«Методика обучения техническим приемам в групповой спортивной акробатике»
Подготовила: методист- инструктор
Кензир Валерия Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Спортивная акробатика относится к группе сложно-координационных видов спорта. Акробатика - это красивый и зрелищный вид спорта, который пользуется большой популярностью в последние годы. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой представляет центральную проблему педагогического процесса. Особенно актуально совершенствование теоретических и методических основ обучения акробатическим, гимнастическим упражнениям. Спорт высших достижений в последние десятилетия характеризуются интенсивным развитием. Высокое техническое мастерство требует более детального подхода на всех этапах многолетней подготовки. Теория и практика физической культуры и спортивной тренировки уделяет особое внимание проблеме повышения функциональных возможностей спортсменов в видах спорта со сложной координацией, особенно к возможностям вестибулярного анализатора как системы, играющей важную роль в ориентации спортсмена в пространстве и выполнении сложных двигательных актов. Для адекватного выбора средств и методов подготовки в спортивной акробатике требуются исследования по определению двигательнокоординационных способностей, необходимых спортсменкам для качественного выполнения соревновательных упражнений. Однако данная проблема в специальной литературе разработана недостаточно. На современном этапе развития теории спорта деятельность спортсмена рассматривается как сложное социально-биологическое явление. Как отмечает в своих работах Балабанов В.Н.: «в многолетней системе спортивной подготовки этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей 5 спортсменок, закладывать основы техники владения базовыми элементами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике» .
ГЛАВА I.
ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой Спортивная акробатика относится к группе сложно-координационных видов спорта. Этот красивый и зрелищный вид пользуется большой популярностью в последние годы. В 2015-м году спортивная акробатика была представлена на Европейских играх. Европейские игры это крупные региональные международные соревнования, организация которых проходит под управлением Европейских олимпийских комитетов. Спортивная акробатика — это неолимпийский вид спорта, и включение его в Европейские игры будет способствовать включению этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Спортивная акробатика входит в десятку самых травмоопасных видов спорта. Согласно выводам М.А. Сухолозовой, возрастающая техническая сложность элементов способствует разнообразию травм в видах спорта со сложной координацией. Стоит отметить, что в данном виде спорта опорно-двигательный аппарат спортсмена подвергается большим и очень специфическим нагрузкам [9,26]. В последние годы происходит серьезное омоложение спортивной акробатики за счет все большего количества спортсменов, которые выходят на уровень высшего спортивного мастерства в достаточно юном возрасте (12-13 лет). Кроме этого постоянно увеличиваются физические нагрузки, происходит изменение тактики и стратегии спортивной борьбы, постоянно совершенствуются технические показатели спортсменов. Из-за недостаточной научной и научно-методической разработанности всестороннего процесса сопровождения многолетней подготовки, имеется необходимость методических разработок с количественными показателями физической и технической подготовленности спортсменов, необходимой для качественного 8 контроля и корректировки процесса подготовки с целью достижения наивысших спортивных результатов [26] Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой представляет центральную проблему педагогического процесса, это связано с прогрессирующим ростом сложности соревновательных программ, повышением требований к исполнительское мастерству, стабильности и надежности демонстрации достигнутого спортивного результата. В спортивной акробатике потребовалось лишь десять-пятнадцать лет, чтобы сложность упражнений возросла вдвое. При этом, необратимо, исключительно быстро прогрессирует сложность и структурное разнообразие типа движений, протекающих в различных условиях поддержания статодинамической устойчивости (СДУ): на плечах и руках спортсменовпартнеров, на ограниченной и подвижной опорах, при резкой смене точек баланса, ограниченном зрительном контроле, на высоте и др. Для более эффективного процесса реализации технической подготовки в групповой акробатике необходима разработка системы обучения спортивным движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости (СУСДУ) тела спортсмена и системы тел. Кроме этого в педагогическом процессе необходимо разрабатывать и развивать гибкие методики и технологии для ее функционирования системы в целом. Концептуальная сущность системы обучения балансовому типу движений состоит в динамически согласованных, внутренне взаимосвязанных, экспериментально обоснованных технической, дидактической и технологической структур разучиваемых упражнений. Механизмом управления системой являются ФПУ функциональные педагогические уравнения. Технологическая направленность педагогических уравнений заключается в том, что по планируемому результату (правая половина уравнения) ведется дидактическое программирование и структурирование содержания образования знаний, умений и навыков разучиваемых 9 упражнений (левая половина уравнения). Установлены состав, структура и функции СДУ (статодинамической устойчивости) при выполнении индивидуальных, парных и групповых акробатических упражнений балансового характера; тактики, феномены, синергии, динамические блоки устойчивости, формы двигательного взаимодействия, механизмы поддержания устойчивости на подвижной опоре, позные ориентиры движения в структуре акробатического упражнения, особенности функционирования зрительной, вестибулярной и проприоцептивной сенсорных систем в СУСДУ, их учет и реализация при обучении акробатическим упражнениям [9,16,26]. Современные методики обучения акробатическим упражнениям, основанные на новых научных фактах о статической и динамической структурах устойчивости при различных условиях реализации программы движений, а также специфичном дидактическом материале, содержащем все необходимые элементы обучения «силобалансовому» типу движений. Решить современные педагогические задачи обучения спортивным движениям в условиях повышения сложности соревновательных программ возможно при глубоком знании предмета и двигательной структуры группы сложнокоординационных видов спорта. Подвижная опора, которая часто встречается в парной и групповой акробатике, является параметром сложной динамической устойчивости (СДУ). Шесть ведущих параметров, характеризуют данный фактор: -время двигательной реакции; - формы двигательного взаимодействия; - траектория движения точки в районе СЦМ тела спортсмена; - высота подвижной опоры; - частота колебаний; - размах колебаний (рисунок 1). В процессе фиксации группой акробатов равновесий, характеризующихся непрерывной и резкой сменой точек баланса, СДУ 10 достигается сформированными навыками координации ортоградного и перевернутого положения тела, эффективным функционированием опорных узлов и узлов связи в системе взаимодействующих тел, отношениями показателей размаха, частоты колебаний, времени фиксации позы. время двигательной реакции высота подвижной опоры формы двигательного взаимодействия Параметры СДУ частота колебаний формы двигательного взаимодействия размах колебаний Рисунок 1 - Параметры сложной динамической устойчивости Статодинамическую устойчивость определяют функциональные обязанности спортсменов-партнеров в групповом и парном двигательном взаимодействии. При фиксации акробатами пирамид типа колонна вчетвером, спортсмены, выполняющие обязанности первых средних являются ведущими балансерами, коррекционными движениями исправляют ошибки в сохранении равновесия, допущенные партнерами по группе, формируют общий режим балансирования. Вместе с тем, при исследовании допустимых значений размаха индивидуальных колебаний в сагиттальной плоскости при фиксации колонны вчетвером и изменений тазобедренных суставных углов у первых средних, как ведущих балансеров, зарегистрированы большие ограничения в движениях, чем партнеров по группе. У верхних акробатов установлены элементы преимущественной автономной активной регуляции положения тела. Вторые средние - соисполнители движений верхних и первых средних. Нижние акробаты гипперкоррекциями и тонким двигательным поиском доводят систему до модели равновесия. Информация для нижних акробатов 11 накапливается сверху как при построении, так и при фиксации пирамид типа колонна. Вначале нижние спортсмены оценивают искаженную избыточность двигательной информации, а затем ответными движениями, преимущественно линейными, а также изгибными и крутильными минимизируют отклонения системы от модели равновесия. Высокого уровня СДУ спортсмены достигают за счет двигательного объединения в парные и групповые динамические блоки устойчивости. Наиболее сложный, для оценки спортсменами поз и положений, блок нижний - верхний. Обмен двигательной информацией в этом блоке происходит путем балансовых движений спортсменов, выполняющих функции средних [4,6,8,9]. 