Реализация современных педагогических технологий на уроках биологии в 9 и 11 классах
Выступающий: Мерекина К. И.
Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в казахстанской школе. Учитель, находясь на «переднем фронте» образования, должен учитывать новые требования, предъявляемые обществом и государством. Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования государственного образовательного стандарта образования - обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка.
Образовательные задачи в школе тесно связаны и переплетены с задачами воспитательными, роль учителя неотделима от роли воспитателя. В законе «Об образовании» сказано, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. Целью воспитательной работы должно стать воспитание в детях человеческих, нравственных и гражданских качеств.
Понимая масштаб, глубину и сложность поставленной задачи, педагог должен принимать во внимание реальные условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В частности, учителю необходимо учитывать психофизиологические особенности современных детей среднего и старшего школьного возраста. И надо сказать, что изменения в психофизиологии наших детей вызывают обоснованную тревогу. Можно с уверенностью констатировать, что, в большинстве случаев, для сегодняшнего ученика характерны:
- слабая мотивация к обучению;
- низкий уровень познавательной активности;
- «инфантилизация», отставание общего развития от биологического возраста;
- низкий уровень обучаемости;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности
Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии и учебные программы.
Свои уроки стараюсь строить на принципах проблемно-деятельностного обучения.
Создание проблемной ситуации;
формулировка (постановка) проблемы
решение проблемы: выдвижение предположений;
обоснование и доказательство гипотез;
проверка правильности решения и открытие новых знаний
применение новых знаний
На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Когда учебная деятельность становится творчеством, повышается качество усвоения материала, а самое главное дети осознают, что обучение – это не только зубрёжка правил и формул, это - прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира и себя.
Используя технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
Формирование гармоничной личности должно происходить в тесном взаимодействии с окружающим социумом (одноклассниками, учителями, родителями). Современные дети испытывают дефицит общения среди сверстников и отличаются неразвитыми коммуникативными умениями. Перед учителем стоит задача привить детям навыки конструктивного общения.
Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому, на уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды и формы совместной деятельности (работа в группе, в паре). Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.
Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекать большое количество дидактического материала;
повышать объём выполняемой работы;
создавать интерактивные задания и упражнения
При подготовке и проведении урока стараюсь использовать электронные ресурсы учебного назначения:
Сегодня, пожалуй, нет учителя, которой не использует на уроке мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации, который:
дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Визуализация учебного материала способствует лучшему запоминанию и усвоению.
Деятельность педагога сегодня немыслима без здоровьесберегающих технологий. Нарушения осанки, зрения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоциональная нестабильность – это лишь самые распространенные диагнозы у детей любой школы! Работу по здоровьесбережению веду по нескольким направлениям.
Это просветительские беседы, классные часы; праздники, дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни
Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, провожу физкультминутки, упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения, упражнения для релаксации и для активизации умственной деятельности.
Сегодня, на фоне девальвации роли семьи, утраты семейных ценностей особую значимость приобретает воспитательная работа. Всё чаще приходится сталкиваться с незнанием детьми элементарных правил поведения в обществе, моральных и этических норм. Растёт число семей с низким уровнем дохода и социально неблагополучных семей. Очень часто дети из этих семей оказываются в «зоне риска». Такие дети находятся под особым наблюдением классного руководителя, школьного психолога, обеспечиваются бесплатными школьными обедами и библиотечными учебниками. К сожалению, и «благополучные» дети после школы предоставлены сами себе. Поэтому особую актуальность приобретает введение в школе внеурочной деятельности. Дети, не уходя из школы, получают возможность заниматься в кружках по интересам. В рамках внеурочной деятельности я веду курсы «Интеллект» для всех желающих глубже познать увлекательный мир биологии. Кроме того, ведется регулярное консультирование в рамках подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах.
Использование современных технологий обогащает арсенал учителя, создают предпосылки для всестороннего развития учащихся.
Но главным остается заинтересованность и участие педагога в каждом ребёнке, умение подобрать ключик к детской душе. Чтобы дети шли в школу с удовольствием, стараюсь создать в классе психологически-комфортные условия, атмосферу доверия, взаимопомощи, творчества. Для ребёнка очень важно получать одобрение со стороны значимых для него людей. Я не скуплюсь на похвалу, одобрение, стремлюсь для каждого создать ситуацию успеха. Считаю, что признание успехов ребёнка – пусть даже совсем незначительных, окрыляет, придает уверенность, побуждает стремиться к новым достижениям. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед.