СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Родной Никита Анатольевич – студент 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах»

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.





Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 6

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 6

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 10

Примеры ошибок в детских исследовательских работах 10

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.4. Паспорт исследования №1 «Почему воздушный шар летает?» 18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 27

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 27

2.2. Проектная задача «Путешествие в космос» 3 класс. 42

2.3. Проектная задача «Лягушка – путешественница» для обучающихся 3 класса 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64

















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование -  процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).

Исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов)

Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности (Фролова Е.Ю.).

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Основной целью исследовательской деятельности в начальной школе является, формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: сначала ребенок выделяет и ставит проблему); предлагает возможные варианты решения этой проблемы, подбирает необходимый материал и готовится к выступлению и защите.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.



Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  • фантастической;

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.

Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.









1.2. Типичные ошибки при проведении исследования Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок

Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:

  • Тема не должна быть широкой

Например тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

  • Нe должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).

Постановка цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:

  • Неточный выбор слов

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  • Отсутствие конкретики

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.















1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ



Я разработал критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 3 источников.

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены


1-0

  1. Данные представлены в виде диаграмм, схем, рисунков.


2- таблицы, диаграммы, схемы;

1 - рисунок, описание;

0 - данные не представлены.

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

20



1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен



1.4. Таблица 2. Паспорт исследования «Почему воздушный шар летает?»

Автор: Родной Никита Анатольевич

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Почему воздушный шар летает?»

2

Актуальность исследования

Я всегда любил наблюдать за птицами и летающими насекомыми, ведь это так потрясающе испытывать ощущение полета! Иметь возможность осмотреть с высоты всё что тебя окружает. В частности мне очень нравятся воздушные шары, потому что на самолете нельзя остановиться на одном месте и просто насладиться видом. Позже мне стало интересно, как же воздушный шар поднимается в воздух, поэтому я провел опрос среди друзей и знакомых, результаты опроса вы можете увидеть на слайде.



С помощь чего взлетает воздушный шар?



- Он наполнен гелием.

- Внутри него летают птицы.

- Он очень легки.

- В него задувает ветер.

- Потому что у него есть двигатель как у ракеты.

- С помощью пропеллера.

- С помощью теплого воздуха.



Я получил совершенно разные предположения, но все же не смог понять какое же из них является верным. но в тот же вечер как я завершил свой опрос, я увидел серию Смешариков "талисман", предлагаю вам ознакомиться с фрагментами этой серии.



герои с помощью огня греют что-то внутри шара, чтобы он поднимался. а потом, открывая клапан сверху, чтобы спуститься.

3

Проблема исследования

Поднимает ли горячий воздух воздушный шар в небо?


4

Объект исследования

Горячий воздух.

5

Цель исследования

Узнать, влияет ли температура воздуха на подъем или спуск воздушного шара?

6

Задачи исследования

  • Собрать информацию по данной проблеме;

  • Проанализировать полученный материал;

  • Подобрать эксперимент по данной проблеме, который можно провести в домашних условиях;

  • Провести эксперимент.

7

Гипотеза исследования

Можно ли в домашних условиях проверить подъёмную силу горячего воздуха?

8

Методы исследования

Теоретические (анализ литературы) и эмпирические (опрос, эксперимент)

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Сбор информации по данной теме.

- опрос одноклассников и сверстников на тему «Почему воздушный шар летает?»



2. Проанализировать полученный материал;

Исходя из результатов стало ясно, что достоверной информации выявить не удалось. Но получилось узнать из стороннего источника способ, который совпадал с одним из предложенных вариантах ответов.



3. Подобрать эксперимент по данной проблеме, который можно провести в домашних условиях;

Анализ интернет ресурсов.



4. Провести эксперимент.

Ракета из чайного пакетика

Нам потребуются:



чайный пакетик

зажигалка

поднос

емкость для мусора



Опыт: аккуратно разрезаем пакетик с одной стороны и высыпаем оттуда чай. Расправляем пакетик, придав ему форму цилиндра, и устанавливаем его на поднос. Поджигаем пакетик сверху и ждем, пока он взлетит.



Разоблачение: из-за небольшой массы пакетика поток теплого воздуха запускает его в полет.


11

Оборудование для проведения исследования

  • чайный пакетик;

  • зажигалка;

  • поднос;

  • емкость для мусора;

  • ведро с водой.

12

Продукт исследования

Конференция внутри класса.

13

Перспектива исследования

Проведение конференции внутри класса.


