СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ по развитию критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации Министерства Просвещения РФ по развитию критического мышления.»

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕ Р АЦИИ ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ «ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБ Р АЗО В АНИЯ» МЕТОДИЧЕ С КИ Е Р Е КОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОН Н ЫХ ПРЕДСТА В ИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО П Р ОТИВОСТОЯТЬ МАНИПУЛ Я ТИ В НЫМ ВОЗДЕЙ С ТВИЯМ С Р ЕД С ТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СЕТИ ИНТ Е РНЕТ, ВОВЛЕК А ЮЩИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ Р АЦИИ

ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ

«ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ»

МЕТОДИЧЕ С КИ Е Р Е КОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

(ЗАКОН Н ЫХ ПРЕДСТА В ИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО

П Р ОТИВОСТОЯТЬ МАНИПУЛ Я ТИ В НЫМ ВОЗДЕЙ С ТВИЯМ С Р ЕД С ТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ И СЕТИ ИНТ Е РНЕТ, ВОВЛЕК А ЮЩИХ ПОДРОСТКОВ В

ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Про т е с тна я д е я т ельн о с ть П Р ОТЕ С Т - су б ъективное пер е жи в ание личностью у гр о зы п о т ери б ла г , своб о ды, дос т оинства и ц еннос т ей и проя в ля е т ся  в виде у с т ойчивых личностных осо б еннос т ей или сит у а тивных реакций, напра в ленных на у странение э т ой у грозы ле г альные и рег у ли р у емые законом Кон в енциональные ф о р м а пр о т е с т а с о з дание  экстремистско г о  кон т ен т а  в  «социальных с е тях» ; участи е в неразрешенны х демонстрация х и митин г ах ; у части е в акция х гражданско г о неповино в ения ; участи е в захв а т а х з даний , пр е дприятий ; б локиро в ание дорожно г о движения; участи е в насильственны х и террористически х акция хи др . Не к он в енциональна я ф о р м а пр о т е с т а 2

Про т е с тна я д е я т ельн о с ть

П Р ОТЕ С Т - су б ъективное пер е жи в ание личностью у гр о зы п о т ери б ла г , своб о ды, дос т оинства и

ц еннос т ей и проя в ля е т ся в виде у с т ойчивых личностных осо б еннос т ей или сит у а тивных реакций,

напра в ленных на у странение э т ой у грозы

ле г альные и рег у ли р у емые законом

Кон в енциональные ф о р м а

пр о т е с т а

с о з дание экстремистско г о кон т ен т а в «социальных

с е тях» ;

участи е в неразрешенны х демонстрация х и митин г ах ;

у части е в акция х гражданско г о неповино в ения ;

участи е в захв а т а х з даний , пр е дприятий ; б локиро в ание

дорожно г о движения;

участи е в насильственны х и террористически х акция хи

др .

Не к он в енциональна я ф о р м а

пр о т е с т а

2

Протест как  деструктивный показатель внутриличностног о и межличностного конфликтов, выражения своих  интересов и потребностей Высокая пр о т е с т ная ак т ивн о сть у п о др о с т к ов СКЛОННЫ К проя в лению физической,  кос в енной, в ер б альной  агрессии, П о др о с т ки, в х о дя щ ие в г р у пп у риска (М. А . Одинцова  и М.В.  Тищенко) идеализации и индивид у ализму э тничес к ая антипатия С ТРЕМЯ Щ ИЕСЯ К критичности  и самокритичности  при о тс у тствии знаний  и у мений применять и х на практике; новыми идеями и ино г да  зависимы о т а в торит е т ов неприятие л ю дей с ра з личным вероисповеданием ИМ ПРИ С У Щ И р а з дражит е л ьность,  обида,  ч у в ст в о вины, п о д о зрит е льность,  эмоциональная  н е зр е лость травмируюшие отношения с П Р О Я В ЛЯ Ю Т  п е дагогами о т в е тст в енность,  ч у в ст в о д о л г а  и достоинст в а, н е зависимость,  активность  в о тстаи в ании  с в ои х п о зиций и идей; склонность  к  соперничест в у и доминиро в анию. 3

Протест как деструктивный показатель

внутриличностног о и межличностного конфликтов,

выражения своих интересов и потребностей

Высокая пр о т е с т ная ак т ивн о сть у п о др о с т к ов

СКЛОННЫ К

проя в лению физической, кос в енной,

в ер б альной агрессии,

П о др о с т ки, в х о дя щ ие в г р у пп у риска

(М. А . Одинцова и М.В. Тищенко)

идеализации и индивид у ализму

э тничес к ая антипатия

С ТРЕМЯ Щ ИЕСЯ К

критичности и самокритичности при о тс у тствии

знаний и у мений применять и х на практике;

новыми идеями и ино г да зависимы о т а в торит е т ов

неприятие л ю дей с

ра з личным

вероисповеданием

ИМ ПРИ С У Щ И

р а з дражит е л ьность, обида, ч у в ст в о вины,

п о д о зрит е льность, эмоциональная н е зр е лость

травмируюшие

отношения с

П Р О Я В ЛЯ Ю Т п е дагогами

о т в е тст в енность, ч у в ст в о д о л г а и достоинст в а,

н е зависимость, активность в о тстаи в ании с в ои х

п о зиций и идей; склонность к соперничест в у и

доминиро в анию.

3

СМИ и с е ть Инт е рн е т

как с р ед с тв а манип у ляции п о др о стками

М А НИП У ЛЯЦИЯ - э то пси х о логическое и информационное

в о з действие на о т д е льно г о ч е ло в ека или г р у пп у (о б ъект

у пра в ления) для изменения мышления и по в е дения в опреки

интересам и ж е ланиям.

Пресса ( г аз е ты, ж у рналы), книжные и з д а т е льст в а,

т е левидение, радио в ещание, кино-видео-

з в у козапись

Сре д с т в а м ассо в ой

ин ф о р м ации ( С МИ) и

с е т ь Ин т ерн е т)

Ин т ерн е т , социальные с е ти - ВКон т акте, Facebook,

О дноклассники, T w itte r , Instagram ,

– «френды» – в тира ю тся в до в ерии, в в о дят в за б луждение,

о б маны в а ю т;

– «тр о лли» (тр о лли-профессион а лы) – намеренно р а зжи г а ю т в

диск у ссии о триц а т е льны е эмоции;

Роли манип у ляторов

в Ин т ерне те

– «дикт а торы» – по в е ле в а ю т , заст а в ля ю т;

– «с у дьи» (наст а вники) – да ю т со в е ты, наста в ля ю т , о б лича ю т;

– «же р твы» («прилипалы») – просят о помощи, жал у ю тся,

в тира ю тся в до в ерие;

– «защитники» – демонстри р у ю т с в ою п о ддержк у и помощь в

решении про б лем.

Манип у ля т оров в Ин т ерне т е определяем по их дейс т виям

ОНИ

– тр е б у ю т внимания к с еб е, играя р о ль же р твы, ч е ло в ека с про б лемами и пр.;

– у гр о жа ю т и обвиня ю т , с о з да ю т дискомфо р т , вызы в а ю т ч у в ст в о стра х а;

– иронизи р у ю т , исп о льз у я слабые места п о льзо в а т е л я,

– обвиня ю т , тем самым р а зви в а ю т ч у в ст в о вины;

– ли ц еме р я т , в е дя интриги;

– заст а в ля ю т сомне в а ться в со б ст в енной адек в а тности, п о дменяя смыслы.

4

Псих о логические ме х анизмы манип у ляции,

использ у е м ые в Ин т е р нет е (Д.Г. Т р уно в)

1

4

В ОЗДЕЙ С ТВИЕ Н А ЭМОЦИОН А ЛЬНОЕ С О СТ О ЯНИЕ

П А Р ТНЕ Р А

ИСП О Л Ь З О В А НИЕ

В З А ИМООТНО Ш ЕНИЙ

Т ак, например, ос в е щ ение информации в не г а тивном

рак у рсе б у д е т спосо б ст в о в а ть проя в лению запр е д е льны х

эмоциональны х реакций агрессии у адресной а у дитории

Манип у лятор исп о льз у е т

опоср е до в анн о е в лияние

на манип у ли р у емо г о чер е з

е г о ок р ужение

(«д р у зей» в со ц с е тя х)

2

М А НИП У ЛИ Р О В А НИЕ

РЕ С У Р СА МИ

В ср е де интерн е т - комм у никаций осо б енн у ю р о ль име е т

ст а т у с: к о личест в о п о дписчиков, рейтин г , о ц енки и др. В

таком сл у чае манип у лятор м о ж е т исп о льзо в а ть «рес у рсы»

Форми р у е т ся асоциальное

( т еррористи ч ес к ое , э к стр е мис т с к ое)

мышление, агрессивное пов е д ение.

