Горбунова Валентина Николаевна, старший воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка-детского сада №7 «Ромашка»
города Новоалтайска Алтайского края
Методические рекомендации
по теме:
«Как подготовить книжную выставку в детском саду»»

Книжные выставки обычно посвящаются творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказкам, юмористическому рассказу, энциклопедии и т. д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками: Г. X. Андерсен. Снежная королева. Пересказали с датского Т. Габбе и А. Любарская. Рисунки А. Архиповой. — М.: Детская литература, 1986; Г. X. Андерсен. Снежная королева. Художник Ника Георгиевна Гольц. — М.: Эксмо-Пресс, 2001; Г. X. Андерсен. Снежная королева. Перевод с датского А. Ганзен. Иллюстратор — народный художник России Борис Диодоров. — М.: Дрофа, 2001; Ганс Кристиан Андерсен. Снежная королева. По переводу с датского А. Ганзен. — Киев, А-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2002, художник Владислав Ерко.
Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и о том, что с ними приключилось.
Можно выставить книги Ирины Токмаковой, которые иллюстрировал ее муж, известный художник Лев Токмаков, и, рассматривая книги, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.
Можно организовать выставку книг писателей-художников Е. Чарушина и В. Сутеева и др. Можно выставлять серии книг. Сейчас, например, издательство «Дрофа» выпускает серии красочных книг «Сказки нашего двора», «Посиди послушай». Интересной представляется серия книг современных поэтов издательства «Самовар».
Если вы захотите, чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, поместите в «Уголок книги» азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.
Подбирая книги для книжного уголка, не смешивайте фольклорные и литературные произведения и выставляйте их вместе лишь в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного. Например: русская народная сказка «Мороз к о», немецкая народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга» («Госпожа Метелица») и сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно показал книгу всем детям, со всеми рассмотрел и прочел. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды на короткий срок принесут из дому. Но чтобы не выставлять все 15—20 экземпляров сразу, установите и четко соблюдайте очередность, с которой будут не только показываться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в детский сад. Зная детей, постарайтесь так сформулировать вопросы малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.
Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то, и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, чтобы не обидеться, не перестать читать и рисовать.
Примеры формирования книжных уголков
Воспитатель должен обратить внимание на те цели, которые сформулированы относительно каждой отдельной темы книжного уголка. О них нужно помнить и в беседе с детьми пытаться реализовать их.
Выставка книг по теме: «Произведения одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам»
Такой подбор и чтение произведений учат детей выбирать книгу не только по названию; за одинаковыми названиями часто кроется разный смысл.
«Еж»: стихи Г. Сапгира, авторская сказка А. Толстого, рассказ М. Пришвина, «Ежик» Б. Заходера.
«Елка» М. Зощенко; «Елка» В. Сутеева; «Елка»: стихи А. Барто, Е. Трутневой
«Теремок» (народная сказка); «Теремок» В. Бианки; «Теремок» С. Маршака.
Выставка книг по теме: «Вчера-сегодня-завтра»
(Книги прошедших времен).
Книги, изданные сегодня (написанные в последнее десятилетие).
Произведения детей, которые в будущем могут стать авторами книг. Их публикуют журналы для детей. Можно выставить те произведения, которые сочинялись воспитанниками конкретной группы.
Выставка книг по теме: «Птицы»
Цель — расширить представления детей о птицах, показать различные взгляды художников слова на один и тот же объект.
Бианки В. Кто чем поет.
Бианки В. Сова.
Воронин С. Дети старой кряквы.
Мамин-Сибиряк Д. Приемыш.
ПришвинМ. Птицы под снегом.
Снегирев Г. Про пингвина.
Снегирев Г. Про птиц.
Сладкое И. Каменка-плясунья.
Соколов-Микитов И. Ласточки и стрижи.
Чарушин Е. Перепелка и др.
Выставка книг под названием «Кто они такие?»
В этих книгах есть произведения с героями или персонажами, не существующими в реальной действительности. Такие герои способствуют развитию детского воображения, творческого начала в ребенке. Их нужно представить, «оживить», объяснить их появление или нарисовать. Рисунки детей расставляются рядом с книгами. Не рекомендуется в ряду этих текстов помещать слишком хорошо известные детям. Растиражированный Чебурашка будет всего-навсего скопирован ими.
Выставка книг по теме: «Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки»
Цель — показать, что народная сказка является источником сюжетов для авторской сказки.
Русские народные сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-Бурка» и сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок».
Русская сказка «Морозко», немецкая сказка из сборника братьев Гримм «Бабушка Вьюга» («Госпожа Метелица») и сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Выставка книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе
Цель — познакомить детей с региональной литературой, творчеством местных авторов. Например, таганрожцы могут организовать выставку книг И. Василенко, создателя любимого детьми «Артемки», челябинцы — посвятить стенд активно пишущей для детей и не только для них Н. Пикулевой и т. д.
Выставка книг по теме: «Сезонные изменения в природе»
Начиная со средней, в каждой возрастной группе выставлять детские журналы с целью ознакомления детей с периодикой. Такие выставки можно делать и для родителей, помещая на полку те журналы, в которых родители найдут интересный материал для себя: «Юный художник», «Юный натуралист», «Кукумбер» и т. д.
Начиная со средней, в каждой возрастной группе следует выставлять азбуки. Их можно разделить по видам: поэтические, прозаические, художественные. Можно выставлять азбуки, принадлежащие одному автору (например азбуки Г. Сапгира) и разным авторам (см.: Гриценко 3. Азбуки. — Дошкольное воспитание, 2001, № 9, с. 108—109).
3