СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по адаптации и обучению младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие создано с целью ознакомления учителей со здоровьесберегающими технологиями, авторскими методиками, ассистивными технологиями, с планированием и проведением урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по адаптации и обучению младших школьников с ОВЗ»

  МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Успешный инклюзивный урок Планирование урока Проведение урока Федеральный закон

Успешный инклюзивный урок

Планирование урока

Проведение урока

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Учёт психофиологических особенностей ребёнка с ОВЗ

Педагогическая помощь ребёнку с ОВЗ

Учёт требований к режиму организации урока

Работа ребёнка ОВЗ с алгоритмами

Здоровьесберегающие технологии

Создание ситуации успеха

Выбор форм организации работы на урока

Коррекция содержания урока с учётом состояния ребёнка с ОВЗ

Авторские методики развития или обучения коммуникации детей с ОВЗ

Наглядная и демонстрационная выдержка

Оценивание и рефлексия деятельности ребёнка с ОВЗ

Ассистивные технологии

УЧЁТ ПСИХОФИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ При планировании урока необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка с ОВЗ: Быстрая утомляемость: смена видов деятельности на уроке; наличие динамических пауз на уроке; наличие зоны отдыха в классе (наушники, беруши, песочные часы); наличие сигнальных карточек; чередовать задания, связанные с обучением и задания, имеющие только коррекционную направленность. смена видов деятельности на уроке; наличие динамических пауз на уроке; наличие зоны отдыха в классе (наушники, беруши, песочные часы); наличие сигнальных карточек; чередовать задания, связанные с обучением и задания, имеющие только коррекционную направленность. 2. Трудности коммуникации: чаще использовать групповую или парную форму работы. чаще использовать групповую или парную форму работы. 3. Учитывать, какой объем содержания усваивает ребенок. 4. Учитывать, как лучше ребенок воспринимает инструкцию. 5. Четкость инструкций и вопросов.

УЧЁТ ПСИХОФИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА С ОВЗ

При планировании урока необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка с ОВЗ:

  • Быстрая утомляемость:
  • смена видов деятельности на уроке; наличие динамических пауз на уроке; наличие зоны отдыха в классе (наушники, беруши, песочные часы); наличие сигнальных карточек; чередовать задания, связанные с обучением и задания, имеющие только коррекционную направленность.
  • смена видов деятельности на уроке;
  • наличие динамических пауз на уроке;
  • наличие зоны отдыха в классе (наушники, беруши, песочные часы);
  • наличие сигнальных карточек;
  • чередовать задания, связанные с обучением и задания, имеющие только коррекционную направленность.

2. Трудности коммуникации:

  • чаще использовать групповую или парную форму работы.
  • чаще использовать групповую или парную форму работы.

3. Учитывать, какой объем содержания усваивает ребенок.

4. Учитывать, как лучше ребенок воспринимает инструкцию.

5. Четкость инструкций и вопросов.

УЧЁТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЖИМУ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА  При планировании урока необходимо учитывать требования к режиму организации урока: Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. Начало урока всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ также должно отвечать определенному алгоритму действий. Важно помнить о щадящем режиме.

УЧЁТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЖИМУ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

При планировании урока необходимо учитывать требования к режиму организации урока:

  • Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
  • Начало урока всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
  • Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ также должно отвечать определенному алгоритму действий.
  • Важно помнить о щадящем режиме.
 ЩАДЯЩИЙ  РЕЖИМ Предоставить возможность работать в присущем ему темпе. Пример: лучше предложить ученику пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. 2. Объем работы увеличивать постепенно, с учетом индивидуального темпа ребенка. 3. При появлениях признаков усталости, разрешить ребенку отдохнуть (выйти в игровую зону из-за парты).

ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ

  • Предоставить возможность работать в присущем ему темпе.

Пример: лучше предложить ученику пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.

2. Объем работы увеличивать постепенно, с учетом индивидуального темпа ребенка.

3. При появлениях признаков усталости, разрешить ребенку отдохнуть (выйти в игровую зону из-за парты).

    ВАЖНО Регламентировать время отдыха (с помощью песочных часов) одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода.

