СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник Быстровой).
Харчева Т.А., учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока на тему «Безличные глаголы»
Класс: 5
УМК: учебник русского языка Е.А.Быстовой. Русское слово, 2014.
Тема урока: «Безличные глаголы»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать понятие о безличных глаголах.
Задачи урока:
Образовательные:
- научиться находить в предложениях безличные глаголы,
- определять их грамматические признаки,
- разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении;
- учиться использовать безличные глаголы в речи
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умений применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||
Мотивация
| Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда в доме гости, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: « Мы вместе! У нас всё получится!» Предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний: Не можешь – сумей, Не знаешь – узнай, Пробуй, ищи, свершай, достигай! (Слайд 2) - Слова какой части речи чаще употребляются в тексте? О какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? Приём "Оратор" За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение темы «Глагол» просто необходимо. | Приветствуют друг друга
Отвечают на вопросы | Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: | ||||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
| Приём «Да-нетка» 1) Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать. (Л) 2) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. (и) 3) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать. (л) 4) Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся, - сь.(и) 5) Условное наклонение глагола образуется путём прибавления к форме прошедшего времени глагола частицы ли, которая может находиться как рядом с глаголом, так и в любом другом месте предложения. (л) 6) Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. (и) 7) На конце глаголов в форме повелительного наклонения после согласных ь не пишется. (л) 8) Важнейшим синтаксическим признаком является то, что в предложении он обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. (и) (Слайд 3) - Вот видите! В вашей памяти многое уже хранится! Значит это нужно! Работа в группах. Приём "Проведи исследование» Прочитайте предложения, найдите глаголы и определите их лицо. Попытайтесь обнаружить сходство и различие в них. Что вы увидели нового в этом задании? Запишите результаты, проведите защиту.
(Слайд 4) - Что вы будете делать с этим предложением, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.) | Обучающиеся самостоятельно графически обозначают правильность или ошибочность высказывания о глаголе Находят глаголы и определяют их синтаксическую роль. Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание -Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя Выдвигают версии
| Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные:
| ||||
Выявление места и причины затруднения | Проговорите вслух, что и как вы делали. Зафиксируйте тот шаг, на котором возникло затруднение. Почему это затруднение возникло (недостаточно знаний)
| Не знают, какого лица будет глагол «светает» Ставят этот глагол в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа
| Личностные: Коммуникативные: Познавательные: | ||||
Построение проекта выхода из затруднения | Подумайте, как могут называться глаголы, обозначающие действия, которые протекают без действующего лица? Подумайте, как звучит тема урока. Попробуем построить проект выхода из этого затруднения. Какая будет цель проекта и будущих учебных действий? Используйте опорные словосочетания (приём «Помощники») - мы должны узнать, - выяснить - научиться отличать - понять, зачем нам это нужно знать? Предложите способы выхода из затруднения (будем анализировать, сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике) (Слайд 5)
| Формулируют тему и цель урока Тема: «Безличные глаголы» Мы должны узнать, что такое безличные глаголы; выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы; научиться отличать безличные глаголы от других глаголов. Зачем нам это нужно знать? Чтобы правильно употреблять безличные глаголы в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни. Цель: устранение причины возникшего затруднения Предлагают способы выхода из затруднения: будем анализировать. сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
| ||||
Реализация построенного проекта - открытие новых знаний | Каждый из вас определил цель урока. Вы построили проект выхода из затруднения. Настало время для работы над материалом темы урока в группах ( Приём "Проблемный поиск") I группа: подберите обобщающее понятие к двум группам глаголов. Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, что могут обозначать безличные глаголы. Дополните кластер
II группа: определите, в какой форме употреблены глаголы первой и второй групп Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, в какой форме употребляются безличные глаголы Дополните кластер III группа: проанализируйте предложение и выясните, возможно ли в безличных предложениях подлежащее. Дополните кластер. Попробуйте дать определение безличным предложениям. …С вечера всё спится, На дворе темно.
СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе. Слайд 6 Где мы можем проверить наши выводы? Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения» Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот). Дополните кластер. Давайте составим памятку « Как определить безличный глагол» «Как определить безличный глагол» 1. Сначала … найти в предложении … . 2. В предложении … быть только … . … попытаться восстановить … . Если это … невозможным по смыслу, то … . 3. Затем надо определить … глагола. … помнить, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и в форме ед. ч. прошедшего времени среднего рода. Слова для справок: рекомендуется, следует, представляется, должно.
| Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника.
| Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | ||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Сейчас вы будете работать в парах. Комментируйте свои действия поочерёдно друг другу вслух .Упражнение 354, страница 252 (письменно по рядам) Слайд 7 | Работают в парах по материалам учебника |
| ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | "Цифровой диктант" («на слух» письменно (да -1, нет - 0) 1. Вечереет. 2. Я отправляюсь к речке. 3. Солнце уже закатилось. 4. Постепенно свежеет. 5. Как легко дышится. 6. Я выхожу из комнаты. 7. Осенью рано темнеет. 8. Мы выходим из школы. 9. Нам легко дышится. 10. Подморозило. 11. Стоит тишина. 12. Сегодня мне нездоровится. Слайд 8 и 9. | Работают самостоятельно | Личностные: Регулятивные: | ||||
Физкультминутка | Видеоурок «Музыкальная физкульминутка» | Выполняют упражнения |
| ||||
Включение в систему знаний и повторение | Создайте миниатюру на тему "Раннее утро», взяв за основу предложения. Раннее утро. Меня клонило в сон с раннего вечера, и я вскоре уснул. Мне снилось, что я долго иду в темноте. За окном прогрохотало, и пришлось проснуться. Потом долго не спалось, и я вышел в сад. Работать будете в парах. Пары, сидящие на первом ряду, представьте себе, что гроза, грохот которой слышался за окном, прошла мимо. Как можно было бы завершить этот текст? Пары, сидящие на 2 ряду, представьте себе, что гроза только начинается. Как вы бы завершили этот текст? Пары, сидящие на 3 ряду, представьте, что гроза была ночью. Как бы вы завершили текст? В своих миниатюрах используйте безличные глаголы, подходящие по смыслу, из этого списка: рассвело, рассветало, светает, похолодало, заморосило, пахло, зазнобило, захотелось, взгрустнулось. Помните, что в ваших текстах должно быть не меньше 2-х безличных глаголов.
Слайд 10, 11 | Выполняют работу | Регулятивные: Познавательные: | ||||
Рефлексия | - Какое затруднение у нас было в начале урока? (Не знали, как определить безличный глагол.) - Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать способ определения безличных глаголов.) - Достигли мы цели? (Да, мы узнали способ.) - Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.) - мы узнали… - выяснил…и - научились отличать… - поняли, зачем нам это нужно знать Ответьте на вопросы анкеты. На уроке я работал активно/ пассивно Своей работой на уроке я доволен /недоволен Урок для меня показался коротким /длинным За урок я не устал /устал Моё настроение стало лучше /хуже Материал урока мне был понятен /непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен Слайд 14 |
| Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка.
| ||||
Домашнее задание |
Утро морозное, ясное, и дома не сидится… К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений). | Выбирают домашнее задание |
|
3
Русский язык 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Правила русского языка. Орфография и...
Культура речи: от ударения до стилистики
Занимательная грамматика 5-7 классы
© 2017, Харчева Татьяна Александровна 1406 56
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы