ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 243
Федеральной службы исполнения наказаний
Методические рекомендации
по организации и выполнению самостоятельных работ обучающимися
дисциплина:
«ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
профессия 16909 Портной.
г.Невьянск
2019г.
Методические рекомендации являются пособием для обучающихся ФКП образовательного учреждения № 243, изучающих дисциплину «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ.» с целью выполнения самостоятельных работ, содержат общие указания.
Данные методические рекомендации содержат общие требования к кратким теоретическим сведениям, инструкции по выполнению работы, правила техники безопасности, правила выполнения отчётов и получения оценки за проделанную работу. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ направлены на закрепление теоретических знаний на практике, выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, а также реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности.
Автор: Мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 243 Тумакова Т.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка……………………………………… | |
1. | Критерии оценки самостоятельных работ……………………. | |
2. | Перечень самостоятельных работ………………………………... | |
3. | Правила выполнения самостоятельных работ…………………. | |
4. | Список литературы…………………………………………… | |
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ» предназначены для закрепления теоретических знаний, приобретение необходимых практических навыков и умений по учебной дисциплине «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ».
Ведущей дидактической целью самостоятельных занятий является формирование умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием самостоятельных занятий является выполнение разного рода заданий.
На занятиях обучающиеся овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе самостоятельных занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
При выполнении самостоятельных работ обучающийся должен:
уметь:
-снимать мерки;
-строить базовую конструкцию изделия;
-производить необходимые расчеты;
-проектировать отдельные детали изделия;
-строить изделия различных силуэтов;
-строить основу рукава;
-делать расчет и построение воротников;
-строить чертежи основ поясных изделий (юбок, брюк);
-моделировать (изменять, переносить конструктивные линии) изделия;
Знать:
-размерные признаки для проектирования одежды;
-методы измерения фигуры человека;
-методы построения чертежа основы изделия;
-принципы конструирования деталей на базовой основе;
-принципы конструирования основы рукава;
-принципы конструирования воротников;
-принципы конструирования юбок;
-принципы конструирования брюк;
-общие сведения о моделировании одежды
Методические указания по выполнению самостоятельных работ состоят из перечня самостоятельных работ, правил выполнения самостоятельных работ, списка литературы.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться рекомендованной литературой.
Самостоятельная работа выполняется в тетради для самостоятельных работ.
В дальнейшем методические указания могут перерабатываться при изменении рабочей программы учебной дисциплины.
Критерии оценки самостоятельной работы
Оценка «5» (отлично) ставится, если работа оформлена правильно; правильно применены теоретические знания; если работа выполнена полностью, без ошибок; даны правильные ответы на заданные вопросы; сделаны необходимые выводы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если работа удовлетворяет основным требованиям к работе на оценку «5», но в ней допущены одна ошибка или не более двух недочетов; допущены ошибки при оформлении работы, работа выполнена небрежно; выводы сделаны недостаточно полно; даны ответы не на все вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если понятен поставленный вопрос, но в знаниях имеются пробелы, не мешающие выполнению основных требований, предусмотренных программой; если правильно выполнена 2\3 всей работы или допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4» не усвоены основные понятия по курсу учебной дисциплины.
Перечень самостоятельных работ
Составить порядок снятия мерок
Выполнить расчёт для построения передней половинки
Завершение лабораторных работ по теме 2.1 Виды конструктивного моделирования:
Выполнение конструктивного моделирования деталей одежды: перевод вытачек переда и спинки
Выполнение конструктивного моделирования деталей одежды: варианты расширения деталей изделия (параллельный, конический, сложный)
4 Проектирование базовых конструкций мужской плечевой одежды.
Построение чертежа основы конструкции втачного двух шовного рукава
5.Проектирование базовых конструкций изделий различного силуэта.
Выполнение конструктивного моделирования чертежа основы с первичным изменением силуэтной формы (трапецевидный, приталенный, полуприлегающий).
3. Правила выполнения самостоятельных работ
Тема самостоятельной работы. № 1 - 1 час
Составить порядок снятия мерок
Цель работы: Изучение размерных признаков, правила снятия мерок.
Содержание работы:
Составить таблицу снятия мерок.
Выполнить размерные признаки конкретной фигуры.
Методические указания: Обучающиеся должны разбиться на пары и снять размерные признаки друг с друга. Размерные признаки снимаются по белью. На талии завязывается установочный пояс. Результаты записываются в таблицу: Номер размерного признака
Буквенное обозначение размерного признака
Литература:
Э.К.Амирова, О.С.Сакулина, Б.С.Сакулин. Конструирование одежды. — М; Мастерство: Высшая школа, 2014г. — журналы мод.
Тема самостоятельной работы.№ 2 - 2час
Выполнить расчёт для построения передней половинки
Цель работы: Научится правильно выполнять расчёты для построения брюк.
Содержание работы:
Обучающиеся выполняют расчёт построения брюк.
Выполняют построение брюк.
Методические указания:
Ознакомиться с особенностями современных конструкций поясной одежды предлагается по журналам мод. Следует обратить внимание на степень свободы, облегания, на конструкцию одежды этого ассортимента.
Исходные данные для проектирования основного чертежа конструкции изделия выбрать из таблицы размерных признаков мужских фигур и оформить в виде таблицы 1.
Указать основные размерные признаки (Р; ОгТТТ; Об) и номер полнотной группы
Литература:
Янчевская Е.А. Конструирование одежды, М., «Академия», 2016 г.