ВАЖНО

Регламентировать время отдыха (с помощью песочных часов) одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  Здоровьесберегающий процесс на уроке представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии выступает учитель. Создавая благоприятные психолого-педагогические условия на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе (который определяет эмоциональное самочувствие учеников), задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Здоровьесберегающий процесс на уроке представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии выступает учитель.
  • Создавая благоприятные психолого-педагогические условия на уроке, учитель способствует развитию здоровой личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе (который определяет эмоциональное самочувствие учеников), задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми.
  ФУНКЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья, самочувствия на уроке; - анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ФУНКЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ

  • изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья, самочувствия на уроке;
  • - анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

КОНСТРУКТИВНАЯ

  • постановка целей и задач урока;
  • определение содержания урока и выделение в нем валеологических (предотвращение ухудшения здоровья ) идей;
  • отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения;
  • отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • реализация на уроке целей обучения, воспитания и развития здоровой личности ученика;
  • формулировка цели урока и организация работы с учащимися по ее принятию;
  • обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;
  • организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
  • определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха;
  • организация взаимопомощи учащихся на уроке;
  • создание положительного эмоционального настроя в классе, благоприятного психологического климата;
  • обеспечение достаточно длительной активности учащихся на уроке;
  • соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;
  • соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащихся
 ПРОФИЛАКТИКО-КОРРЕКЦИОННАЯ РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНАЯ мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроя и др.); использование приемов эмоциональной разрядки, снятие психоэмоционального и статического напряжения; профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке; использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся); формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т. д.); применениесредств направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.) создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов; оценивания степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала; осмысление хода и результатов урока.

ПРОФИЛАКТИКО-КОРРЕКЦИОННАЯ

РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНАЯ

  • мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроя и др.);
  • использование приемов эмоциональной разрядки, снятие психоэмоционального и статического напряжения;
  • профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;
  • использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся);
  • формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т. д.);
  • применениесредств направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.)
  • создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов;
  • оценивания степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала;
  • осмысление хода и результатов урока.
Любая информация, идущая через нервную систему школьника, должна транслироваться в ведущую модальность понимания (доминирующий канал восприятия) на доступном языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание (визуалы, аудиалы, кинестетики). Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно.

Любая информация, идущая через нервную систему школьника, должна транслироваться в ведущую модальность понимания (доминирующий канал восприятия) на доступном языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание (визуалы, аудиалы, кинестетики).

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно.

Признаки

Правое полушарие

Визуалы

Рабочее место

Левое полушарие

Кинестетики

Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке.

Речь

Использование наглядности

Аудиалы

Несколько рабочих мест, организованных функционально. Любит демонстрировать работы учеников.

Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов.

Внешний вид

Таблицы часто меняются, много наглядности на уроке.

Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Рабочее место не организовано, вещи расположены в горизонтальном порядке.

Общая характеристика

Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке.

После окончания урока долго оставляет таблицы на стендах.

Опрятен, цвет и стиль одежды подобраны.

Использует лингафонные системы обучения, аудиозаписи.

Предпочитает удобную одежду и комфорт, а не внешний вид

Охватывает большой объем информации, придает цельность форме. Не теряет обратной реальной связи с учениками.

Придает большое значение содержанию. Дает задания в группах, использует демонстрации и практические работы.

Не ориентирован на внешний вид.

Склонен повторять комментарии учеников. Любит поучения со слов: «Сколько раз…» и т. п., часто отвлекается от темы урока.

 Рекомендации учителю по работе с учащимися с разными нейропсихофизиологическими характеристиками: работая с учеником – визуалом , используйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, сочетая их с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия; работая с учеником – аудиалом , используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля (ритм метронома); - работая с учеником – кинестетиком , используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

Рекомендации учителю по работе с учащимися с разными нейропсихофизиологическими характеристиками:

  • работая с учеником – визуалом , используйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, сочетая их с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия;
  • работая с учеником – аудиалом , используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля (ритм метронома); -
  • работая с учеником – кинестетиком , используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА

Основные формы обучения:

  • Парное обучение предусматривает обучение один ученика другим учеником. При парном обучении следует учесть следующее:
  • Включение ребенка с ОВЗ в парную работу должно происходить постепенно. Желательно не использовать только одного ученика для поддержки другого. Любой ребенок быстро устает от постоянного груза ответственности. Желательно вначале с ребенком с ОВЗ поставить в пару ребенка проявляющего большую толерантность. Желательно на первых порах отмечать и одобрять не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д.
  • Включение ребенка с ОВЗ в парную работу должно происходить постепенно.
  • Желательно не использовать только одного ученика для поддержки другого. Любой ребенок быстро устает от постоянного груза ответственности.
  • Желательно вначале с ребенком с ОВЗ поставить в пару ребенка проявляющего большую толерантность.
  • Желательно на первых порах отмечать и одобрять не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д.
ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА  Индивидуальная работа предусматривает получение ребенком индивидуальных заданий. Следует учесть следующее: Стоит избегать ситуации искусственного выделения ученика из общей учебной работы, так как это негативно сказывается на его самооценке. Необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Стоит избегать ситуации искусственного выделения ученика из общей учебной работы, так как это негативно сказывается на его самооценке. Необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.

ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА

  • Индивидуальная работа предусматривает получение ребенком индивидуальных заданий. Следует учесть следующее:
  • Стоит избегать ситуации искусственного выделения ученика из общей учебной работы, так как это негативно сказывается на его самооценке. Необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.
  • Стоит избегать ситуации искусственного выделения ученика из общей учебной работы, так как это негативно сказывается на его самооценке.
  • Необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.

ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА

  • Групповая форма предусматривает работу в группе над заданиями. Следует учесть следующее:
  • Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу должно происходить постепенно. Желательно вначале с ребенком с ОВЗ поставить в пару ребенка проявляющего большую толерантность. Желательно на первых порах отмечать и одобрять не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. Позже можно организовывать работу и по иным принципам. Постоянно менять состав групп. Организация работы в группе с распределением ролей также предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей.
  • Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу должно происходить постепенно.
  • Желательно вначале с ребенком с ОВЗ поставить в пару ребенка проявляющего большую толерантность.
  • Желательно на первых порах отмечать и одобрять не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. Позже можно организовывать работу и по иным принципам.
  • Постоянно менять состав групп.
  • Организация работы в группе с распределением ролей также предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей.
ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА  Фронтальная форма предусматривает деятельность всего класса, работающего над единой задачей Следует учесть следующее: Должна осуществляется дифференциация заданий на основе учета возможностей ребенка. Организация работы предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей. Включение ребенка с ОВЗ в фронтальную работу осуществляется постепенно. Должна осуществляется дифференциация заданий на основе учета возможностей ребенка. Организация работы предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей. Включение ребенка с ОВЗ в фронтальную работу осуществляется постепенно.

ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКА

  • Фронтальная форма предусматривает деятельность всего класса, работающего над единой задачей Следует учесть следующее:
  • Должна осуществляется дифференциация заданий на основе учета возможностей ребенка. Организация работы предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей. Включение ребенка с ОВЗ в фронтальную работу осуществляется постепенно.
  • Должна осуществляется дифференциация заданий на основе учета возможностей ребенка.
  • Организация работы предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей.
  • Включение ребенка с ОВЗ в фронтальную работу осуществляется постепенно.
НАГЛЯДНАЯ И ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЫДЕРЖКА При планировании урока необходимо учитывать требования к наглядному и демонстрационному материалу: учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным; не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объем восприятия и внимания у детей с ОВЗ не позволит изучить каждое пособие досконально; учитывать уровень знаний обучающихся, о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема; наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.

НАГЛЯДНАЯ И ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЫДЕРЖКА

При планировании урока необходимо учитывать требования к наглядному и демонстрационному материалу:

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся:
  • наглядный материал должен быть ярким и интересным;
  • не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объем восприятия и внимания у детей с ОВЗ не позволит изучить каждое пособие досконально;
  • учитывать уровень знаний обучающихся, о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема;
  • наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.
Ассистивные технологии – это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги. Ассистивные средства предназначены для того, чтобы поддерживать на прежнем уровне или повысить функциональные возможности и автономность людей, тем самым спобоствуя их благополучию.

Ассистивные технологии – это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги.

Ассистивные средства предназначены для того, чтобы поддерживать на прежнем уровне или повысить функциональные возможности и автономность людей, тем самым спобоствуя их благополучию.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ С ОВЗ В процессе проведения урока важно уметь оказать педагогическую помощь ребенку с ОВЗ. Виды педагогической помощи ребенку с ОВЗ в процессе урока: Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Приемы: учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ С ОВЗ

В процессе проведения урока важно уметь оказать педагогическую помощь ребенку с ОВЗ.

Виды педагогической помощи ребенку с ОВЗ в процессе урока:

  • Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно.
  • Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно.

Приемы: учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ С ОВЗ В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляюще-коррегирующая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляюще-коррегирующая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Прием: педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения. Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Прием: учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ С ОВЗ

  • В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляюще-коррегирующая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение.
  • В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляюще-коррегирующая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение.

Прием: педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

  • Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь.
  • Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь.

Прием: учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

РАБОТА РЕБЁНКА ОВЗ С АЛГОРИТМАМИ С ребенком должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий. Работа с алгоритмами является важнейшей частью обучения, на каждый тип задания разрабатывается определенный алгоритм. Для отображения расписания занятий детей обычно используются картинки. Предсказуемость помогает ребенку сосредоточиться на учебном процессе.

РАБОТА РЕБЁНКА ОВЗ С АЛГОРИТМАМИ

С ребенком должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий.