14

Используемые источники

https://infourok.ru/razvivayushee-zanyatie-opyty-dlya-detej-5191563.html





Таблица 3. Паспорт исследования: «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»

Автор: Мараева Елизавета Юрьевна

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?

2

Актуальность исследования

Мой друг не очистил руки перед приемом пищи, после у него заболел живот. Я задумалась, как и чем лучше очищать руки в повседневной жизни. Какое средство выбрать?

3

Проблема исследования

Какое средство для очищения рук лучше справляется со своей задачей.

4

Объект исследования

Виды очищающих средств (антибактериальные салфетки, кусковое мыло, жидкое мыло)

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»

Для ученика: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1. Узнать о достоинствах и недостатках использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

2. Провести опыт, сравнить и понять, каким очищающим средством эффективнее пользоваться: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

3. Снять видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».

7

Гипотеза исследования

Кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук.

8

Методы исследования

  1. Опрос

  2. Опыт

  3. Наблюдение

  4. Анализ литературы.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Просмотр видео: https://youtu.be/GCrI6tUu-VA .

Учитель обсуждает с учениками важность мытья рук и использования для этого очищающих средств. Обсуждение показывает, что средств очищающих очень много, что является проблемой в выборе эффективного средства. Выбор останавливается на кусковом мыле, жидком мыле и антибактериальных салфетках. С помощью опроса определяется количество учеников класса предпочитающих определенное очищающее средство. Ученики совместно с учителем формулируют гипотезу: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук. Тем самым, целью исследования становится узнать, какое из данных средств эффективнее очищает руки лучше.



2. Теоретический:

Ученики изучают достоинства и недостатки использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки с помощью интернет источников:

Плюсы и минусы жидкого мыла, твердого, антибактериальных салфеток: https://profsnabvl.ru/stati/otlichie-tverdogo-myla-ot-zhidkogo/. Найденную информацию ученики анализируют и соотносят с гипотезой. Ученики с помощью анализированной информации приходят к выводу о том, какое очищающее средство является самым эффективным. Фиксируют кратко результаты в таблице:


3. Практический:

Полученные выводы, с помощью анализа информации, ученики проверяют проведением опыта с хлебом. с кусковым мылом, жидким мылом и антибактериальными салфетками.

Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу.



4. Аналитический:

Исходя из полученных выводов и результатов опыта, обучающиеся готовят видео «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».



5. Презентационный:

Демонстрация видеоролика среди учеников школы, публикация видеоролика на доступных интернет-платформах, например, YouTube, Публикация в группе школы.

6. Рефлексивный:

Ученики оценивают проделанную работу над исследованием «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?», определяют достижение цели, трудности и успехи в проделанной работе.




11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками?


Ход исследования:

В магазине приобретается хлеб, который продается в готовой нарезке и становится «помощником» в проведении опыта. Все моменты опыта фиксируются с помощью видеокамеры для создания дальнейшего видеоролика. Ученики распределяют деятельность между собой: проведение опыта, наблюдение, измерение образований на ломтиках хлеба, съемка видео. Предварительно, для проведения опыта ученики не моют руки.

1. Первый ломтик хлеба ученики трогают грязными руками и убирают в файл с подписью «грязные руки»,

2. Второй ломтик хлеба берет ученик, который помыл руки с помощью твердого мыла и отправляет в файл с подписью «твердое мыло».

3. Аналогично происходит с использованием жидкого мыла и антибактериальных салфеток.

Хлеб лежит на полке в шкафу в течение пяти дней. Ученики фиксируют наблюдения в видеокадрах. Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики через 5 дней сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба в таблице (ученики заполняют общую таблицу):

и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу.

Ученики приходят к выводу, что хуже всего очищает руки антибактериальные салфетки. Жидкое мыло и твердое оказываются наиболее эффективными средствами очищения рук.

11

Оборудование для проведения исследования

Свежий хлеб (нарезка), кусковое мыло, жидкое мыло, антибактериальные салфетки, линейка, лупа, файлы, маркер.


12

Продукт исследования

Видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?». Видеоролик повлияет на отношение к гигиене и станет полезным для тех, кто сомневается в выборе очищающего средства в магазине и в его использовании. Поможет убедить в не эффективности антибактериальных салфеток.

13

Перспектива исследования

Очищающих средств достаточно много, поэтому перспективой можно рассматривать исследование новых очищающих средств и публикацию серии полезных видеороликов на данную тему.