Тема самостоятельной работы. № 3 - 2час
Виды конструктивного моделирования:
Выполнение конструктивного моделирования деталей одежды: перевод вытачек переда и спинки
Выполнение конструктивного моделирования деталей одежды: варианты расширения деталей изделия (параллельный, конический, сложный)
Цель работы:
изучение и анализ внешней формы и конструкции одежды;
-развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения;
-воспитание внимательного и добросовестного отношения к выполняемой работе.
Содержание работы
1.Изготовление шаблонов с измененным направлением верхней вытачки.
2.Перенос нагрудной вытачки в разные срезы полочки
3.Перенос нагрудной вытачки в двойные и тройные вытачки.
4.Перенос нагрудной вытачки в рельефные швы разной конфигурации.
5.Перенос нагрудной вытачки в подрезы
6.Анализ результатов работы, формулировка выводов.
Методические указания:
При выполнении данной практической работы главное внимание следует
уделять тем конструктивным средствам создания силуэта, которые
оцениваются как перспективные в направлении моды на предстоящий сезон.
Новые шаблоны полочки рекомендуется изготовлять в следующей
последовательности:
1.наметить карандашом начало новой вытачки в соответствии с зарисовкой,
обвести контур большей части базового лекала до старой вытачки;
2.проколоть шилом базовое лекало в вершине нагрудной вытачки и закрыть
старую вытачку, поворачивая лекало вокруг шила;
3.обвести остальной контур базового лекала и отметить вторую сторону новой
вытачки;
4.оформить новую вытачку по сделанным отметкам.
При переносе одной вытачки в две или три исходное лекало рассекают на
необходимое количество участков, по которым деталь раздвигают на разные
расстояния. Если вытачки не проходят через раствор первоначальной вытачки,
в лекалах предусматривают вспомогательную вытачку, которая должна
начинаться в вершине исходной вытачки и проходить перпендикулярно
направлению новых вытачек. При образовании новых вытачек
вспомогательную вытачку закрывают по ломаную линии, что обеспечивает
дополнительную полноту и мягкость силуэта модели.
При переносе нагрудной вытачки в подрезы рекомендуется выполнять в
такой последовательности:
1.наметить линию подреза и вспомогательной вытачки, если подрез проходит в стороне от вершины исходной вытачки;
2.сделать нужные сечения в раздвигаемой части шаблона:
3.развести расчлененные участки в соответствии с запроектированной
величиной сборок;
4.окончательно оформить чертеж полочки. Величина разведения рассеченных
участков шаблона определяется величиной раствора исходной вытачки, но для
достижения более пышной, мягкой формы можно применить дополнительное
расширение.
Литература
Янчевская Е.А. Конструирование одежды, М., «Академия», 2016 г.
Тема самостоятельной работы. № 4 - 2час
Проектирование базовых конструкций мужской плечевой одежды.
Построение чертежа основы конструкции втачного двух шовного рукава
Цель работы: -изучение конструкции и освоение принятых в промышленности, методов построения чертежей, основы конструкции верхней одежды и легкого платья;
-формирование интереса к производственной деятельности;
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень специальной подготовки;
-воспитание профессионального интереса и умение самостоятельно
пополнять знания
Содержание работы
Обучающиеся выполняют необходимые расчёты для построения основы плечевого изделия, втачного рукава.
Выполняют чертёж основы конструкции плечевого изделия.
Методические указания:
Расчёты выполняют по типовой фигуре, размерные признаки берут из таблицы размерных признаков мужской фигуры
Оформляют в таблицу
Выполняют построение чертежа основы конструкции плечевого изделия.
Литература
1.Янчевская Е.А. Конструирование одежды, М., «Академия», 2016 г.
Тема самостоятельной работы. № 5 - 3час
Проектирование базовых конструкций изделий различного силуэта.
Выполнение конструктивного моделирования чертежа основы с первичным изменением силуэтной формы (трапециевидный, приталенный, полуприлегающий).
Цель работы:
Научится изменять основу конструкции согласно модели изделия
Вносить изменения в основу конструкции.
Содержание работы
Обучающиеся выполняют внесение изменений в основу конструкции согласно эскизу модели
Выполняют работу в тетради для самостоятельных работ.
Методические указания:
Моделирование выполняют на основе конструкции с учётом силуэтной формы изделия.
Литература
1.Янчевская Е.А. Конструирование одежды, М., «Академия», 2016 г.
Основные источники:
Бланк А.Ф., Фомина З.М. Раскрой, пошив и моделирование женской лѐгкой одежды, М., «Лѐгкая индустрия», 2015 г.
Радченко И.А. Конструирование и моделирование одежды на нетиповые фигуры, М. , «Академия», 2015 г.
Янчевская Е.А. Конструирование одежды, М., «Академия», 2016 г.
Дополнительные источники:
Жак Л. Азбука кроя, М., РИПОЛ Классик, 2005 г.
М.Мюллер Техника кроя, М., «ЭДИПРЕСС -ККОНЛИГА», 2008 г. Электронные ресурс «Конструирование и моделирование одежды»
Радченко И.А. Основы конструирования женской одежды: Рабочая тетрадь, М., «Академия», 2010 г.
Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В., Труханова А.Т. Конструирование мужской и женской одежды, М., «Академия», 1999 г.
Саламатова С.М. Основы конструирования одежды, М., «Лѐгкая индустрия», 1981 г.
Топоровская Н.А. Женская одежда. Моделирование, М., «Мир книги», 2005 г.
Топоровская Н.А. Повседневная одежда. Моделирование, М., «Мир книги», 2005 г.