СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по биологии: "Среды обитания организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Разработка содержит сценарий проведения урока биологии в 5 классе по теме: "Среды обитания живых организмов". Описывает этапы урока, формы, методы работы, вопросы и задания для закрепления материала. Полезна в работе для учителям биологии, природоведения для проведения уроуов или внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по биологии: "Среды обитания организмов"»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

СИДОРЕНКОВОЙ ЮЛИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

ГБОУ РК «ССШИ №1»

Тема урока: Среды обитания организмов.

Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, работа с дидактическим материалом, творческие задания.

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Коррекционные: коррекция зрительного восприятия, развитие активного мышления, памяти, внимания, произвольного запоминания при усвоении новых понятий и терминов

Учебные задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.

2. Выявить особенности каждой среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

4. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Формировать этическое эстетическое отношение к объектам живой природы.

Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой ; составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные:

Называть среды жизни, их эколо­гические факторы.

Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологичес­ких факторов.

Приводить примеры действия эко­логических факторов на живые ор­ганизмы.

Распознавать по рисункам черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Оборудование к уроку:

1. Учебник: Сухорукова Л.Н., «Биология 5-6».

2. Видео- и аудиоматериал по теме урока.

3. Раздаточный материал для работы в парах.

4. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

5. Таблицы с изображением различных видов природы, животных, растений и человека.



Ход урока:

1.Организационный этап:

А) положительный эмоциональный настрой на проведение и работу на уроке – звучит спокойная музыка (звуки природы).

Б) приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих, проверка средств коррекции (лупы, очки), готовности к уроку рабочих мест.

Учитель: Добрый день ребята. Я рада вас видеть. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте все вместе поприветствуем гостей и начнём занятие.

2. Актуализация знаний.

Ученица наизусть читает заранее выданное учителем стихотворение.

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Учитель: Ребята, о чём это стихотворение? ( о разнообразии живых организмов )

Мир живых организмов многообразен.

А сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе. (Обсуждение, выделение признаков, ответы детей).

АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ  окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ  окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва)

3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).

Учитель: Ребята, к нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этом рисунке. Как вы думаете, что здесь изображено? (Рисунок среза через поверхность земли и водоёма). Как по научному можно назвать этот объект? Какова тема нашего урока?

Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока – Среды обитания живых организмов.

Записывают тему в тетради.

Учитель: Хорошо, давайте определим цели нашего занятия.

Учащиеся: сами ставят цели по аналогии с прошлой темой.

1. Узнать, что такое «среда обитания».

2. Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

Учитель: Молодцы!

4. Этап изучения нового материала.

Учитель: Итак, в тетрадях запишем определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние».

У вас на партах лежат раздаточные карточки, возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием:

Прочитайте текст, выделите основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, составьте схему в тетради (выберите модель схемы или создайте собственную).

Учащиеся: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в схему (моделирование).

Среды обитания:

1)Наземно – воздушная

2) Водная

3) Почвенная

А) кислорода много

Б) кислорода мало

В) воды часто не хватает

Г) воды много

Д) много света

Е) мало света

Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.

Учитель: проводит проверку выполнения задания, поэтапно открывает готовую схему

Вопросы классу:

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет, в одной много воды, в другой мало света. Учащиеся перечисляют, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы).

- Как вы считаете, живые организмы связаны со своей средой обитания? (Да)

- А связаны они друг с другом? (Да)

Взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология.

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

5 этап. Первичная проверка понимания.

Учитель: А сейчас я приглашаю вас в «Картинную галерею», отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания.

Дети называют животное и его среду обитания.

6 этап. Физкультминутка, коррекционная пауза. (Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающихся).

7 этап. Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.

Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учитель: Друзья, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: Найдите в предложенном тексте

примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занесите их в свою схему. Можете предложить свои примеры.

Учащиеся находят нужную информацию и заносят её в свои схемы в тетрадях.

Примеры ответов: крылья для полёта у аиста, сильные ноги для бега у страуса (передвижение в наземно-воздушной среде); жабры для дыхания у рыб, ласты для плавания у моржа (дыхание и передвижение в водной среде); тело покрыто слизью и щетинками для передвижения у дождевого червя (передвижение в почве).

8 этап. Информация о домашнем задании:

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

9 этап. Минутка экологической культуры.

Учитель:

Мы выяснили, то на живые организмы влияют такие условия как свет, влага, количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?

Дети приводят примеры воздействия человека, высказывают своё мнение и отношение к этому.

Ученица зачитывает наизусть стихотворение:

Любите родную природу:

Озера, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей.

Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу!!!

10 этап. Обобщение и систематизация материала.

Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы

11 этап. Закрепление и контроль усвоения нового материала. Учащиеся выполняют мини-тест.

12 этап. Рефлексия.

Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

Спасибо, можете быть свободны.



Приложение

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке

I. Допишите предложение или вставьте пропущенное слово:

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют ________________________________________________________________

Факторы неживой природы называют________________________________

Факторы живой природы называют__________________________________

Воздействие человека на природу называют___________________ фактором

II. Т Е С Т:

1) ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ: А) свет Б) гриб В) температура Г) вода

2) ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ НАЗЫВАЮТ: А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция

3) К АБИОТИЧЕСКОМУ ФАКТОРУ ОТНОСИТСЯ:

А) пожар; Б) освещённость; В) травоядность; Г) симбиоз

III. Оцените правильность суждений (да + нет-)

1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов

3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду

4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.

IV. Установите соответствие (только цифры):

1)ВЛАЖНОСТЬ,

2)РАСПАШКА СТЕПЕЙ,

3)МОРОЗ ,

4) ХИЩНИК ,

5) ДОЖДЬ,

6) ЗАПОВЕДНИКИ,

7) ГРАД,

8)ТРАВОЯДНОСТЬ,

9) СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ,

10) ПОМЁТ ЖИВОТНЫХ,

11) ВЫРУБКА ЛЕСА,

12) ТЕМПЕРАТУРА,

13) ПОСТРОЕНИЕ ПЛОТИНЫ,

14) ГРИБОКОРЕНЬ

А) Экологические факторы неживой природы______________________________________________

Б) Экологические факторы живой природы______________________________________________

В) Антропогенный факторы ____________________________

V. ЗАДАНИЕ В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА

Какое воздействие на живые организмы оказывают люди, посещая летом лес или парк?

Примеры положительного воздействия:_____________________________________________________

Примеры отрицательного воздействия:______________________________________________________

VI. КРОССВОРД

1. УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

2. ТАК НАЗЫВАЮТ ВСЕ ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

3,4 ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

5.СРЕДА ОБИТАНИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ

6. ТАК НАЗЫВАЮТ ТЕЛА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

7, 8, 9 ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ






Задание для группы №1: Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...


Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле




Задание для группы №2: Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).


Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники




Задание для группы №3: Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.


Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием






















КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ и ИНДИВИДУАЛНОЙ РАБОТЫ