Методические аспекты помощи в выполнении домашних заданий
Родителями.
Выполнение ребенком домашних заданий является проблемной сферой для многих
семей. Часто дети не справляются с подготовкой уроков самостоятельно (отвлекаются,
делают уроки не на должном уровне или тем или иным способом избегают этого),
нуждаются в помощи и контроле со стороны родителей.
Сталкиваясь с подобными проблемами, родители обычно задают такие вопросы:
1. Как правильно помогать ребенку в выполнении домашних заданий?
2. Какие формы контроля выбрать, чтобы это шло на пользу?
3. Какими могут быть причины сложностей ребенка?
Ниже даны стандартные рекомендации и описаны самые типичные причины
сложностей при выполнении домашних заданий. Возможно, они вам помогут в
понимании и коррекции сложившейся ситуации.
Помощь и контроль. Типичные ошибки родителей
Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия.
1. Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Руководствуются
при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата,
быстрее научился, почувствовал поддержку и т. д.
2. Не помогают, когда наоборот ребенок просит в чем-то помочь. Происходит
это обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о том,
что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание книжки или
тетрадки, жалобы «Не получается!» и проч.) либо из-за чрезмерного стремления
родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам.
В работе с родителями можно использовать различные инструкции по
выполнению видов домашней работы, памятки
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Расписание для домашней работы. Составить четкое расписание, когда
выполнять домашнюю работу. Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю
работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и
поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Благодаря этому
вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и
предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение
времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в
ущерб другому.
2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого
задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они
могут долго мучиться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по
важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым,
и так далее.
3. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы
находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента
начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением,
рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек,
ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для
текущей работы).
Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный
час должно быть безусловно выделено место для занятий.
4. Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается
начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.
У человека, который систематически начинает работу без промедления, период
«втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится
источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
5. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и
домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. Работа должна идти в хорошем
темпе – от 1 часа во втором классе до 3-4 часов у старшеклассников.
6. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Родители часто имеют
привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз
ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо
он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т. п.
Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз
проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
7. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Некоторые родители
готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей
может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный
результат может быть разрушителен. Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть
помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов
более серьезных проблем. Если же вы будете следовать правилам, о которых было
рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.
8. Контроль на начало занятий. Нужно помочь ребенку найти правильный режим
работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления
уроков.
Контроль в середине занятий. Воспитать у него стойкую привычку садиться за
уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться
в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.
Контроль на окончание занятий. Качество выполнения: все прослушать,
просмотреть, сравнить с записями в дневнике.
9. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек,
который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать
работу, приступать к ней без проволочек.
Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей
самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью,
разумной требовательностью.
Правила оказания помощи и контроля для родителей
1. Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребенок может
справиться сам, пусть он справляется сам.
2. Помогать и контролировать можно по-разному. Иногда достаточно просто
обратить внимание ребенка на что-то («Посмотри, все ли у тебя правильно», «Что тебе
еще нужно сделать?», «Напоминаю, что после обеда нужно садиться за уроки»), но
бывают и ситуации, когда взрослому приходится фактически делать уроки вместе с
ребенком. Важно, чтобы помощь и контроль были дозированными и оказывались по
минимуму. К более «массированной» помощи следует прибегать только после того, как не
помогла помощь в меньшем объеме.
3. Важно, от кого исходит инициатива. Нужно создавать такую ситуацию,
чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то и проверить, напомнить и т. д. Если
ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то
задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро
получается, «почерк корявый», «очевидная глупая ошибка» и т. п. Вспомните себя: Вы
ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок.
4. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь
(руководствуясь правилами, описанными выше). Есть такой психологический термин
«зона ближайшего развития» – это действия, которые на сегодняшний день ребенок не
способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То,
что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью
самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно
ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего развития» войдут другие
действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение
сферы самостоятельности и компетентности ребенка.
5. Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон
родителя должен быть доброжелательным. Если просьба ребенка о помощи оборачивается
нервотрепкой, скандалом, то в следующий раз он приложит максимум усилий, чтобы
обойтись без вас, даже если понимает, что сам не справляется. Лучше избегать также
иронии, которую многие дети воспринимают как издевку или высмеивание, а также не
допускать того, чтобы совместные занятия излишне затягивались. Если ребенка
заставлять «доделать, что надо», когда он, очевидно, устал, то такое выполнение задания
сопровождается сильным эмоциональным дискомфортом, вырабатывается своего рода
«рефлекс избегания».
6. Существенным является отношение к ошибкам. Часто ошибки ребенка
вызывают раздражение у родителя и ссоры. У ребенка в таком случае формируется страх
ошибок, который не помогает, а напротив, мешает их исправлять или не допускать.
