Выполнила:
Китова И.И., учитель
начальных классов
ТМК ОУ «ХСШ №1»
« Г рупповая (парная) форма работы на уроках в начальной школе»
2018 г.
с. Хатанга Красноярского края
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» (Джон Дьюи)
Отличие традиционного и современного уроков
Требования к уроку
Традиционный урок
объявление темы урока
Современный урок
учитель сообщает учащимся
сообщение целей и задач урока
формулируют сами учащиеся
планирование
учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
учитель сообщает учащимся, какую работу должны выполнить, чтобы достичь цели урока
практическая деятельность учащихся
формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
планирование учащимися способов достижения намеченной цели
под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод)
осуществление контроля
учитель осуществляет контроль
осуществление коррекции
учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (чаще используется групповой и индивидуальный методы)
оценивание учащихся
учитель в ходе выполнения и по итогам работы осуществляет коррекцию
учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)
учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
учитель оценивает деятельность учащихся
итог урока
учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
учащиеся дают оценку деятельности на уроке (самооценивание, оценивание результатов товарища)
проводится рефлексия
Основная цель групповой работы – развитие мышления школьника.
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: ·возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; ·на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
·ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; ·возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; ·меняется характер взаимоотношений между детьми; ·возрастает сплочённость класса;
·растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует); ·учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Алгоритм Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы 1.Подготовка к работе в паре. 2.Непосредственная работа в паре. 3.Рефлексия способов взаимодействия эффективности.
Какова же роль учителя при групповой работе?
1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.
2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.
3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.
Идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи –
парное обучение, которое можно использовать на разных этапах урока.
Формы проведения парной работы на уроках
1. Взаимопроверка правила (устный опрос)
Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга.
Учитель может спросить любую пару.
2. Опрос домашнего задания
Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
3. Работа с карточками.
На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
4. «Словарный диктант
для соседа»
Необходимо заранее определить, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
5. «Графический диктант для соседа»
Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
6. «Карточка – зачётка для соседа»
Используется после изучения какой-либо большой темы или раздела. Каждый ученик составляет карточку; обычно в неё включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает ответ на теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
Немаловажную роль в парной работе играет взаимооценивание письменных и устных работ.
Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.
Состав пар
- Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).
- Неэффективны пары из двух слабых учеников (им нечем обмениваться друг с другом).
- Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
- Если ребёнок не хочет работать в паре позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.
Критерии объединения учащихся по парам
- Самому «слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнёр.
- Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
- Самых развитых детей не следует надолго прикреплять к «неуспевающим», им нужен партнёр равной силы.
- Двух озорников объединять опасно, но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт.
- По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.
Этапы работы в парах (в группах) 1.Определяем цель. 2.Выбираем партнера. 3.Распределяем функции. 4.Действуем и взаимодействуем. 5.Получаем и оцениваем результат. 6.Делаем выводы. Рефлексия.
Правила работы в паре
1. Слушай партнёра внимательно. 2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял. 3. Отмечай прежде всего положительное. 4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. 5. Старайся работать без ошибок.
- 6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 7. Результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение. 8. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности. 9. Поблагодари партнёра за работу.
Алгоритм работы в парах
1 . Р1 – выполняет первую операцию в способе действия – он ИСПОЛНИТЕЛЬ , Р2 – его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задаёт вопросы – он КОНТРОЛЁР .
Затем они меняются местами, Р2 – исполнитель , Р1 – контролёр . Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролёра) по очереди.
2. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник . 3. Подводятся итоги , выясняются трудности , намечаются шаги коррекции .
Второй вариант : каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка.
о бучение решению текстовых задач
Правила работы в Группе над задачей
Ч - Читатели – Читают задачу (про себя), выделяют опорные слова
1) А - аналитик – задаёт вопросы по содержанию задачи
Ф.И. ………………………………………………
2) КМ - конструктор модели – отвечает за точность краткой записи (схемы, чертежа) задачи
Ф.И. ………………………………………………
3) П - плановик – организует составление плана решения задачи
Ф.И. ………………………………………………
4) О - оформитель – записывает решение задачи
Ф.И. ………………………………………………
6) В - выступающий – проговаривает решение группе, затем классу.
Ф.И. ………………………………………………
Рабочая карта (в паре)
1) Ч (читатели) Читают задачу, пересказывают друг другу задачу, выделяют опорные слова.
2 ) А ( аналитик ) спрашивает: О чём говорится в задаче?; Что известно?; Что нужно найти?; понятен вопрос задачи?
3) КМ ( конструктор модели) проговаривает: Составляем краткую запись (схему, таблицу). Оформляется краткая запись задачи (Сверка с эталоном)
4) П ( плановик) рассказывает, Что можно узнать сначала; Каким действием?; Что можно узнать потом, если известно… и …; Каким действием? и т.д.; Составляется план решения задачи.
(сверка с эталоном)
5) О ( оформитель) проговаривает каждое действие, результаты вычисления, наименования, пояснения, Записывается решение задачи и ответ (в тетради каждым учеником). (сверка с эталоном)
Рабочая карта (в паре)
Алгоритм решения задачи
1.
Р1
Прочитать задачу (читатели)
2.
Р2
Анализ текста задачи (аналитик)
3.
Оценка Р1
взаимопроверка
моя Р1
контролирует
Краткая запись задачи (конструктор модели)
4.
взаимопроверка
+
выполняет
5.
Модель действия (плановик)
выполняет
Оценка Р2
товарища Р2
контролирует
контролирует
Решение задачи (оформитель)
моя Р2
+
+
выполняет
выполняет
±
товарища Р1
контролирует
+
+
+
±
+
+
+
±
Оценка работы: «+» – всё правильно, «±» – есть небольшие недочёты,
«–» – неверно. Мои трудности: Р1 _____________________________________________________
Р2 _____________________________________________________
Рабочая карта (в группе)
1 ) Ч (читатель) Читает задачу, выделяет опорные слова.
2 ) А ( аналитик ) спрашивает: О чём говорится в задаче?; Что известно?; Что нужно найти?; понятен вопрос задачи?
3) КМ ( конструктор модели) проговаривает: Составляем краткую запись (схему, таблицу); Что известно?; Какой вопрос?
4) П ( плановик) спрашивает : Что можно узнать сначала?; Каким действием?; Что можно узнать потом, если известно… и …?; Каким действием? и т.д.; С оставляем план решения задачи.
5) О ( оформитель) уточняет каждое действие, результаты вычисления, наименования, пояснения, фиксирует на общем листе или маркерной доске, Записывает решение задачи и ответ (в тетради).
6) В ( выступающий) проговаривает решение вслух группе, затем классу.
Алгоритм взаимотренажёра (1)
1. Получи карточку, прочитай слова про себя. 2. Продиктуй напарнику слова из своей карточки.
3.Проверь ответ напарника. 4. Сверь ответ по своей карточке 5. Если какое-то слово записано с ошибкой, предложи товарищу исправить её. Если напарник ошибся несколько раз, скажи ему правильный ответ. 6. Когда проработаешь все вопросы своей карточки, поменяйся с напарником ролями. 7. Запиши слова с карточки напарника, пусть напарник их проверит. Когда все слова продиктованы и записаны, закончи работу и поменяй напарника.
Алгоритм взаимотренажёра (2)
1) Один из работающих в паре (Р1) читает по предложениям текст, другой записывает (Р2) .
2) Следующий ученик (Р2) (который перед этим писал) читает, а первый записывает (Р1) . 3) Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. 4) Далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст. 5) Работа над ошибками. После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары и обучают друг друга по своим карточкам.
Работа в паре способствует формированию всех видов универсальных учебных действий
Личностные: ученик (в паре) самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнёра, своей и другой точки зрения – учебная работа приобретает личностный смысл. Осуществляя в паре роли «учителя и ученика», ребёнок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым , повышается самооценка , растёт познавательная активность и учебная мотивация .
Познавательные : за счёт интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий.
Регулятивные: партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат.
Коммуникативные: развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.
Р абота в паре «ученик-ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Всем творческих успехов в работе!