СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный день родного языка в 1-4 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международный день родного языка в 1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Международный день родного языка в 1-4 классах»

Тема Международный день родного языка


Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка,

формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой

родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.

Развивать связную речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты

ребят.

Воспитывать патриотизм, толерантность.


Оборудование: вызказывания о языках, рисунки по теме, телевизор, ноутбук, презентации «Живи

українська мова, мова колискова!» и «Песня о русском языке», словари.



Ход мероприятия

І. Вступительное слово

Ведущий

- Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно встретить 5 значений слова язык.

Язык - это средство творческого выражения (говорят, например, про язык какого-то писателя), это система знаков и другое. Мы же будем говорить сегодня о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля - Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар - священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный - мы не отразим во всей полноте его огромного значения. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.

- Какие языки являются для нас родными? (Русский и украинский)

- К нам на праздник пришли гости – это россияне и украинцы. (Входят две команды по 8 человек в национальных костюмах).


ІІ. Выступление команды РОССИЯН

Ученик 1 . Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

Ученик 2. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ученик 3. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

Ученик 4.. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ученик 5. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Ученик 6. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

Ученик 7. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык

Ученик 8. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

(Звучит звукозапись стихотворения Оксаны Забужко «Рідна мова»)

ІІІ. Выступление команды УКРАИНЦЕВ


Ученик 9. Золоте курчатко
В золотій торбинці
Принесло сьогодні
Літери дитинці.


Ученик 10. А дитина з літер
Збудувала слово.
І звучить, як пісня,
Українська мова. (разом)
Г. Чубач

Ученик 11. Барвінково, волошково
В небі світиться зоря.
Починаймо рідне слово
Зі сторінки «Кобзаря».


Ученик 12. Рідне слово любить ненька,
І співає: «Люлі-лю».
Так любив його Шевченко,
Так і я його люблю.
А. Камінчик

Ученик 13. Мово рідна, слово рідне,
Хто вас забуває,
Той у грудях не серденько,
А лиш камінь має.



Ученик 14. Як ту мову нам забути,
Котрою учила
Нас всіх ненька говорити,
Ненька наша мила.

Ученик 15. У тій мові нам співали,
Нам казки казали,
У тій мові нам минувшість
Нашу відкривали.

Ученик 16. От тому плекайте, діти,
Рідну свою мову,
Вчіться складно говорити
Своїм рідним словом.
С. Воробкевич

ІV. Конкурс знатоков родного языка

Ведущий

- А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете свой родной язык и проведём конкурс знатоков родного языка. В конкурсе принимают участие 2 команды по 8 человек ( в каждой команде по 4 россиянина и 4 украинца).

1. Представление команд


1 команда « Почемучки».

Девиз: « Хотим всё знать !»


2 команда « Крепкий орешек».

Девиз: « Все вопросы мы без спешки разгрызаем, как орешки».

2. Конкурсы

Конкурс 1 «Загадки» (Загадки загадываются поочерёдно каждой команде)

1.То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Называюсь я ….(тетрадь)


2. Я люблю прямоту

И сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья

Кто же я?....(линейка)


3. Я с собой её ношу,

Не играю, а пишу.

Замечательная штучка

Самопишущая ….(ручка)


4. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ….(карандаш)


5. В узенькой коробке

Ручки, ластик, скрепки, кнопки.

Всё один в себя вобрал

Школьный маленький …(пенал)


6. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

Как тетрадка, невелик

Называюсь я …(дневник)


7. Хоть не прачка я, друзья,

Стираю старательно я …(ластик)

- Как называются отгадки? (школьные принадлежности)


8. 33 родных сестрицы

Писаны красавицы

На одной живут странице

И повсюду славятся. ( Буквы алфавита )


Конкурс 2 «Один - много»

Ведущий

- Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы  русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе,  а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :

               Нога - … (ноги)

Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)

 Продолжаем дальше:

               Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)

Метро - … (нет мн.числа)

День - … (дни)

Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)

Козлёнок - … (козлята)


Конкурс 3 «Многозначные слова»

Ведущий

- Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать. (Загадки загадываются поочерёдно каждой команде)


Одна нам ночами на небе сверкает.

