Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.
Б.Пастернак
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация ;
-целеполагание ;
-осознание недостаточности имеющихся знаний ;
-коммуникация ;
-взаимопроверка, взаимоконтроль;
-рефлексия .
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи.
Шесть шагов урока
1 – шаг. Определение нового.
2 – шаг. Конструирование проблемной ситуации.
3- шаг. Планирование действий.
4 – шаг. Планирование решений.
5 – шаг. Планирование результата.
6 – шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Проблемная ситуация
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Буквы о-а в корнях –кас-, -кос»
1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
– Все слова смогли проверить? (нет)
– Почему? (правило не подошло)
– А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
– Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –кас-, -кос-) Запишите тему урока
Составление кластера
- На уроке литературы в 5 классе во время изучения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» создается такой кластер:
Смелые поступки
Мужество
Патриотизм
Героизм
Отвага русских воинов
Преданность Родине
Единство войска
8
Метод проектов
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) –
- Совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- Предварительный текст какого-либо документа.
- Замысел, план.
Цели использования технологии:
1. Организация самостоятельной и практической деятельности.
2. Формирование широкого спектра УУД, личностных результатов .
8
В 2016-2017 учебном году состоялась защита первых индивидуальных ученических проектов по русскому языку и литературе.
№
1.
Класс
Ф.И.
5
2.
Тема
3.
Саломахина Д.
5
Отметка
Роль фразеологизмов в русском языке
Свитюк Е.
5
Мартыненко Д.
5
Победа добра над злом – традиция русских народных сказок
5
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века.
5