1.2. Характеристика технической подготовки в групповой спортивной акробатике Акробатика, как вид спорта, переживает в настоящее время период бурного развития. Это определяется значительным усилением конкурентной борьбы на международной арене, ростом технической сложности упражнений, большим притоком массы новичков – юных акробатов, стремящихся достичь вершин спортивного мастерства. В связи с этим особое значение приобретает научно-методическое обеспечение подготовки акробатов на всех этапах спортивного совершенствования, поиски эффективных средств и методов, позволяющих в кратчайшие сроки и с минимальной затратой сил добиваться высоких результатов. Высокий уровень физической и технической подготовленности является неотъемлемым требованием в подготовке спортивных акробатов [2,26]. Как правило, акробатические упражнения или элементы представляют собой сложные по координации движения различными частями тела, которые выполняются в сложных условиях опоры, опора может быть не только ногами, но и руками. «В современной теории спортивной тренировки техническая 12 подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Известно, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолировано, а следует представлять, как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, интеллектуальными, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие», - отмечает Болобанов В.Н. в своих научных трудах [3,25,30,33]. Способность к выполнению точных движений связана с двигательным опытом постоянного самоконтроля спортсмена за разными сторонами техники движений и его результатами во всех упражнениях, начиная с элементарных. Как пишет в своих работах Иорданская Ф.А.: «процесс технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается, как способность спортсмена к грамотному построению хода соревновательной борьбы с учетом специфики вида спорта и своих индивидуальных особенностей и возможностей соперников, а также с учетом создавшихся внешних условий» [13,19,22,29]. Статодинамические системы тел формируется и поддерживается за счет создания в процессе двигательного взаимодействия тактик балансирования: тактика частотного балансирования - в процессе фиксации пирамид акробаты реализуют различную частоту колебаний. Повышенная частота колебаний выявляет ведущего балансера в процессе фиксации сложных групповых равновесий; тактика диссонансного балансирования - при фиксации 13 акробатами пирамид периоды колебаний спортсменов не совпадают, исполнители не попадают в резонанс и их не раскачивает до разрушения; тактика демпферного балансирования - коррекционными опережающими движениями, построенными на быстром реагировании на возникающие нарушения устойчивости, спортсмены сохраняют равновесие системы тел [5,7,9,20]. Поддержание СДУ системы тел осуществляется балансовыми движениями акробатов одновременно, в одном направлении, с разрывом во времени, в одном направлении, одновременно, в разных направлениях, с разрывом во времени, в разных направлениях. Рационализация процесса подготовки квалифицированных акробатов является не только чисто спортивной проблемой, а имеет более широкий аспект. Ведь акробатические упражнения – это эффективное и доступное средство физического воспитания для занимающихся различных возрастных групп и подготовленности, одно из массовых видов физических упражнений. Данное обстоятельство подчеркивает важность и актуальность разработки совершенных методик обучения и подготовки занимающихся. При всем разнообразии проблем в подготовке акробатов, одной из первоочередных задач можно считать разработку объективной классификации акробатических упражнений, которая пока не имеет достаточного научного обоснования. Исключительно большое число всех акробатических упражнений требует упорядочения и систематизации [2,18,19]. В целом ряде работ имеются схемы классификаций описательного характера (Е.Г.Соколов,1973; В.П. Коркин, 1981; Г.Я.Соколов, 1984 и др.). При этом недостаточно точно даются определения структурных групп, разночтения в терминологии, отсутствие ранжирования элементов по сложности. Сознавая, что создание полной и объективной классификации акробатических упражнений – сложная задача, в данной работе остановлено внимание только на парных балансовых акробатических упражнениях. 