14

Используемые источники

https://youtu.be/GCrI6tUu-VA .

https://profsnabvl.ru/stati/otlichie-tverdogo-myla-ot-zhidkogo/.








РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



По мнению, Г. К. Селевко: «Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы».

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [4].

Основные требования к проекту:

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формы продуктов проектной деятельности:

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Чертеж; Экскурсия.

Чем проект отличается от исследования?

Проект- в современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

  1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

  2. это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец,

  3. какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование-процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таблица № 4. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта.





Таблица № 5. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа [2].

Что такое проектная задача?

термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже

освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:

  • Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

  • Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

  • (включая учителя) не знает до решения.

  • Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

  • Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации

  • (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

  • Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.



Отличие проектной задачи от других типов задач (учебной, конкретно – практической):

  • наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;

  • имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);

  • задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач. Значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;

  • отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборки», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.) [1].



2.2. Проектная задача «Путешествие в космос» 3 класс.

Паспорт разработал:

ФИ студента: Родной Никита

Таблица 4. Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, технология)

Место проектной задачи в образовательном процессе

3 класс. 2 урока

Дидактические цели проектной задачи


1) Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.


2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Математика:


- Чтение и запись любого натурального числа в рамках изученного, определение места каждого из них в натуральном ряду;


- Проведение несложных расчётов;


- «Чтение» таблиц;


- Измерение величин и использование их для решения задач.


Окружающий мир:


- Работа с картосхемой;


- Работа со справочным материалом;


Литературное чтение:


- Умение работать с текстом;


- Умение создавать связные рассказы.


Технология:


- Умение создавать несложные конструкции из разных материалов.


ИЗО:


- Иллюстрирование деятельности.


Общеучебные умения:


- работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;


- работа с текстом, умение находить существенную информацию из различных источников.

Планируемые результаты


1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;


2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт – проиллюстрировать каждый этап задачи и связать их воедино в рассказ, содержащий описание основных этапов решения проектной задачи.

Проектный продукт

Рассказ о путешествии

Критерии оценивания


– владение предметными знаниями и умениями;


– умение применить их для решения практической задачи;


– умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист.






Дорогие ребята, вы любите путешествовать? Наверное, да. А что нужно для путешествия? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Сегодня вам предстоит в группах совершить космическое путешествие к неизвестной планете, но по пути вы должны не пропустить ни одного сигнала бедствия. Вы будете помогать всем, кто об этом попросит. Если вы выполните все условия, то успешно долетите до таинственной планеты, название которой вы узнаете в конце полёта только после выполнения всех заданий.

Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!


















Задание 1.

С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин. Затем были и другие космонавты. Одним из них была женщина.

А) Расшифруйте имя, отчество, фамилию первой женщины – космонавта. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.

Алфавит.

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

3, 1, 13, 6, 15, 20, 10, 15, 1

____________________________________

3, 13, 1, 5, 10, 14, 10, 18, 15, 1

_______________________________


20, 6, 18, 6, 26, 11, 16, 3, 1

_________________________________

Б) Когда произошло это событие?

- Укажите число, это результат умножения 8 на 2 ____________

- Укажите название месяца, если это первый летний месяц __________________

- Укажите год, для этого найдите результаты выражений и запишите их рядом друг за другом ___________г.

8-7 = 3+6 = 8-2= 0+3=






Задание 2.

Для полёта вам понадобится летательный аппарат – ракета. Вам нужно изготовить её самим, следуя инструкции.

Инструкция изготовления ракеты:

1.Приготовьте детали для ракеты:

- прямоугольник, длина которого 10см, а ширина 4см;

- три треугольника, которые нужно получить из квадрата.

2. Разложите детали ракеты на большом листе:

- прямоугольник разместите вертикально, отступив от середины нижнего края листа вверх 3см;

- к верхней стороне прямоугольника приложите больший треугольник;

- треугольники меньшего размера разместите справа и слева от нижней части прямоугольника;

- прямоугольник переместите на 1см вверх или треугольники опустите на 1см вниз (прямоугольник и треугольники расположены не на одном уровне).

3. Приклейте детали.

4. Возьмите трафареты для иллюминаторов, приготовьте детали (используя бумагу другого цвета), их должно быть больше одного, но меньше трёх.

5. Разместите и приклейте детали иллюминаторов на корпусе ракеты.

Итак, ваша ракета готова. Теперь вы можете начать полёт. Но сначала дайте название вашей ракете и напишите его на первом листе задачи.

Все готовы, начинаем обратный отсчет: 10…9…8… Полетели!




Задание 3.

Внимание! Мы прилетели на планету! Здесь нужна ваша помощь животным, которых вы должны узнать по описанию.

Это животное относится к семейству млекопитающих отряда китообразных. Голова относительно небольшая, часто с заострённой мордой. Тело вытянутое, обтекаемое. Есть спинной плавник. Эти животные подвижные и ловкие, водятся во всех морях. Питаются главным образом, моллюсками, ракообразными, рыбой. Они умеют разговаривать друг с другом. Они свистят. Учёные уже насчитали 186 разных «свистов». Любознательны. Ищут дружбы с человеком. Стайки этих животных часто следуют за кораблями, зовут поиграть.

На планете высохли все водоёмы и (вставьте название животного, которое вы узнали по описанию) ___________________ оказались на суше. Есть небольшой запас воды для бассейна. Вы должны произвести расчет для строительства бассейна, который вы будете строить из квадратов. Длины сторон квадратов должны быть: 5см, 3см, 2см, 1см, цвет квадратов будет чередоваться: синий, чёрный. Действуйте по алгоритму:

Начертите нужные квадраты, определите их цвет, раскрасьте и вырежьте.

В порядке убывания разместите и приклейте их на чистом листе (от отметки вправо).

Найдите периметр получившегося бассейна.

__________________________________________________________________________________________________________

Теперь можем лететь на другую планету!












Задание 4.

Итак, новая планета. На этой планете живут одни роботы, но их системы управления вышли из строя. Чтобы включить роботов, вы должны восстановить карту памяти. Для этого вам необходимо расшифровать поговорку, каждое слово которой записано анаграммой.

       Колобя то нилобя коледане етдапа.

___________________________________________________________

Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Молодцы! Летим дальше!






















Задание 5.

Мы приближаемся к таинственной планете. Узнайте её по описанию.

Эта планета входит в состав Солнечной системы. Она третья по счёту. Имеет шарообразную форму. Обращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси. Луна – естественный спутник этой планеты. Эта планета получает от Солнца свет и тепло. На ней есть вода, планету окутывает толстый слой воздуха. На этой планете есть жизнь.

- Нарисуйте эту планету и подпишите её название. Звезду раскрасьте в жёлтый цвет.










Задание 6.

  1. Проиллюстрируйте каждый этап своей работы и составьте рассказ о вашем путешествии.

  2. Ответьте на вопросы:

- Какое задание было самым сложным? ___________________

- Какое задание было самым лёгким? _____________________

- Какое задание было самым интересным? _________________

3)Оцените каждый свою работу, используя лист самооценки.


МОЛОДЦЫ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!




2.3. Проектная задача «Лягушка - путешественница» для обучающихся 4 класса

Ниже представлен паспорт проектной задачи, разработанный моей одногруппницей Мараевой Елизаветой Юрьевной

Таблица № 5. Проектная задача «Лягушка – путешественница»



Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение)

Одновозрастная

Место проектной задачи в образовательном процессе

4 класс. 2 урока

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Различают виды уток.

2.Работают с деформированным текстом, выделяют ошибки.

3. Решают задачи на сложение и вычитание в концентре «сотня»; задачи на нахождение расстояния, времени и скорости.

4. Умеют пользоваться картой.

Метапредметные:

1. Анализируют информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирают существенную информацию из

предложенного объема.

2. Обобщают полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

3. умеют читать географические карты.

4. Договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Объективно оценивают себя, рефлексируют.


Планируемые результаты


1. Демонстрируют навыки усвоения предметного

материала.

2. Применяют предметные навыки в не-

стандартных условиях.

3. Создают конечный «продукт» — разработать памятку «как собраться в путешествие».

Проектный продукт

памятка «как собраться в путешествие».

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- верно составлена памятка по сбору в путешествие (4 пункта: знакомство с попутчиками, сообщение близким о уезде, вес багажа, маршрут путешествия).

- продуктивность взаимодействия учащихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.



Проектная задача «Лягушка – путешественница»

Дорогие ребята вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Читали ли вы произведения Всеволода Михайловича Гаршина лягушка-путешественница? Понравилось ли оно вам? Предлагаю, вам, помочь ещё одной лягушке отправится в путешествие. А что для этого нужно?

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!

После выполнения всех заданий вам нужно составить памятку для путешественника.

Прочитайте некоторые факты из произведения «Лягушка-путешественница».

– Жила-была лягушка-квакушка на берегу Ладожского озера. Ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами.

– Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

– Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Это были утки. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое место, где жила лягушка.

Задача 1. Определите, к какому виду относятся утки, прилетевшие на озеро.

Название утки

Изображение

Мандаринка (японка, китайская утка, мандаринская утка, дупловка) — небольшая чрезвычайно ярко-окрашенная утка. В России мандаринка гнездится в Амурской и Сахалинской областях, в Хабаровском и Приморском краях.

Селезень мандаринки имеет медно-красные затылок и большой хохол сверху, нижняя часть хохла блестящая сине-зеленая, щеки и подбородок ярко-рыжие, от глаза к затылку проходит белая полоса, грудь блестящая фиолетовая, по бокам груди три черные и три белые полоски, бока туловища серо-зеленые испещренные черными и серовато-белыми струйчатыми полосками, брюхо белое, на крыльях зеленые зеркальца, клюв ярко-красный, лапы желтые, глаза темно-бурые.

Мандаринки селятся в горных речках, окруженных лесами, со свисающими над водой ветвями и завалами из бурелома. На воде эта утка сидит высоко, с поднятым хвостом. Взлетает и с воды, и с земли легко, может взлететь почти вертикально.


Кряква — крупная речная утка, наиболее распространенная и самая популярная среди охотников. Кряква гнездится и встречается на пролете на всей территории нашей страны. Голос самки кряквы — спокойное, перемежающееся короткими паузами размеренное кряканье (квачка), при появлении селезня утка переходит на серию следующих друг за другом почти без перерыва квачков (осадку). Самец кряквы издает приглушенный бархатистый звук «шааак» или «шяааарк».

Кряквы летают очень шумно, но плавно, довольно маневренно и быстро.

Взмахи крыльев кряквы сопровождаются частыми звонкими звуками «Фью-фью-фью-фью», по которым её можно отличить, даже не видя.


Пеганка (бугровая утка, атайка) — крупная утка с удлиненными шеей и ногами, занимает промежуточное положение между гусями и утками.

Пеганка имеет белый фон оперения, на котором выделяются черная с зеленым металлическим отливом голова, ярко-красный клюв, рыже-каштановая перевязь от груди к лопаткам, черный полосы на лопатках и посередине брюха.

Самец пеганки издает свист напоминающий «дью-дью-дью», «дьиу», «дье-дье-дье». Самка пеганки издает звуки напоминающие «аак, аак…», «арра», «корр», «атататата», самка может производить звуки настолько часто, что они сливаются в трель.




Ответ:

Задача 2. Лягушка написала письмо всем лягушкам о том, что уезжает. Проверьте его и запишите верно на специальном листе.

Дарагие маипадруги! Яулитайу найук нанаши озиро прилитела стайа издвадцатипяти уток ани сабирайуца втеплый крайа атних яузнала кактам харашо типло тамцэлые тучи камароф имошэк яизобрила новый неабыкнавеный спосап путишествийа наутках абамне узнает весьмир

Щаслива аставаца!



Задача 3. Решите задачи и помогите лягушке рассчитать массу багажа, который она может взять с собой.

1. Две утки смогут перенести 88 грамм. Лягушка весит 22 г, палка 19 грамм. Смогут ли утки отправится в путешествие с лягушкой?







Ответ:

2. Смогут ли утки подняться в небо, если лягушка перед путешествием решит подкрепиться 5 червяками? 2 мелкими рыбками?

Название животного

Вес одной особи (г)

Червяк

1 г

Мелкая рыбка

35 г











Ответ:





Задача 4. Лягушка не знает, сколько она будет находиться в пути в теплые края. Для этого задания вам понадобиться карта.

Какое расстояние предстоит пролететь уткам и за какое время, чтобы добраться до юга (от Ладожского озера до Каспийского моря), если они летели со скоростью 100 км/ч?

Ответ:

Вы выполнили все задания, теперь составьте памятку «Как собраться в путешествие».

ПАМЯТКА

«Как собраться в путешествие»

1.

2.

3.

4.























Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Лягушка- путешественница». Поставь галочку на оценочной шкале:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Оцени, насколько комфортно тебе было работать в данной группе.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: повышение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям учащихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышению интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее, ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Это в свою очередь способствует формированию у детей самостоятельности и самовоспитания, что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).

  2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

  3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024).

  4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  5. Методические рекомендации по написанию исследовательской работы [Электронный ресурс]URL: https://педпроект.рф/лебедева-и-и-публикация/.

  6. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov .

  7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ. 2003.