Другая на сцене поёт, выступает.

В глубинах морских наша третья живёт.
 На ёлке четвёртая есть в Новый год.             (звезда)

  Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
  Ты беги скорей – открой!
  Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает              (Пятачок)

  Первая с ниткой всегда неразлучна,
  Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
  Ну, а четвёртая ёжику служит,
  С колкой защитницей ёжик не тужит          (игла)

  Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает                     (хвост)

   Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
 Быстро со скрипом её застегнёте           (молния)

   Первые все мы в игре набираем,
 Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают             (очки)


Конкурс 4 «Закончи пословицы»

Пословицы для команды «Почемучки»

1) Труд кормит, а лень….. (портит).

2) Как аукнется, так и….. (откликнется).
3) Семь раз отмерь, один раз….. (отрежь).
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. (береги).

Пословицы для команды «Крепкий орешек»

5) Сам погибай, а товарища…. (выручай).
6) Мир строит, а война……..(разрушает).

7)Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

8)По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Конкурс 5 «Грамматическая арифметика»   

    Задания для команды «Почемучки»

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)


Задания для команды «Крепкий орешек»

Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)

 Пришкольный-при-ный+ник= (школьник)


Конкурс для болельщиков «Блиц - опрос»

1) Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2)  Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу    (текст)
3) Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4) Сколько букв в русском алфавите? (33)
5) Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
   6) Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
7) Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
8) Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее,

называется…(сказуемым)
9) Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
10) Как переносятся слова с двойными согласными?

3. Итог конкурса. Подсчитываются баллы и команда - победитель получает в подарок сладкий приз – торт с надписью «С Днем родного языка!». Остальные участники и гости – сладкое печенье в виде букв из русского и украинского алфавитов.


V. Просмотр презентации «Живи українська мова, мова колискова!»

(Все участники праздника исполняют песню «Наша мова колискова» сл. и муз. О.Сенькив)


Ведущий

Все мы - народов разных дети,
Земля огромный общий дом.
Веками мы живем под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.


VІ. Просмотр презентации «Песня о русском языке»


VІІ. Итог мероприятия

Ведущий

- «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища родного языка.» В. Луговской

Завершить мероприятие хочется прекрасными стихотворениями о родном языке.


Стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы «Выучи русский язык!».

Ученик 1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык

Ученик 4. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!



Стихотворение Владимира Сосюры «Учися, мій друже»

Ученик 5. Учися, мій друже,
відмінником будь,
люби і поля і діброви!
І де б ти не був,
де б не жив, - не забудь
своєї вкраїнської мови.







































Дети читают высказывания о русском языке:

  • "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

  • "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

  • "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

  • "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

  • Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

(Белинский В. Г.)

  • Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи. (Толстой А. Н.)



Дети читают высказывания об украинском языке:

  • Мова – це не просто спосiб спiлкування, а щось бiльш значуще. Мова – це всi глибиннi пласти духовного життя народу, його iсторична пам’ять, найцiннiше надбання вiкiв, мова – це ще й музика, мелодика, фарби, буття, сучасна, художня, iнтелектуальна i мисленнєва дiяльнiсть народу.(Олесь Гончар)

  • Людина, яка втратила свою мову, – неповноцiнна, вона другорядна в порiвняннi з носiєм рiдноï мови. (Павло Мовчан)

  • Хто не любить своєï рiдноï мови, солодких святих звукiв свого дитинства, не заслуговує на iм’я людини. (Й. Г. Гердер)

  • Рiдна мова на чужинi
    Ще милiшою стає. (Павло Грабовський)

  • Мова – це великий дар природи, розвинутий i вдосконалений за тисячолiття з того часу, як людина стала людиною. (Кiндрат Крапива)

  • Мова – це кров, що оббігає тіло нації. Виточи кров – умре нація [Юліан Дзерович].