СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации исследовательской деятельности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа представляет собой письменный отчет о любом явлении или процессе. Целью исследовательской работы является развитие самостоятельного, критического и логического мышления.

Научно-исследовательская работа связана с научными поисками, исследованиями, экспериментами по совершенствованию существующих и получению новых знаний, установлением закономерностей и научных обобщений и обоснований.

Научно-исследовательская работа-это совместное исследование с научным руководителем студента, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач.

Работа должна быть логически завершена и демонстрировать способность обучающегося четко выражать свои мысли, обосновывать предложения и грамотно использовать терминологию.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации исследовательской деятельности учащихся»

Методика организации исследовательской деятельности учащихся

Т.Б. Евлампьева

ГБПОУ НИК, г.Нижний Новгород


Исследовательская работа представляет собой письменный отчет о любом явлении или процессе. Целью исследовательской работы является развитие самостоятельного, критического и логического мышления.

Научно-исследовательская работа связана с научными поисками, исследованиями, экспериментами по совершенствованию существующих и получению новых знаний, установлением закономерностей и научных обобщений и обоснований.

Научно-исследовательская работа-это совместное исследование с научным руководителем студента, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач.

Работа должна быть логически завершена и демонстрировать способность обучающегося четко выражать свои мысли, обосновывать предложения и грамотно использовать терминологию.

Исследовательская работа не является рефератом или статьей одного из специалистов, скачанных из Интернета. Это возможность проводить самостоятельные исследования и применять научный подход для получения результатов, применять практические навыки или приобретать новые для решения задач, демонстрировать навыки планирования своей работы и анализа результатов.

Этап исследований.

1. Выбор направления исследований. Работа над исследованием начинается с желания разобраться с этим вопросом. Нужно понимать, о чем будет идти речь в исследовании. Хорошей темой для исследования является тема, представляющая интерес для обучающегося и его руководителя. Тема должна быть правильной, узкой, четкой. Важным фактором является новизна исследования, его актуальность.

Важной составляющей в определении направления исследования является наличие проблемы в исследуемой области. Проблема должна быть выполнима, а решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

2. Выбор темы работы является весьма важным моментом, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. Тема работы не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. При этом, чем меньше слов в названии темы, тем шире она охватывает более широкую сферу деятельности (фразеология на русском языке). И наоборот — чем больше слов в названии, тем тема уже, охватывает более узкую область (фразеологических единиц с компонентом цветообозначения в русском языке).

Требования к теме исследования:

- актуальность и новизна (соответствие современному состоянию);

- проблема (тема должна иметь исследовательский и поисковый характер);

- оригинальность (тема не должна быть тривиальной).

3. Актуализация исследования. Необходимо решить, почему именно эта проблема должна быть изучена в настоящее время. Актуальность может быть обоснована с точки зрения научной, социальной или личной значимости.

4. Систематическое изучение литературы по предмету, статистических данных; проведение теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбор социально-экономической и статистической информации.

5. Подбор методов и приемов проведения исследований.

6. Проведение исследования.

7. Обработка, обобщение и анализ полученных данных.

8. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста; определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, подзаголовки и абзацы; текст, включая Список литературы и приложения.

9. Подготовка доклада.

10. Подготовка презентации.

11. Выступление на конференции.

Основные виды исследований.

-задача-аннотация: аналитическое сравнение данных из различных литературных источников с целью выделения проблемы и проектных решений;

- аналитический и систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

- диагностический и прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем;

-изобретательно-рационализаторские: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приспособлений;

- экспериментально-исследовательский: проверка предложений и подтверждений или опровержений гипотезы;

- разработка и поиск: Поиск, разработка и защита проекта.

Структура и содержание исследовательской работы. Работа должна быть построена по определенной структуре. Традиционно сложилась определенная композиционная структура исследовательской работы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть ( не более 4-х);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Рекомендуемый объем основных разделов работы:

  • введение – 2-3 страницы;

  • первая глава основной части - около 35-40 % общего объема;

  • вторая глава основной части – не менее 40% общего объема;

  • заключение – 1-2 страницы.

Общий объем работы – 18-22 страниц (без приложений).

Титульный лист является первой страницей и содержит название учебного заведения; название работы; сведения об авторе (Ф.И.О. , учебное заведение, курс, группа); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность); год выполнения работы (Приложение А).

Содержание помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Содержание исследовательской работы включает следующие компоненты: введение, название глав и параграфов, заключение, список используемых источников, приложения (Приложение В).

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

1. Актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

2. Постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

3. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель - это сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в ходе исследования. Формулирование цели позволяет ответить на вопрос «Зачем проводится исследование?».

4. После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи исследования конкретизируют цель, определяют основное содержание работы.

Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. При формулировании задач обычно употребляются следующие глаголы: определить, раскрыть, создать, выявить, разработать, установить, обосновать и др.

5. Объект исследования — это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

6. Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

7. В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре следует показать, что автор знаком с областью исследований по нескольким источникам, что он ставит новую задачу, а не делает то, что уже давно сделали.

8. Новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных. Новизна результатов работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов. Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

9. Затем описывается методика исследования. Её описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. К базовым методам исследования можно отнести следующие:

  • теоретические: анализ литературы, директивных и нормативных документов, изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, аналогия, моделирование;

  • эмпирические: наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование), индивидуальные и групповые беседы, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности (продуктов деятельности) студентов, педагогический эксперимент;

  • статистические: обработка и анализ полученных результатов.

Основная часть делится на главы, которые в свою очередь делятся на параграфы. Чаще всего исследовательская работа состоит из двух глав. Первая глава содержит, как правило, теоретический материал, а во второй анализируется практический материал в аспекте проблемы исследования.

Иногда, если проблема исследования делится на относительно самостоятельные части (подпроблемы, частные проблемы), тогда количество глав может быть больше (но не более 4-х). Главы необходимо завершать самостоятельными выводами по вышеизложенному материалу.

В теоретической главе работы излагаются данные теории по основным вопросам темы. В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко,   систематизировано излагается состояние проблемы на данный момент, дается характеристика предмета исследования: определяются основные категории и понятия, проводится их классификации, оцениваются достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме.

Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко излагаются дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дается им собственная оценка с ясно выраженной позицией обучающегося.

Текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

  • достоверность и полнота информации;

  • наличие авторской оценки использованной информации;

  • логичность структуры;

  • ясность, четкость изложения;

  • композиционная целостность;

  • аргументированность выводов.

Для написания практической части используются результаты собственных исследований, опытов, экспериментов. обзора методик проведения исследований, применяемых к заданному объекту, процессу, явлению и т.д.

Практическая часть содержит описание методов, показывающих пути решения поставленных проблем и задач. В первом параграфе практической части дается характеристика базы исследования, краткая характеристика объекта исследования.

В практической части работы целесообразно представлять данные в виде таблиц, графиков, диаграмм. В ходе анализа могут использоваться расчеты, формулы, схемы.

Во всех главах необходимо приводить соответствующие ссылки на используемую литературу. В заключении сжато излагается сущность научных результатов работы, обобщаются полученные данные в виде выводов, тезисов.

Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР. Список использованных источников следует оформлять в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названию сборников). Список использованных источников должен содержать разнообразные виды изданий: нормативные, справочные, научные, периодические и т.д.

Список использованных источников следует составлять в следующем порядке:

  • Федеральные законы (в очередности от года принятия);

  • Указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

  • Постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

  • иные нормативные правовые акты;

  • учебники, пособия, художественные произведения (в алфавитном порядке);

  • иностранная литература;

  • интернет-ресурсы.

В конце работы могут быть помещены приложения. В них могут содержаться наиболее интересные документы, статистические данные, схемы, таблицы, фотографии и т.п., усиливающие аргументацию текста. С помощью приложения доказывается достоверность используемых фактов.

Приложения располагаются в порядке выполнения на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение начинается с нового листа и содержит в правом верхнем углу слово «Приложение». При наличии в работе нескольких приложений проставляется их обозначение в соответствии с арабской нумерацией. Например, приложение 1, 2 и т.д. Объем приложений не ограничивается, нумерация их страниц является сквозной в работе. При ссылке в тексте на материалы приложения следует указать слово «Приложение», поставить его цифровое обозначение.

Связь между абзацами в основной части исследовательской работы обеспечивается как общей логикой рассмотрения темы, так и специальными выражениями-связками.

Не допускается использование словосочетаний типа «…я проанализировал…» или «…я рассмотрел …». Вместо этого следует формулировать следующим образом: «Было проанализировано...», «Проведен анализ…» или «Были рассмотрены…».

Правила оформления работы. Исследовательская работа оформляется в виде отпечатанного текста, на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

Размер шрифта «12», шрифт «Тimes New Roman». Абзацный отступ — 1,25 см. Выравнивание — по ширине. Межстрочный интервал — 1,5. Размер полей: верхнего и нижнего — 20мм, левого — 30 мм, правого — 10 мм. Перенос слов в тексте не допускается.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Каждый структурный элемент исследования должен начинаться с новой страницы; заголовки структурных элементов располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными (заглавными) буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Названия параграфов в основной части печатаются с красной строки с заглавной буквы и имеют нумерацию.

Каждый структурный элемент ВКР следует начинать с нового листа. Нумерация страниц. Страницы исследовательской работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.2.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Выступление. На выступление отводится 8-10 минут, поэтому необходимо проговорить свое выступление с часами в руках. Это помогает структурировать текст и понять, что в речи не досказано. Текст выступления не должен затрагивать подробности. Надо изложить основные результаты. Будьте готовы ответить на вопросы экспертного жюри и других участников конференции.

Критерии оценки исследовательских работ

  1. Актуальность представленной темы .

  2. Полнота и степень раскрытия темы.

  3. Уровень/глубина проработанности исследования.

  4. Практическое значение результатов работы.

  5. Соответствие требованиям оформления исследовательской работы.

  6. Грамотное оформление презентации и соответствие ее выступлению докладчика.

  7. Умение представить свою работу и защитить её перед жюри.

  8. Компетентность докладчика (умение отвечать на поставленные вопросы).

  9. Соблюдение регламента (8-10 минут).

5