Межпредметный проект «Масленица» как способ формирования межэтнической толерантной среды
МАОУ СОШ № 9 г. Улан-Удэ
Н.В. Цыпышева, учитель истории и обществознания
О.В. Селихова, изобразительного искусства и учитель технологии
С.Г. Шатрова, учитель музыки
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей.
Одним из способов формирования толерантной среды в современной школе является обращение к традициям предков через участие в праздниках национальных культур.
Реализуя поставленные задачи, педагоги школы № 9 организуют поликультурные образовательные события. Одним из таких событий стал образовательный проект «Широкая масленица».
Проект был построен на интегрировании нескольких предметов:
- изобразительное искусство
- история
- технология
- музыка
На уроках истории ребята в рамках изучения культуры Киевской Руси изучали быт жителей Древней Руси, определяли истоки и смысл традиционных праздничных мероприятий.
На уроках изобразительного искусства для преобразования своих знаний в творческой форме ребята оформляли индивидуальные буклеты о Масленице.
На уроках технологии девочки готовили праздничное угощение, а мальчики мастерили чучела зимы.
На уроках музыки 6-классники разучили песни масленичного цикла.
Цели проекта:
Обучающая: дать обучающимся представление о русских национальных традициях на примере народного праздника « Масленица » .
Развивающая: расширить культурный кругозор обучающихся.
Воспитывающая: способствовать формированию межэтнической толерантной среды через воспитание уважения к национальным традициям разных народов.
Задачи:
- Показать историческую картину формирования русской культуры.
- Познакомить учащихся с традициями русской культуры, показать их место в мировом историко-культурном наследии.
- Дать учащимся представление о музыкальной культуре масленичного цикла.
- Обучить технологиям приготовления традиционных блюд праздничного стола на Масленицу.
- Обучить технологиям изготовления предметов обрядового сопровождения праздника Масленица.
Предполагаемые образовательные результаты:
Личностные:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям разных народов;
- сформированность толерантного отношения к ценностям разных культур;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия различных народов, творческой деятельности эстетического характера;
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- развитие навыков работы с информацией: умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать, представлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме;
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач (оформление буклетов, создание презентаций и др.).
Содержание продукта:
1. Индивидуальный буклет – открытка «Широкая Масленица» (уроки истории и ИЗО)
макет:
а) титульный лист (индивидуальное название, ФИО, картинка на заставку);
б) информация о Масленице (понятие), можно семь дней Масленицы, традиции; празднования и др.
в) пословицы и поговорки;
г) задания: загадки, ребусы, конкурсы и др.
д) рисунок или аппликация и др. на тему русской народной культуры и масленицы (люди в национальных костюмах, русская изба, утварь, украшения и др.).
Критерии оценивания:
- эстетика
- информативность
- историческая достоверность, соответствие теме
- оригинальность
2. Подготовка и защита праздничного стола (уроки технологии – девочки)
Критерии оценивания:
- эстетика
- сервировка
- умение приглашать гостей
- вкус блинов
3. Конкурс «Чучело зимы» (уроки технологии – мальчики)
Критерии оценивания:
- качество
- верность традиции при изготовлении
- эстетика
4. Театрализованное представление «Традиции празднования Масленицы» (все предметы)
Критерии оценивания:
- соответствие теме
- замысел
- оформление
- артистизм
5. Музыкальный конкурс (может быть внутри представления, но оценивается отдельно)
Критерии оценивания:
- замысел
- качество исполнения
- артистизм
Изучение истории и культуры , участие в традиционных обрядах позволяет глубже понять традиции народов, много веков живущих вместе и отвечает задачам формирования толерантной среды, уважительное и доброжелательное отношение к ценностям разных народов.