Открытый урок по русскому языку
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тема урока: Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.
Сценарий урока
I. Диагностика (конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить готовность к изучению новой темы)
- На доске записаны слова. Определите род имен существительных и запишите в тетради. Слова: рожь, кровать, камыш, дом, окно, земля, стол, огонь, январь, дядя, страна, море. - Лексическое значение каких слов вам не понятно? М.р. дом, стол, огонь, январь, дядя, Ж.р. кровать, земля, страна, Ср.р. окно, море. Проверка. Самооценка. Обучающийся мышкой «перетягивают» слова. Объясняет. - Какие затруднения? - Кто сделал все без ошибок? - Кто нашел свои ошибки? Что вам надо повторить? - Исправляем ошибки. Молодцы! Тогда попробуйте следующее задание. |
II. Постановка и решение задачи
Средство:
Задача (постановочная, запускающая действие):
Работа в группе. Прочитайте данные слова, определите род имен существительных и распределите в группы. Еж, мышь, помощь, луч, речь, дичь, пляж, кирпич, рожь, камыш, мяч, душ, мощь, роскошь, хвощ. - Лексическое значение каких слов вам не понятно? Роскошь — богатство (см. в словарь Ожегова) мощь — сила, могущество хвощ -? (сообщение об этом растении) - Прочитайте ещё раз эти слова. - Что общего? - Существительные, в ед.ч., с шипящими на конце. - Подумайте, как можно сгруппировать эти слова? Сгруппируйте и запишите слова в столбики. |
Варианты решения:
| Еж мышь пляж камыш рожь душ роскошь | речь дичь помощь мощь луч кирпич мяч хвощ | | Еж мышь | речь дичь помощь мощь луч кирпич мяч хвощ пляж камыш рожь душ роскошь | | Еж луч пляж кирпич камыш мяч душ хвощ | Мышь речь дичь рожь помощь мощь роскошь |
Конкретные действия учителя:
Проверка. Дети переносят варианты своих решений на листах на магнитную доску.
Вместе с детьми смотрим, сколько вариантов решений они предложили. Далее по очереди группы защищают свое решение. Остальные внимательно слушают.
- П о какому принципу распределили на группы?
- 1 вариант-В первую группу – существительные, которые заканчиваются на твердые буквы «ж» и «ш», во вторую группу - на буквы «ч» и «щ».
- 2 вариант- В первую группу одушевленные , а во вторую группу неодушевленные существительные.
- 3 вариант?
- В первую группу — сущ. с мягким знаком на конце, во вторую группу — сущ. без мягкого знака.
- Что заметили? Чем отличаются существительные первого и второго столбика? Что общего в звучании данных слов?
- В одну группу — сущ. ж.р, а в другую — сущ. м.р.
- Сущ. ж.р с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а у сущ м.р с шипящими на конце мягкий знак не пишется.
- А кто думает по-другому? Объясните свое решение. Обсудим. Выявление места и причины затруднения.
- На что указывает мягкий знак, какую работу выполняет мягкий знак в данных словах?
- Он указывает на мягкость.
- Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им нужна мягкость? Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки, зачем же еще раз ставить Ь?
- Какую же функцию выполняет мягкий знак в этих словах? Какая проблема встает перед нами? Сравнение существительных с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Какое открытие мы с вами сделали? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим пишется на конце Ь. Выводим правило.
После того, как все варианты разобраны, предлагаю детям подумать и решить – какой вариант они сейчас считают правильным. Как мы выяснили, все варианты решения по своему верны. Но мы еще раз вспоминаем задание: определить род имен существительных и распределить в группы. Дети разделяются у доски в группы, встают рядом с правильным, по их мнению, вариантом решения. Я прошу разобраться самостоятельно. Какой вариант верный. Дети доказывают друг другу правильность решения. Верный- 3 вариант.
Вывод (дети): существительные мужского рода пишутся без Ь знака. Существительные женского рода с шипящей на конце пишутся с Ь. Это орфограмма .
После садятся на места.
- Выводим общий алгоритм.
Написание Ь у имен существительных с шипящим на конце
1. Определяю часть речи.
2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.
- Чем отличаются задания, которые вы делали в начале урока и данное задание?
III. Диагностика (конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить степень освоения нового способа)
Открыли книгу, стр. 32. Находим упражнение 53. Используя выведенный нами алгоритм делаем задание.
Приложение 1
БЛАНК ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УРОКА
№ п/п | Критерии | Оценка (+) | Комментарии |
1 | Постановочная задача | | |
1.1 | Задача предметная. | | |
1.2 | При формулировании задачи звучит требование, а не вопрос. | | |
1.3 | Задача «детская». | | |
1.4 | Задача запускает действие детей. | | |
1.5 | Направленность на «открытие» нового способа. | | |
1.6. | Направленность на применение открытого ранее способа в новой ситуации. | | |
2 | Вариативность способов решения задачи | | |
2.1 | Представлены все способы решения задачи (правильные и неправильные). | | |
3 | Действия учителя | | |
3.1 | Описаны конкретные действия учителя после каждого способа решения задачи. | | |
3.2 | Представлено краткое описание действий учителя после каждого способа решения задачи. | | |
4 | Предметный способ действия (закон, правило, алгоритм) | | |
4.1 | Предметный способ действия даётся в готовом виде. | | |
4.2 | Предметный способ действия строится совместно с детьми (учитель преимущественно в позиции предметника). | | |
4.3 | Предметный способ действия строится совместно с детьми (учитель преимущественно в управленческой позиции). | | |
5 | Встроенная в урок диагностика | | |
5.1. | Имеется диагностика готовности к освоению нового способа действия. | | |
5.2. | Имеется диагностика освоения нового способа действия. | | |
5.3. | Задания для диагностики разного уровня сложности. | | |