Методические принципы и структура современной спортивной подготовки учащихся
Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И, где как не в школе этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребёнку избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, ловкость, гибкость. Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счёте, зависит и будущая деятельность человека. Физкультура – это не только умение бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учёба даётся легко и работается с огоньком. Это здоровье ребёнка, которое складывается из очень многого.
Организация образовательного процесса по предмету «Физическая культура» осуществляется на основании Закона ЛНР «Об образовании», ГОС НОО, ООО, СОО, «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008), Республиканского перечня учебников на учебный год, Рабочей учебной программы, Календарно-тематического планирования. (слайд 2,3)
В обязательной части комплексной учебной программы учащиеся овладевают легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой (лыжной). Вторая часть выбирается учителем и на эту часть программы составляется отдельный учебно-тематический план.
Учитель физической культуры работу по физическому воспитанию планирует ежегодно с учетом условий, наличия соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений, площадок. (слайд 4)
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются:
охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха; тренировки и укрепления здоровья; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. (слайд 5)
Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Урок физкультуры состоит из трех разделов: (слайд 6)
Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке.
Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет.
Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Основными формами организации образовательного процесса в школе кроме уроков физической культуры являются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках.
Физическая культура и спорт тесно взаимосвязаны. (слайд 7)
Физкультура - это занятия, которые направлены на укрепление здоровья и гармоничного развития тела.
Спорт – это соревновательная деятельность с целью достижения высоких результатов.
Отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, укладывающаяся в рамки соревнований. Поэтому вся подготовка спортсмена направлена к выступлениям в основных соревнованиях сезона, притом с ориентацией на победу, установление рекорда и острейшую конкуренцию. Кроме того, нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание всегда ориентирует спортсмена на высокие достижения, служащие интересам общества. Чтобы достичь высоких результатов в спорте необходима спортивная тренировка. (слайд 8)
Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).
Цель спортивной тренировки - подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов. (слайд 9)
В структуру спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. (слайд 10)
Основными принципами спортивной тренировки являются: (слайд 11)
Принцип сознательности (формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель — достижение максимального спортивного результата).
Принцип прогрессирования (наращивание нагрузок до максимальных величин).
Принцип непрерывности тренировочного процесса (адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей).
Принцип волнообразности динамики нагрузок (при соблюдении, которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект)
Принцип доступности и индивидуализации (выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях).
Принцип активности (получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива — создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.)
Принцип систематичности (непрерывность тренировочного процесса). Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Принцип цикличности тренировочного процесса (Цикличность — это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали).
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена (Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности).
Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения: (слайд 12)
Соревновательные (или основные). В зависимости от вида специализации у спортсмена может быть одно-два и более соревновательных упражнения. Они должны выполняться в строгом соответствии с официальными правилами соревнований.
Специально-подготовительные сходны с соревновательными по некоторым структурным элементам, характеру нервно-мышечных напряжений и преимущественному развитию двигательных качеств, но более просты для усвоения, более направленно развивают те навыки и качества, которые необходимы спортсмену в соревновательных упражнениях.
Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность.
Являясь частью системы физического воспитания, спортивная тренировка располагает всем арсеналом ее методов и методических приемов обучения. Однако специализация в спортивной тренировке определяет особенности их применения. В тренировочном процессе используются такие методы: (слайд13).
Методы строго регламентированного упражнения приобретают ярко выраженную направленность на совершенствование двигательных навыков и максимальное развитие двигательных качеств, характерных для избранного вида спортивной специализации.
Методы длительного стандартно-повторного и повторно-переменного упражнения отличаются стандартизацией, длительностью и непрерывностью нагрузки и чаще всего применяются в циклических видах спорта, требующих проявления выносливости.
Методы переменного упражнения характеризуются периодической сменой интенсивности работы и широко применяются в спортивных играх.
Методы повторно-интервального и прогрессирующего упражнения предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма за счет сокращения интервалов отдыха и возрастания нагрузки до максимума.
Метод частично регламентированного упражнения широко представлен соревновательным методом, особенно при высоком уровне спортивного мастерства.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, характерных для данного вида спорта. Применение этого метода обеспечивает высокую эмоциональность, возможность выявить психическую готовность спортсменов.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность как способ повышения эффективности тренировочного процесса. (слайд 14)
Спортивная тренировка требует комплексного использования различных методов, только оптимальное сочетание с учетом особенностей вида спорта, этапов тренировки может обеспечить максимальный эффект тренировочного процесса. Обратите внимание на требования к тренировке начинающих спортсменов: (слайд 15)
1. Обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка.
2. Дидактическая направленность тренировки выражается в том, что удельный вес обучения должен быть большим, чем в тренировке взрослых.
3. Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возможностям растущего организма.
4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки.
5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса.
6. Создавать облегченные условия проведения соревнований для уменьшения физического и психического напряжения детей.
7. Соблюдать возрастные ограничения при допуске детей к спортивным соревнованиям.
8. Число соревнований в течение года должно быть ограничено.
9. Использовать облегченный спортивный инвентарь и специальное оборудование, соответствующее анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей.
Ребенок, увлеченно занимающийся спортом, представляет собой особенно благоприятный объект для воспитания. Спортивная деятельность дает большие возможности для формирования характера, коллективизма, патриотизма и т. п.
У юного спортсмена огромным авторитетом, как правило, пользуется тренер. Спортсмен воспитывается в коллективе, где он тренируется и в составе которого выступает на соревнованиях. Коллективное воспитание не исключает и индивидуальной воспитательной работы. Особенно необходимым становится такое воспитание при достижении спортсменом высокого мастерства и переходе на индивидуальные тренировки. При воспитании юных спортсменов тренеру необходима связь с родителями, со школьным коллективом. Только при единстве взглядов и усилий процесс воспитания спортсменов будет эффективным.
Спорт – это то, что приносит радость и удовольствие. Спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определенных вершин и целей! (слайд 16)
Любите спорт и будьте здоровы! (слайд 17)