ремёсла. Инструменты для изготовления поясов. Чертёж карточек, челнока и берда.

2

1

1

23.04


Беседа, наблюдение

32

Различные способы изготовления поясов. Заготовка карточек из картона для ткачества.

2

1

1

30.04


Беседа, наблюдение

33

Женские ремёсла. Создание схемы для ткачества поясов на дощечках.

2


2

17.05


Беседа, наблюдение

34

Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум.

2

1

1

14.05


Беседа, наблюдение

35

Женские ремёсла. Плетение пояса из нитей. Практикум.

2


2

21.05


Беседа, наблюдение

Раздел №6 – «Итоговое занятие» - 2 часа

36

Итоговая работа: Защита проектов.

2


2

28.05


Контрольное задание,

анализ работ.

Итого:

72

24

48










ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы и приемы обучения


группа методов

методы

приемы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

словесный

устное изложение, беседа

наглядный

видео-просмотр, демонстрация графиков, схем, рисунков, работа по образцу

практический

практические работы

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

репродуктивный

учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый

выбор оптимального варианта решения

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся

фронтальный

одновременная работа со всеми учащимися

групповой

организация работы по малым группам (от 2 человек)

индивидуальный

индивидуальное выполнение заданий, решение проблем


Современные педагогические технологии

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. На занятиях по Программе они применяются преимущественно на этапах закрепления знаний, умений и навыков, а также при проведении занятий, завершающих освоение разделов.

Диалоговые технологии. Весь образовательный процесс построен на основе коммуникативной среды, в рамках которой реализуется взаимодействие педагог –учащийся, учащийся – учащийся. В процессе диалогического общения на занятии учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для принятия личностью нового опыта. Примером реализации такой технологии являются задания «объясни соседу», которые достигают высшего развития в мульти-диалоговых вариантах при проведении ребенком мастер-класса.

Технология проблемного обучения. Организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Программа предполагает не предъявление учащемуся готовых шаблонов моделей и некоторой системы знаний, а освоение ребенком способов деятельности и новых знаний в процессе создания собственных моделей, адекватных представленному прототипу.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности функционирует система контроля освоения учащимися Программы:


Вид контроля

Формы

Срок контроля

Входной

педагогическое наблюдение, практическая работа

сентябрь

Текущий

контрольное задание, соревнование-игра

в течение учебного года

Промежуточный

презентация работ

декабрь

Итоговый

презентация работ

май


Входной контроль проводится в сентябре, с целью выявления у учащихся начальных представлений об основных открытиях, первоначальных навыков работы по образцу, умения использовать простые инструменты (ножницы, клеящий карандаш).

Формы:

-педагогическое наблюдение,

-выполнение каждым учащимся практической работы.

Входной контроль осуществляется по следующим параметрам:

-техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций по технике безопасности);

- мотивированность (комплексная реакция удивления, интереса, радости на предъявляемые в игровой форме необычные явления; умение слушать и задавать вопросы по существу; уровень эрудиции и любопытства);

- зрелость (знание некоторых понятий о прогрессе человечества);

- возраст (соответствие мыслительных процессов, логики, внимания и памяти);

- умение (работать в команде; знание предназначения простых инструментов);

- умелость (элементарные ручные навыки: склеивание, вырезание, складывание листов бумаги, обведение шаблонов по контуру);

Результаты входного контроля фиксируются в бланке входного контроля (Приложение 2) с использованием следующей шкалы:

Оценка параметров

Уровень по сумме баллов

Начальный уровень – 0 баллов

Средний уровень – 1 балл

Высокий уровень – 2 балла

Высокий уровень: 9–10 баллов

Средний уровень: 4–8 баллов

Допустимый уровень: 1–3 балла

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы.

Формы:

- соревнование-игра заключается в использовании естественной для детей склонности к соперничеству: на каждом занятии отмечаются не только лидеры, но и дети, достигшие локального успеха (сравнение с самим собой); фото- и видеосъемка удачных моментов («самая хорошая игрушка», «кому доверили сложный инструмент», «кто отлично помогает младшим» и т. п.);

- выполнение контрольных заданий для оценки практических навыков, механической понятливости, внимательности, креативности.

Промежуточный контроль осуществляется в конце первого учебного полугодия с целью выявления уровня освоения Программы учащимися и корректировки процесса обучения. Проводится в форме презентации работ, на которой учащиеся демонстрируют уровень овладения теоретическим и практическим программным материалом.

Итоговый контроль проводится по окончании обучения.

Процедура подведения итогов освоения программы представляет собой презентацию работ, где дети демонстрируют

-умение рассказать о значении открытия;

-умение решать поисково-логические задачи;

При подведении итогов в целом подсчитывается сумма всех баллов и определяется рейтинг творческой активности каждого ребенка.

Оценка степени достижения метапредметных и личностных результатов осуществляется на основании педагогического наблюдения при выполнении учащимися практических заданий.

Результаты промежуточного и итогового контроля фиксируются в Карте педагогического мониторинга (Приложение 1).

Информационные источники

1. Барышева Т.А. Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих

способностей. – Ростов - на - Дону, 2008

2. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. – Изд. 2-

е. – М. – СПб.- Киев.,2009.

3. Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой губернии конца XIX ― начала XX в. //

Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011

4. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007

5. Крейг Г. Психология развития. – СПб. ,2010.

6. Музейная педагогика в школе: выпуск 1 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –

СПб., 2008

7. Музейная педагогика в школе: выпуск 2 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –

СПб., 2010

8. Музейная педагогика в школе: выпуск 3 / Науч. ред. Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. –

СПб., 2011

9. Образовательное пространство музея: материалы семинара, посвященного 15- летию

Российского центра музейной педагогики и детского творчества: сб. ст. / Науч. ред.

Б. А. Столяров. – СПб., 2010

10. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория и практика. – М., 2009

11. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в

собрании музея «Кижи»// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004

12. Яскеляйнен А.А.Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре

Олонецкого края// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2010




Методика определения результативности образовательной программы деятельности детей

Для мониторинга результатов учащихся по дополнительной образовательной программе используется методики Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н.

Они позволяют представить:

  • набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

  • систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;

  • определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.


КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

п/п

Ф И учащегося

Входная диагностика

Предметные результаты обучаемости по программе

Метапредметные результаты обучаемости по программе

Результаты личностного развития детей в процессе освоения программы

% освоения программы учащимся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Предметные достижения ребёнка

итого, %

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

итого, %

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

итого, %


с 01 по 20.09

Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1


 



























2


 




























 



























15


 



























ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 





















педагог ____________________________________________________ дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "_______________________"

___ год обучения, группа № ____