Ошибку лучше воспринимать как своего помощника, сигнализирующего о том, что вот
над этим и этим еще нужно поработать.
Пример при выполнении домашних заданий по предмету:
ПАМЯТКА для родителей
На что обращать внимание при подготовке
домашних заданий по истории
1. Больше читать дополнительную литературу! Можно готовить сообщение по теме
с помощью дополнительной литературы (не более одной минуты).
2. При подготовке домашнего задания обязательно пользоваться тетрадью, так как
в ней записаны основные понятия, даты, все, что необходимо по текущей теме.
3. Обязательно готовить пересказ параграфа (можно близко к тексту).
4. Выделять основные понятия, даты (подчеркивать), стараться их запомнить.
5. Обязательно записывать домашнее задание в дневник! На вопросы в тетради и
учебнике отвечать обязательно!
6. Уметь составлять план ответа. Использовать его при пересказе, рассказе.
7. Задавайте ребенку вопросы на осмысление текста.
8. Учите ребенка самого формулировать вопросы по прочитанному материалу.
9. Уметь по опорным (главным) словам темы составлять цельный, логически
правильно выстроенный рассказ.
10. Учиться давать полные ответы (не односложные), объяснять, доказывать,
отстаивать свою точку зрения, приводить примеры.
11. Обязательно выполнять практические работы в контурных картах (очень
аккуратно).
12. Записи в тетрадях вести аккуратно, выделять главное цветом. При подготовке
творческих работ (докладов, сообщений и пр.) обязательно соблюдать те же правила!
Как готовить домашнее задание по русскому языку
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнений.
4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к ним.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение,
ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при
необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не
заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его
наизусть.
Как решать задачи.
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что
нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Как нужно готовить задание по устным предметам
1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке:
- о чем рассказывал учитель;
- какие ставили опыты;
- какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из
наблюдений, опытов из своей жизни, просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как
ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.
Ниже приведен список приемов, которые необходимо знать родителям для
оказания помощи школьникам в процессе выполнения домашних заданий.
1) Выполнение распорядка дня.
2) Распределение заданий по степени сложности.
3) Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
Родителям учащихся начальной школы можно рекомендовать следующее:
Домашнее задание нужно начинать с краткого повторения того, что было
пройдено на уроке. Это поможет уточнить, насколько правильно ребенок понял учебный
материал.
Эффективным оказывается прием «Скажи короче»: ребенку предлагается
изложить часть прочитанного одним-двумя предложениями, «как понял».
Для «минуток отдыха» хорошо использовать различные ритмические
упражнения (с музыкой и без), физические упражнения на разноименные движения.
Например, «Одна рука догоняет другую»: ребенок стоит, опустив руки, на счет раз – одна
рука на пояс, два – другая рука на пояс, три – одна рука к плечу, четыре – другая рука.
Затем движение идет вниз.
36
Упражнение «Хлопки»: ладошками отхлопать ритм заучиваемого
стихотворения. Более сложный вариант – громкий хлопок обозначает ударный слог в
слове. Например: «ЛАМ-па».
Чтобы избежать двойного выполнения домашнего задания на черновике и в
тетради, можно для тренировки руки перед письмом предложить ребенку раскрасить или
обвести по контуру крупную картинку карандашом.
Чтобы облегчить процесс чтения, хорошо использовать подкладывание
линейки под читаемую строку. Увеличение скорости чтения достигается не большим
количеством текста, а повторением коротких абзацев или предложений. Ребенок лучше
усвоит текст, если прочтет его по «кусочкам», каждый несколько раз, поскольку удержать
в памяти весь текст – сложно, особенно для первоклассника. При обучении чтению
главная цель – понимание, а не проговаривание вслух, поэтому ребенку необходимо дать
возможность понять текст.
Рекомендуется чаще показывать, рассказывать, обыгрывать или рисовать
графически ту информацию, которая должна быть усвоена.
В конце работы необходимо хвалить ребенка за его старание. Страх,
отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более у
первоклассника.
Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо
запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Педагоги и родители знают «эффект
переучивания», если материал заучивался настолько интенсивно, что это привело к
переутомлению и забыванию.
На протяжении обучения в первом классе родителям не следует сразу
полагаться на самостоятельность ребенка, постепенное освоение школьных навыков,
помощь, заинтересованность и искреннее участие окажут положительное действие на
овладение знаниями.
4) Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает
уроки.
5) Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать
школьника дополнительными заданиями. Помните, ребенок находится в школе 6-7 часов,
а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка
не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок – целостное существо, и
для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
6) Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной
вашей работы. Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с
полной отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более часов истощает силы ребенка,
в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями.
Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и
помощь.
7) Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер
напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием
несколько часов подряд.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии
выполнить домашнее задание.
Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом
случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет
выполнено родителями.
