СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал представляет основные факторы, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на уроке информатики, сделать восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Просмотр содержимого документа
«Методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ













«Методы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «Информатика и ИКТ»






Автор «учитель-методист»

Страусова Раиса Васильевна

Введение


Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание и учение.

Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи и методисты, учителя и преподаватели в своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Итак, важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового?

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя следующие методы:

  • разработка проекта;

  • ресурсы сети Интернет, что позволяет расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы, позволяет применять в создании различных проектов не только иллюстрации, карты, схемы, фотографии, но и осуществлять поиск и систематизацию различного справочного материала;

  • деловые игры;

  • виртуальные экскурсии;

  • интерактивные программы, тесты, электронные учебники;

  • графические демонстрационные материалы;

  • видео или мультипликационные фильмы;

  • творческие работы учащихся. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов по информатике, создание ситуационных задач, участие в конкурсах.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе создания индивидуальной образовательной траектории



Приоритетной целью урока является развитие личности ребенка, формирование таких качеств, которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьники станут студентами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.

Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае, возможно, научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы.

Активизацию познавательной деятельности в старших классах осуществляю на основе создания индивидуальной образовательной траектории. Учащимся предлагаю составить свою индивидуальную программу при изучении темы. Ребятам предлагаю выбрать интересующую их тему и составить свой план ее изучения. Пример такой программы привожу ниже.

Индивидуальная

образовательная программа ученика

Ф.И. Мягкий Данил класс 8

1. Для чего мне необходимо заниматься?

Я считаю, что информатика важный и необходимый предмет. Современный мир требует от нас изучения и понимания информатики. Я люблю и изучаю этот предмет, т.к. благодаря информатике я узнал много полезного о компьютерах.

2. Чему я хочу научиться? Я хочу научиться создавать программы.

3. Какие темы я буду изучать в учебнике?

Основы программирования. Общие сведения о языке программирования. Программирование линейных, разветвляющихся алгоритмов.

4. Какие пункты параграфа, какие задачи, опыты, практические работы планирую изучить и выполнить?

Алфавит и словарь языка программирования TurboPascal. Структура программы. Типы данных. Ввод и вывод данных.

5. Мои наиболее интересные вопросы и проблемы.

Хочу создать программу для управления роботом.

6. Тема моей творческой работы. «Язык программирования TurboPascal».

7. Что я буду делать, как заниматься?

Ознакомлюсь с материалами презентации к параграфу. Посмотрю видео уроки в Интернете. Внимательно изучу содержание параграфов по этой теме. Постараюсь ответить на все вопросы в конце параграфа и выполнить все задания, а если возникнут трудности, то посоветуюсь с учителем.

8. Что мне необходимо для занятий.

Компьютер, презентации по теме, видео уроки, дополнительная литература, скачаю систему программирования PascalABC.NET и мне будет нужна помощь учителя.

9. В чем будут заключаться мои результаты занятий на конец изучения темы.

Я пополню свои знания полезной информацией, которая мне пригодится в будущем. Поделюсь новой информацией с одноклассниками. Подготовлю сообщения для выступления на уроке. Я научусь создавать хотя бы простые программы.

10. Как я планирую контролировать свои результаты.

Я буду вести рефлексивный дневник, буду отмечать чему я научился и что узнал новое.

  1. Выводы



Предмет информатика не является скучной наукой, вашему вниманию были представлены основные факторы, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на уроке, сделать восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся. Активизация деятельности обучающихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому учителю необходимо организовывать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося. Умение увлечь обучающихся работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которому должен стремится каждый преподаватель. Материал, предложенный мной, и который я использую в своей работе, даст возможность учителям отойти от шаблонов, разнообразить учебную деятельность учащихся, научить их работать творчески и самостоятельно.





















  1. Список литературы


  1. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2008. - 482 с.

  2. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2009. - 242 с.

  3. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении». - М.: Педагогика, 2008 - 308 с.

  4. Попов М.В. Технология применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2010. - 482 с.

  5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2009.

  6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?:Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 383 с.


Приложение





Индивидуальная

образовательная программа ученика

Ф.И. .................................................. ...................... класс_____

1. Для чего мне необходимо заниматься? .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..................................................

2. Чему я хочу научиться? .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..................................................

3. Какие темы я буду изучать в учебнике? .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..................................................

4. Какие пункты параграфа, какие задачи, опыты, практические работы планирую изучить и выполнить?

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

5. Мои наиболее интересные вопросы и проблемы.

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

6. Тема моей творческой работы.

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

7. Что я буду делать, как заниматься?

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

8. Что мне необходимо для занятий.

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

9. В чем будут заключаться мои результаты занятий на конец четверти.

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..........................................

10. Как я планирую контролировать свои результаты.

.................................................. .................................................. .................................................. .................................................. ..................................................