14 На основании анализа научно-методической литературы и обобщения опыта подготовки акробатов предлагается деление балансовых упражнений на: статические и динамические. При этом, к первым следует относить следующие группы элементов: равновесия, стойки, упоры, мосты, поддержки, висы и седы; ко вторым – входы, сходы, перемещения партнера, взаимные движения партнеров. В виду схожести условий сохранения устойчивости позы группа элементов ‹‹шпагаты›› включена в общую структурную группу - ‹‹седы›› и может рассматриваться как одна из разновидностей данной группы элементов. Не останавливаясь на определении каждой структурной группы элементов предложенной схемы, рассмотрим более подробно статические балансовые элементы, выполняемые верхним партнером. Анализ статических балансовых элементов включал лишь собственно технические элементы без учета возможности их модификации и интерпретации. Каждый из статических элементов характеризовался: 1)количеством опорных звеньев; 2) пространственной ориентировкой; 3) дополнительными деталями позы. При выявлении возможных статических упражнений имелась в виду практическая вероятность и эстетическая оправданность выполнения элемента. Таким образом, конкретное наполнение каждой группы статических балансовых элементов (количество поз), выполняемых верхним партнером, оказалось следующим: – равновесия – 13; – стойки – 1; – упоры – 15; – мосты – 8; – поддержки – 23; – висы – 11; 15 – седы – 13. Следует отметить, что в структурной группе «стойки» опущены разновидности данных упражнений «по форме», например, стойка шпагатом, стойка «флагом», мексиканка и т.п. Данные разновидности стоек требуют отдельного описания. Определяя возможность выполнения технических элементов и их относительную сложность в расчет принималось сохранение устойчивости позы. Сложность выполнения любого парного акробатического упражнения связана с характером положения (позы) партнеров, их технических действий и условий выполнения упражнения. Но прежде чем ранжировать по сложности все парные акробатические упражнения, следует проанализировать действия верхнего партнера, определенным образом упростив ситуацию. Условием сохранения устойчивости тела спортсмена, иначе говоря, практического выполнения элемента, была особенность стандартной ситуации (поза самого спортсмена, характер опоры, возможность активных действий для сохранения равновесия и др.). Такой подход приближает к условиям выполнения статических упражнений на ‹‹жесткой›› неподвижной опоре. Такое относительное упрощение оценки сложности элементов парных акробатических упражнений характерно лишь для первого этапа анализа. В то же время данный подход к сравнительному анализу трудности балансовых элементов дает возможность объективного ранжирования упражнений, определения педагогически оправданной последовательности разучивания элементов. Что касается индивидуальных особенностей подготовленности ученика (физических, технических и др.), то они будут вносить коррективы в учебный процесс в каждом конкретном случае ‹‹ученик - упражнение›› [11,15,35]. 16 1.3. Классификация рабочих положений (осанок) при выполнении упражнений в парно-групповой акробатике На базе широкой технической и функциональной подготовки юных спортсменов необходимы четко сформулированные промежуточные цели. Жигайлова Л.В. считает: «…что выполнение специфических требований, предъявляемых к уровню подготовленности юных спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки, и оценка учебно-тренировочного процесса базируются на трех основных критериях – оптимальности, своевременности, эффективности и экономичности.» Одним из основных направлений эффективного обучения акробатическим упражнениям является освоение спортсменами рабочих положений (осанок) в процессе выполнения статических упражнений [9,12,19]. В настоящее время в научной литературе отсутствуют данные о характеристике основных рабочих положений (осанок) при выполнении упражнений, не выявлено методик по их формированию. Огромное количество акробатических элементов различных структурных групп делают невозможным сформулировать конкретную модель рабочей осанки в упражнениях балансового, вольтижного и прыжкового характера. Необходимо на ранних этапах спортивной специализации заложить акробатам надежный фундамент по формированию базовых рабочих положений, создающих основу для рациональной техники исполнения акробатических упражнений. Освоив ограниченное число элементарных рабочих положений статического и динамического характера, акробатам будет относительно легко овладеть в дальнейшем более сложной спортивной программой. Существующие работы затрагивают лишь отдельные стороны обучения базовым упражнениям на основе первоначального освоения элементарных движений [1, 2,3]. Это, естественно, не удовлетворяет запросы ведущих специалистов в области спортивной акробатики, затрудняет теоретическое обобщение и практическую реализацию поставленных вопросов, требуя более 17 глубокого изучения данной проблемы. Для решения изучаемой проблемы исследователями из Волгоградской государственной академии физической культуры А.