У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например,
по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
37
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из
учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или
завучу.
8) Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для
него темпа.
9) Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач
одновременно. Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное
торпедирование командами-приказами: «Выпрямись», «Не дергай ногой!», «Не кусай
губы!», «Пиши ровно» – приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же
отвлекается и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя ту главную задачу
(прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать
упражнение и т. д.), а остальные отодвиньте на другое время.
10) Помощь при заучивании информации из учебника. Требуйте от своего
ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий,
формулировки вопросов. Учите его детальному изучению содержания материалов
учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения
учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы.
Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник.
Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо
обращать внимание. Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в
учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить
слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.
Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования
показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения
информации, тем больше вероятность усвоения информации.
Для запоминания правил, законов, формул в школьной среде давно существуют
разные забавные способы. Наверняка вам известна веселая потешка, помогающая
запомнить последовательность названий падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить
Пеленку», в которой первые буквы обозначают именительный, родительный, дательный,
винительный, творительный и предложный падежи. Такие забавные способы помогают
сохранить информацию в нашей памяти очень надолго.
Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и
исправить. Ваша цель – упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую
мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину
совершенной ошибки. Например, если ребенок при сложении 27 и 15 получает 32, вы его
спрашиваете: «А сколько будет 17 и 15?». Получив ответ в новой задаче – 32, ребенок
натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ один! Так он
приводит его к обнаружению ошибки.
11) Сначала проверить то, что выполнено правильно. А относительно заданий,
в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь
этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика
вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Иногда целесообразно проверять
домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил
упражнение. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его
индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его
перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть
способами самопроверки с помощью логических и образных схем.
38
Заключение
Проблема домашнего задания на сегодняшний день остается весьма важной и
актуальной буквально по всем школьным предметам. Домашние задания называют
домашней учебной работой, поскольку оно, действительно, продолжает атмосферу урока,
но уже в конкретных домашних условиях. В связи с тем, насколько успешно и
эффективно прошел урок, таким и будет его продолжение в домашнем задании.
Таким образом, при организации домашних заданий следует выполнять
следующие требования:
- задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно
знать, что делать и как делать (ясность задания);
- задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного
решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж
или, наоборот, они чрезвычайно «разжеваны» (должны иметь проблемный характер);
- задание должно предопределять его проверку (установка на контроль);
- задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и
индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на
индивидуализацию заданий);
- задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с
заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
- задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны
встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания,
наблюдений (разнообразие заданий);
- задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на
использование полученных ранее планируемых результатов в новых условиях (развитие
самостоятельности);
- в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов
программы (установка на повторение пройденного);
- каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту
трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих
способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
- задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых
ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
- задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока;
- задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу
после упражнений, вырабатывающих соответствующих УУД;
- задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока;
- домашнее задание должно фиксироваться учителем на доске или под запись в
дневник;
- домашние задания необходимо давать систематически, соблюдая, при этом,
определенные «дозировки» и временные нормы для его выполнения, сообразно
возрастным особенностям учащихся начальной и средней школы.
Самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в
методике организации, но и в содержании. Прежде чем включать в домашнюю работу по
новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения
за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную
подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней
работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания
или инструктаж к нему.
39
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования.
Многозначность роли домашней учебной работы, значительность ее функций
обуславливают ее необходимость как органической части единого учебновоспитательного процесса в школе.
Недопустимо:
Когда урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку
незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему.
Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока
и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся
знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства,
не очень простым для сильных учащихся.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое
может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на
механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не
дающие нужного положительного эффекта.
Причиной перегрузки может быть и неверный расчет учителя на умения учащихся,
которых у них на самом деле нет.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приемах выполнения которых
учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, нескоординированные
учителем по другим предметам.
Нельзя предлагать для выполнения дома упражнения на неотработанный материал,
который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для
учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу).
Нельзя давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это
приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию.
Нельзя допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают
время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние
сочинения и т. д.).
Нельзя не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
работоспособности.
Нельзя отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без
указания на то, какие именно это источники и где их можно найти.
Опыт показывает, что при выполнении домашних заданий целесообразно
использовать содружество и сотворчество учащегося, его родителей, членов семьи,
друзей, одноклассников, что способствует творческой обстановке, увлеченности
сотрудничества, а главное повышению мотивации и развитию интереса к учебе.
Также рекомендуем организовать разъяснительную работу среди родителей
(законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего
задания вне образовательной организации.
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без
достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной
ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий
различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание
на дом.
Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного
опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и
домашней работы учащихся. Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие
личности школьника. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности.
Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к самостоятельной
деятельности, стимулирует их личностное развитие.