с в ое г о акк а у нта для п о л у чения нео б х о димо г о р е з у л ь т а та

3

Э К СПЛ У А Т АЦИЯ ЛИЧНО С ТНЫХ О С ОБЕННО С ТЕЙ

О Б ЪЕК Т А М А НИП У ЛЯЦИИ

Манип у лятор исп о льз у е т в пер в у ю о чер е дь в с в ои х

ц е ля х личностные осо б енности п о льзо в а т е л е й, и х

п о тр е бности, интересы, ц енности, привычки, ч у в ст ва

5

Понятие и о с о б еннос т и критич е ског о мышл е ния Т и п мыш л ения  для решения  н е т ривиальных прак т ич е ских  про б л е м,  оно напра в л ено  на пони м ание  и о смыс л ение  п о л у ченной ин ф о р м ации. Оцен о чное  и ре ф л е к сивное  мыш л ение. Кри т ич е с к ое мы ш л ение Сп о собн о с т ь че л о в ека  с о мне в а т ься в о в х о дящей  ин ф о р м ации и с в оих  у б е ждениях, мысли т ь ясно и рационально,  иска т ь л огич е ск у ю с в язь м е жд у  ф ак т ами и ф о р м у лиро в а т ь сильные  арг у мен т ы мыслить самостоятельно; работать  с информацией  как основой  для анализа и наблюдение,  анализ,  вывод (интерпретация),  связь, решение  проблем, саморег у ляция критика и самокритика Сос т авляющи е кри т ического мы ш ления сравнения; мыслить проблемно  и арг у ментированно,  использ у я обоснованные  доводы, у тверждения  и доказательства; применять критическое мышление в социальном аспекте (оценка  и расс у ждение) Основные поня т ия Н А ВЫКИ УМЕНИЯ 6

Понятие и о с о б еннос т и критич е ског о мышл е ния

Т и п мыш л ения для решения н е т ривиальных прак т ич е ских про б л е м, оно напра в л ено на

пони м ание и о смыс л ение п о л у ченной ин ф о р м ации. Оцен о чное и ре ф л е к сивное мыш л ение.

Кри т ич е с к ое

мы ш л ение

Сп о собн о с т ь че л о в ека с о мне в а т ься в о в х о дящей ин ф о р м ации и с в оих у б е ждениях,

мысли т ь ясно и рационально, иска т ь л огич е ск у ю с в язь м е жд у ф ак т ами и ф о р м у лиро в а т ь

сильные арг у мен т ы

мыслить самостоятельно;

работать с информацией как

основой для анализа и

наблюдение, анализ, вывод

(интерпретация), связь,

решение проблем,

саморег у ляция

критика и

самокритика

Сос т авляющи е

кри т ического

мы ш ления

сравнения; мыслить проблемно и

арг у ментированно, использ у я

обоснованные доводы,

у тверждения и доказательства;

применять критическое

мышление в социальном аспекте

(оценка и расс у ждение)

Основные

поня т ия

Н А ВЫКИ

УМЕНИЯ

6

Осн о вные х а р а ктеристики критического

мышл е ния (Д. Клу с т е р)

Кри т ич е с к ое мы ш л ение я в ля е т ся са м о с т о ятельным мы ш л ени е м . Оно н о сит

индивид у альны й харак т ер , т а к ка к кажды й че л о в е к ф о р м у ли р у е т с в о и идеи , оценк ии

у б е ждения не з ависи м о о т ос т альных . Кри т ич е с к ое мы ш л ение не о б я з ано бы ть

со в ер ш енн о оригинальным . Че л о в е к впра в е приня т ь иде ю ил и у б е ждени е д р у г о го

че л о в ек а ка к с в о и со б с т в енные , ч т о п о д т в е р жда е т е г о пра в о т у ;

ин ф о р м аци я я в ля е т с я о тправным н е к он е чны м п у нк т о м критич е с к о г о мы ш л ения .