Работа с алгоритмами является важнейшей частью обучения, на каждый тип задания разрабатывается определенный алгоритм. Для отображения расписания занятий детей обычно используются картинки. Предсказуемость помогает ребенку сосредоточиться на учебном процессе.

    ВАЖНО Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, должно отвечать определенному алгоритму действий.

ВАЖНО

Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, должно отвечать определенному алгоритму действий.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей. Второй шаг: целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации. Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Первый шаг: осуществление психолого-педагогической диагностики школьников и написание на этом основании их педагогических портретов. Обязательным условием составления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.

Второй шаг: целеполагание и разработка программы индивидуализированной педагогической помощи школьнику в его развитии и социальной адаптации.

Третий шаг: выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности, к их личностному росту.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника. Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе. Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Четвертый шаг: моделирование ситуации успеха для каждого школьника.

Пятый шаг: создание ситуации успеха в учебном процессе.

Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результативности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ Следует учитывать, что при умственном напряжении они отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю». В этом случае придётся корректировать работу в зависимости от ситуации, если ребенок устал, нужно предложить ему отдохнуть; если ребенок просто заупрямился придется еще раз вернуться к мотивации, в это время классу можно предложить отдельное задание.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ

Следует учитывать, что при умственном напряжении они отказываются работать: «Я не могу. Я не знаю».

В этом случае придётся корректировать работу в зависимости от ситуации, если ребенок устал, нужно предложить ему отдохнуть; если ребенок просто заупрямился придется еще раз вернуться к мотивации, в это время классу можно предложить отдельное задание.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ На этапе самоконтроля ребенок может начать нервничать. В этом случае рекомендуется не заставлять ребенка, но на индивидуальных занятиях постараться объяснить то, что это постоянная обратная связь «ученик – учитель».

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ

На этапе самоконтроля ребенок может начать нервничать.

В этом случае рекомендуется не заставлять ребенка, но на индивидуальных занятиях постараться объяснить то, что это постоянная обратная связь «ученик – учитель».

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ Следует учитывать, что необходимо большее количество физминуток. Следует учитывать, что ребенок может «отключиться» от урока на неопределенное количество времени. В этом случае надо подойти к ребенку и объяснить все еще раз в это время классу можно предложить отдельное задание.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ

Следует учитывать, что необходимо большее количество физминуток.

Следует учитывать, что ребенок может «отключиться» от урока на неопределенное количество времени.

В этом случае надо подойти к ребенку и объяснить все еще раз в это время классу можно предложить отдельное задание.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ Следует учитывать, что у ребенка на уроке может возникать нежелательное поведение: крик, плач, истерика, сбрасывание учебников с парты и т. п. В этом случае необходимо не показывать другим ученикам свой возможный страх или гнев возникший из-за этой ситуации, надо подойти к ученику и попытаться его успокоить, чаще всего срабатывают любимые учеником вещи (конфеты, игрушки и т.п.), и предложить отдохнуть, если успокоение ребенка занимает много времени классу дается задание. В ситуации, когда ребенка не получается успокоить следует связаться с законными представителями ребенка.

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ

Следует учитывать, что у ребенка на уроке может возникать нежелательное поведение: крик, плач, истерика, сбрасывание учебников с парты и т. п.

В этом случае необходимо не показывать другим ученикам свой возможный страх или гнев возникший из-за этой ситуации, надо подойти к ученику и попытаться его успокоить, чаще всего срабатывают любимые учеником вещи (конфеты, игрушки и т.п.), и предложить отдохнуть, если успокоение ребенка занимает много времени классу дается задание.

В ситуации, когда ребенка не получается успокоить следует связаться с законными представителями ребенка.

ОЦЕНИВАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА С ОВЗ Необходимо учитывать требования к оценочной и рефлексивной деятельности ребенка с ОВЗ: нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее обучающемуся с ОВЗ и могут вырабатываться совместно. необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, локальные. типичная ошибка - завышение оценивания деятельности ребенка с ОВЗ, без анализа ее по критериям. Следствие – негативное отношение одноклассников. предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. чтобы оценивание выглядело объективным рекомендуется заранее познакомить «особого» ребенка с материалом, который все дети только будут изучать. дети с ОВЗ включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

ОЦЕНИВАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА С ОВЗ

Необходимо учитывать требования к оценочной и рефлексивной деятельности ребенка с ОВЗ:

  • нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее обучающемуся с ОВЗ и могут вырабатываться совместно.
  • необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, локальные.
  • типичная ошибка - завышение оценивания деятельности ребенка с ОВЗ, без анализа ее по критериям. Следствие – негативное отношение одноклассников.
  • предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.
  • чтобы оценивание выглядело объективным рекомендуется заранее познакомить «особого» ребенка с материалом, который все дети только будут изучать.
  • дети с ОВЗ включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.