Г.Трифоновым, К.С.Теряевой, Е.В.Самковой была предпринята попытка выявить рациональные рабочие положения (осанки) в балансовых, вольтижных и прыжковых упражнениях и на этой основе разработать классификацию рабочих осанок в спортивной акробатике. По определению осанка – это характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков [4,15]. В осанке главную роль играет не только сила мышц, но и согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп. Для выявления разновидностей осанок была проведена видеозапись и анализ балансовых, вольтижных и прыжковых упражнений в спортивной акробатике, а также проанализировано содержание классификационной программы соревновательных упражнений. Опираясь на полученные данные, авторам удалось классифицировать рабочие осанки (основные рабочие положения) по различным акробатическим элементам (рис. 2). ВИДЫ ОСАНОК Прямая Слегка округленная (закрытая) Слегка прогнутая (открытая) Чрезмерно прогнутая или округленная Осанка приземления Рисунок 2 - Виды рабочих осанок в акробатике 18 В основу классификации авторами был положен принцип структурного сходства. Ниже представлена характеристика различных видов осанок и упражнения, в которых они проявляются. Прямая – это нормальное положение тела со слегка выраженными кифозным и лордозным изгибами позвоночника, позволяющие без особого напряжения удерживать положение тела человека. Если это положение статическое, то в нем выполняются следующие упражнения: – все разновидности стоек на руках и основная стойка (на коленях, на плечах, на согнутых и прямых руках, на стопах, на голове) – плечи в плечи (осанка прямая у верхнего); – горизонтальный упор; – «самолет». Если осанка динамическая, то выполняются следующие упражнения: – сальто выпрямившись, прыжки вверх с поворотом на 180°, 360°, 720°, полуперевороты. Слегка округленная (закрытая) – это осанка, в котором слегка увеличен кифоз в шейном и грудном отделе позвоночника. Статическая – угол на одной руке; плечи в плечи (у нижнего сутулая осанка); упор углом, упор углом вне, высокий угол. Динамическая – сальто (углом, арабское сальто, «солнышко», «пируэт»); Слегка прогнутая (открытая) – это осанка, в котором слегка увеличен лордоз в грудном и шейном отделе позвоночника. Статическая – разновидности горизонтальных упоров на одном и двух локтях (у верхнего прогнутая спина). Динамическая – пируэт (сальто с поворотом на 90°, 180°, 270° и 360°); сальто прогнувшись, «лет» (из стойки на руках на согнутых руках нижнего полупереворот в соскок с продвижением вперед. 19 Чрезмерно прогнутая и округленная – это осанки, в которых значительно увеличен лордоз или кифоз во всех отделах позвоночника. Статическая – это неподвижное положение тела в различных позах: – мост (спина прогнута в грудном и поясничном отделах позвоночника): – «ивушка» (чрезмерное прогибание в плечевом и поясничном отделе позвоночника); – «флаг» (осанка прогнутая, сколиозная, в боковой плоскости); – «мексиканка» (прогибание в поясничном отделе позвоночника); – «кольцо» (прогибание в плечевом и поясничном отделах позвоночника); – высокий угол (максимальное сгибание в тазобедренном суставе); – ломаная стойка (прогибание в поясничном и грудном отделах позвоночника). Динамическая – это сохранении положение тела человека в различных балансовых (силовых перемещениях) вольтижных и прыжковых упражнениях. – различные варианты «фляков» (обычный, в перекат через грудь в упор лежа прогнувшись), – хореографические прыжки (прыжок кольцом); – разновидности сальто (вперед и назад в группировке, согнувшись, сгибаясь и разгибаясь). Осанка приземления – характеризуется рациональным расположением звеньев тела относительно друг друга и опоры. Любое вольтижное упражнение в групповой акробатике заканчивается приземлением на ковер или на партнера (на плечи, согнутые или прямые руки). По данным Ф.А.Иорданской, можно утверждать, что успешность сохранения равновесия при выполнении приземления будет в том случае, если углы в коленном и тазобедренном суставах будут составлять 90°, угол в голеностопном суставе – 50°, а проекция плеч будет расположена над коленями в пределах площади опоры 26,33]. Туловище наклонено вперед в 20 среднем на 25°, слегка прогнуто, руки вверх-наружу, голова расположена прямо. Предложенная классификация позволяет разработать эффективную методику обучения акробатическим упражнениям, основанную на первоначальном освоении основных рабочих положений (осанок) [2,9,16,18]. В