СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 кл

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.»

Открытый урок по русскому языку




Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тема урока: Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.

Сценарий урока

I. Диагностика (конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить готовность к изучению новой темы)


- На доске записаны слова. Определите род имен существительных и запишите в тетради.

Слова: рожь, кровать, камыш, дом, окно, земля, стол, огонь, январь, дядя, страна, море.

- Лексическое значение каких слов вам не понятно?

М.р. дом, стол, огонь, январь, дядя,

Ж.р. кровать, земля, страна,

Ср.р. окно, море.

Проверка. Самооценка.

Обучающийся мышкой «перетягивают» слова. Объясняет.

- Какие затруднения?

- Кто сделал все без ошибок?

- Кто нашел свои ошибки? Что вам надо повторить?

- Исправляем ошибки. Молодцы! Тогда попробуйте следующее задание.






II. Постановка и решение задачи

Средство:

Задача (постановочная, запускающая действие):

Работа в группе.

Прочитайте данные слова, определите род имен существительных и распределите в группы.

Еж, мышь, помощь, луч, речь, дичь, пляж, кирпич, рожь, камыш, мяч, душ, мощь, роскошь, хвощ.


- Лексическое значение каких слов вам не понятно?

Роскошь — богатство (см. в словарь Ожегова)

мощь — сила, могущество

хвощ -?

(сообщение об этом растении)

- Прочитайте ещё раз эти слова. - Что общего?

- Существительные, в ед.ч., с шипящими на конце.

- Подумайте, как можно сгруппировать эти слова? Сгруппируйте и запишите слова в столбики.










Варианты решения:





Еж

мышь

пляж

камыш

рожь

душ

роскошь

речь

дичь

помощь

мощь

луч

кирпич

мяч

хвощ








Еж

мышь


речь

дичь

помощь

мощь

луч

кирпич

мяч

хвощ

пляж

камыш

рожь

душ

роскошь













Еж

луч

пляж

кирпич

камыш

мяч

душ

хвощ








Мышь речь дичь рожь помощь мощь роскошь



Конкретные действия учителя:

Проверка. Дети переносят варианты своих решений на листах на магнитную доску.

Вместе с детьми смотрим, сколько вариантов решений они предложили. Далее по очереди группы защищают свое решение. Остальные внимательно слушают.

- П о какому принципу распределили на группы?

- 1 вариант-В первую группу – существительные, которые заканчиваются на твердые буквы «ж» и «ш», во вторую группу - на буквы «ч» и «щ».

- 2 вариант- В первую группу одушевленные , а во вторую группу неодушевленные существительные.

- 3 вариант?

- В первую группу — сущ. с мягким знаком на конце, во вторую группу — сущ. без мягкого знака.


- Что заметили? Чем отличаются существительные первого и второго столбика? Что общего в звучании данных слов?

- В одну группу — сущ. ж.р, а в другую — сущ. м.р.


- Сущ. ж.р с шипящими на конце пишутся с мягким знаком, а у сущ м.р с шипящими на конце мягкий знак не пишется.


- А кто думает по-другому? Объясните свое решение. Обсудим. Выявление места и причины затруднения.
- На что указывает мягкий знак, какую работу выполняет мягкий знак в данных словах?

- Он указывает на мягкость.

- Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им  нужна мягкость? Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки, зачем же еще раз ставить Ь?

- Какую же функцию выполняет мягкий знак в этих словах? Какая проблема встает перед нами? Сравнение существительных с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Какое открытие мы с вами сделали? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим пишется на конце Ь. Выводим правило.

После того, как все варианты разобраны, предлагаю детям подумать и решить – какой вариант они сейчас считают правильным. Как мы выяснили, все варианты решения по своему верны. Но мы еще раз вспоминаем задание: определить род имен существительных и распределить в группы. Дети разделяются у доски в группы, встают рядом с правильным, по их мнению, вариантом решения. Я прошу разобраться самостоятельно. Какой вариант верный. Дети доказывают друг другу правильность решения. Верный- 3 вариант.

Вывод (дети): существительные мужского рода пишутся без Ь знака. Существительные женского рода с шипящей на конце пишутся с Ь. Это орфограмма .

После садятся на места.

- Выводим общий алгоритм.

Написание Ь у имен существительных с шипящим на конце

1. Определяю часть речи.

2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

4. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

- Чем отличаются задания, которые вы делали в начале урока и данное задание?







III. Диагностика (конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить степень освоения нового способа)

Открыли книгу, стр. 32. Находим упражнение 53. Используя выведенный нами алгоритм делаем задание.

Приложение 1

БЛАНК ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УРОКА



п/п

Критерии

Оценка (+)

Комментарии

1

Постановочная задача



1.1

Задача предметная.



1.2

При формулировании задачи звучит требование, а не вопрос.



1.3

Задача «детская».



1.4

Задача запускает действие детей.



1.5

Направленность на «открытие» нового способа.



1.6.

Направленность на применение открытого ранее способа в новой ситуации.



2

Вариативность способов решения задачи



2.1

Представлены все способы решения задачи (правильные и неправильные).



3

Действия учителя



3.1

Описаны конкретные действия учителя после каждого способа решения задачи.



3.2

Представлено краткое описание действий учителя после каждого способа решения задачи.



4

Предметный способ действия

(закон, правило, алгоритм)



4.1

Предметный способ действия даётся в готовом виде.



4.2

Предметный способ действия строится совместно с детьми (учитель преимущественно в позиции предметника).



4.3

Предметный способ действия строится совместно с детьми (учитель преимущественно в управленческой позиции).



5

Встроенная в урок диагностика



5.1.

Имеется диагностика готовности к освоению нового способа действия.



5.2.

Имеется диагностика освоения нового способа действия.



5.3.

Задания для диагностики разного уровня сложности.