Знани е с о зда е т м о т ивировк у , бе з к о т оро й че л о в е к н е м о же т мысли т ь кри т ич е ски ;

кри т ич е с к ое мы ш л ение н а чинае т ся с п о с т ановки в опр о сов и у яснения про б ле м,

к о т оры е нужн о ре ш и т ь , он о с л ед у е т з а про б л е мны м мы ш л ени е м и переп л е т ае т с яс

ним ;

Кри т ич е с к о е мы ш л ени е я в ля е т с я арг у мен т иро в анным . А рг у мен т аци я с о с т ои т и з т рех

о сновных э ле мен т ов : ут в е р ждение ( т езис, о сновная идея, п о л о ж ение), до в о д и

дока з а т ельст в о . Наличие иных т о чек зрения ( к он т рарг у мен т ов) у сили в ает

арг у мен т аци ю . Кри т ич е ск и мысля щ и й че л о в ек , в оо р у ж енны й сильным и арг у мен т ами,

сп о собе н пр о т и в о с т о ят ь а в т орит е там ;

Кри т ич е с к ое мы ш л ение я в ля е т ся социальным мы ш л ени е м . Л ю бая мысль

про в е р я е т с я и о т т а чи в а е т ся , к о г д а е ю деля т с я с д р у гими .

7

Раз в итие на в ыков критического мышления

о б у ч а ю щих с я на у ч е б ных за н я т иях

Р азвитие кри т ич е с к о г о мы ш л ения

о б у чаю щ и х ся з ависи т о т их

Э т апы у ч е бно г о з аня т ия

➢ способности у веренно ориентиров а ться в и з ла г аемом

по развитию кри т ич е с к о г о мы ш л ения

м а т ериале, не приним а ть б е з о г овор о чно на ве р у

пр е дла г аем у ю информацию, у мении о ц енить с т епень ее

истинности и со о тнести с т ем, ч т о известно, осмыслено и

приня т о;

1. Вы з ов

2. Осмысление и форм у лировка

про б лемы

➢ о ткрытости по о тношению к новой информации,

нес т анда р тным спосо б ам решения как из в естных, т ак и

3. Р а змышление и ре ф лексия

новых зад а ч, стремлении к п о знанию ново г о и

неизвестно г о;

4. Самоанализ, самокоррекция

5. Обоб щ ение и о ц енка,

самоо ц ен ка.

➢ г о т овности и у мения вести констр у ктивный диалог с

преп о дав а т е лями, р о ди т е лями и д р у зьями;

➢ способности провести мно г омерный анализ и осмысление

внешней информации;

➢ г о т овности к сам о диагностике в о тношении

сформиро в анност и р аз личных у мений и к а честв на основе

сравнения со б ственных р е з у л ь т а т ов с заданным э т алоном

и т . д.

8

Методы и ме т одики р а звития критического мышл е ния М Е Т О ДЫ  МЕ Т О ДИКИ «5W+H » - сис т ема в опросов, с помо щ ью к о т оры х сл е д у е т про в е р ять в сю в х о дящ у ю информацию Про б лемн а я диск у ссия Перекрёстная диск у ссия Ин т ерн е т-диск у ссия IM V A I N - м е т о д про в ерки ис т о чников «М о з г о в ой ш т у р м » - с о з дания  какой-либо идеи,  проек т а, о б суждения т емы Диск у ссия по « т е х нике ак в ари у ма М е жг р у ппо в ой диалог Д е б а ты 9

Методы и ме т одики р а звития критического

мышл е ния

М Е Т О ДЫ МЕ Т О ДИКИ

«5W+H » - сис т ема в опросов, с помо щ ью

к о т оры х сл е д у е т про в е р ять в сю в х о дящ у ю

информацию

Про б лемн а я диск у ссия

Перекрёстная диск у ссия

Ин т ерн е т-диск у ссия

IM V A I N - м е т о д про в ерки ис т о чников

«М о з г о в ой ш т у р м » - с о з дания какой-либо

идеи, проек т а, о б суждения т емы

Диск у ссия по « т е х нике ак в ари у ма

М е жг р у ппо в ой диалог

Д е б а ты

9

Фишбоу н – методический  прием  развития навыков критического  мы ш ления (Д. М. Шакирова) Р а зви в а е т у мения о б у чающи х ся анализиро в а ть и классифициро в а ть информ а цию из т екс т а, выд е лять основные события и иск а ть  и х причины, обобщ а ть и д е л а ть вы в о ды, у част в о в а ть в диск у ссии,  критически  о ц ени в а ть с е б я и арг у м е нты д ру ги х , п р и в о дить логические док а з а т е льст в а, на х о дить несо о т в е т ствия. • Г о ло в а – п р о б лем а , в оп р ос или  т ем а , к о т орые п о дл е ж а т анали з у. • Кос т о чки, расп о л о женные с в е р х у , – на ни х фикси р у ю т ся основные понятия т емы, причины, к о т орые при в е ли к про б леме. • Кос т о чки, расп о л о женные сни з у , – факты, п о дт в ерждающие наличие  сформ у лиро в анны х причин или  с у ть понятий, у к а занны х на с х ем е. • Х в ост – о т в е т на пос т а в ленный в опрос, вы в о ды, обоб щ ения. 10

Фишбоу н методический прием развития навыков

критического мы ш ления (Д. М. Шакирова)

Р а зви в а е т у мения о б у чающи х ся

анализиро в а ть и классифициро в а ть

информ а цию из т екс т а, выд е лять

основные события и иск а ть и х причины,

обобщ а ть и д е л а ть вы в о ды, у част в о в а ть

в диск у ссии, критически о ц ени в а ть с е б я и

арг у м е нты д ру ги х , п р и в о дить логические

док а з а т е льст в а, на х о дить

несо о т в е т ствия.

• Г о ло в а – п р о б лем а , в оп р ос или т ем а , к о т орые п о дл е ж а т анали з у.

• Кос т о чки, расп о л о женные с в е р х у , – на ни х фикси р у ю т ся основные

понятия т емы, причины, к о т орые при в е ли к про б леме.

• Кос т о чки, расп о л о женные сни з у , – факты, п о дт в ерждающие

наличие сформ у лиро в анны х причин или с у ть понятий, у к а занны х на

с х ем е.

• Х в ост – о т в е т на пос т а в ленный в опрос, вы в о ды, обоб щ ения.

10

ФГБОУ ДПО ИРПО р а зра б отаны методиче с кие р е комендации

п о организации ра б оты п о пр о филактике участия

несове р шеннолетни х в м а ссовых проте с тных акциях (митинг а х)

М е т о дические реком е ндации для п е да г о г ов и

М е т о дические реком е ндации для п е да г о г ов и

р о ди т е лей (законны х пр е дс т ави т е лей)

р о ди т е лей (законны х пр е дс т ави т е лей)

о б у чающи х ся по р а звитию навыков

о б у чающи х ся по профилактике социальных

критическо г о мышления о б у чающи х ся,

рисков, с в язанны х с манип у лятивным

п о з в о ляю щ е г о п р о ти в ос т оять м а нип у лятивным

в о з действием ср е дств м а ссо в ой информ а ции и

в о з действиям ср е дств массо в ой информации и

с е ти ин т ерн ет

с е ти ин т ерн е т , в о в лекающи х п о дростков в

пр о т естн у ю дея т е льность

М е т о дические рекомендации для р о ди т е лей

(законны х пр е дс т ави т е лей) по профилактике

пр о ти в оправно г о по в е дения несо в ершенн о л е тни х

и и х у частия в п р о т естном движ е нии

М е т о дические рекомендации для п е да г о г ов по

р а звитию навыков у частия в конст р у ктивны х

диск у ссия х , напра в ленны х на пр о ти в ос т ояние

манип у лятивным в о з действиям ср е дств

массо в ой информации и с е ти ин т ерн е т ,

в о в лекающи х п о дростков в пр о т естн у ю

дея т е льность

М е т о дические рекомендации для п е да г о г ов по

ор г анизации п р офилактической раб о ты,

напра в ленной на н е доп у щ ение у частия

несо в ершенн о л е тни х в несанкциониро в анны х

акция х и митин г ах

11

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕ Р АЦИИ ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ «ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБ Р АЗО В АНИЯ» ЦЕНТР СОДЕР Ж АНИЯ  И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА  СПО НАУЧНО-МЕТО Д ИЧЕСКИЙ ОТ Д ЕЛ Составитель:  Шашенкова  Елена Анатольевна, к.п.н., доцент, начальник  НМО cams@firpo . ru Научно-методич е ский отдел тел. раб.: +7 (91 5 ) 4 9 9-64-48

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ Р АЦИИ

ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ

«ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ»

ЦЕНТР СОДЕР Ж АНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПО

НАУЧНО-МЕТО Д ИЧЕСКИЙ ОТ Д ЕЛ

Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна,

к.п.н., доцент, начальник НМО

cams@firpo . ru Научно-методич е ский отдел

тел. раб.: +7 (91 5 ) 4 9 9-64-48