Тема Международный день родного языка
Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного языка,
формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой
родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.
Развивать связную речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты
ребят.
Воспитывать патриотизм, толерантность.
Оборудование: вызказывания о языках, рисунки по теме, телевизор, ноутбук, презентации «Живи
українська мова, мова колискова!» и «Песня о русском языке», словари.
Ход мероприятия
І. Вступительное слово
Ведущий
- Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то можно встретить 5 значений слова язык.
Язык - это средство творческого выражения (говорят, например, про язык какого-то писателя), это система знаков и другое. Мы же будем говорить сегодня о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля - Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар - священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный - мы не отразим во всей полноте его огромного значения. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.
- Какие языки являются для нас родными? (Русский и украинский)
- К нам на праздник пришли гости – это россияне и украинцы. (Входят две команды по 8 человек в национальных костюмах).
ІІ. Выступление команды РОССИЯН
Ученик 1 . Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Ученик 2. Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ученик 3. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
Ученик 4.. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Ученик 5. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
Ученик 6. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
Ученик 7. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык
Ученик 8. И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
(Звучит звукозапись стихотворения Оксаны Забужко «Рідна мова»)
ІІІ. Выступление команды УКРАИНЦЕВ
Ученик 9. Золоте курчатко
В золотій торбинці
Принесло сьогодні
Літери дитинці.
Ученик 10. А дитина з літер
Збудувала слово.
І звучить, як пісня,
Українська мова. (разом)
Г. Чубач
Ученик 11. Барвінково, волошково
В небі світиться зоря.
Починаймо рідне слово
Зі сторінки «Кобзаря».
Ученик 12. Рідне слово любить ненька,
І співає: «Люлі-лю».
Так любив його Шевченко,
Так і я його люблю.
А. Камінчик
Ученик 13. Мово рідна, слово рідне,
Хто вас забуває,
Той у грудях не серденько,
А лиш камінь має.
Ученик 14. Як ту мову нам забути,
Котрою учила
Нас всіх ненька говорити,
Ненька наша мила.
Ученик 15. У тій мові нам співали,
Нам казки казали,
У тій мові нам минувшість
Нашу відкривали.
Ученик 16. От тому плекайте, діти,
Рідну свою мову,
Вчіться складно говорити
Своїм рідним словом.
С. Воробкевич
ІV. Конкурс знатоков родного языка
Ведущий
- А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете свой родной язык и проведём конкурс знатоков родного языка. В конкурсе принимают участие 2 команды по 8 человек ( в каждой команде по 4 россиянина и 4 украинца).
1. Представление команд
1 команда « Почемучки».
Девиз: « Хотим всё знать !»
2 команда « Крепкий орешек».
Девиз: « Все вопросы мы без спешки разгрызаем, как орешки».
2. Конкурсы
Конкурс 1 «Загадки» (Загадки загадываются поочерёдно каждой команде)
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я ….(тетрадь)
2. Я люблю прямоту
И сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья
Кто же я?....(линейка)
3. Я с собой её ношу,
Не играю, а пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая ….(ручка)
4. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ….(карандаш)
5. В узенькой коробке
Ручки, ластик, скрепки, кнопки.
Всё один в себя вобрал
Школьный маленький …(пенал)
6. В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
Как тетрадка, невелик
Называюсь я …(дневник)
7. Хоть не прачка я, друзья,
Стираю старательно я …(ластик)
- Как называются отгадки? (школьные принадлежности)
8. 33 родных сестрицы
Писаны красавицы
На одной живут странице
И повсюду славятся. ( Буквы алфавита )
Конкурс 2 «Один - много»
Ведущий
- Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
Конкурс 3 «Многозначные слова»
Ведущий
- Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать. (Загадки загадываются поочерёдно каждой команде)
Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает (Пятачок)
Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну, а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит (игла)
Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает (хвост)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте (молния)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают (очки)
Конкурс 4 «Закончи пословицы»
Пословицы для команды «Почемучки»
1) Труд кормит, а лень….. (портит).
2) Как аукнется, так и….. (откликнется).
3) Семь раз отмерь, один раз….. (отрежь).
4) Нет друга - ищи, а нашёл….. (береги).
Пословицы для команды «Крепкий орешек»
5) Сам погибай, а товарища…. (выручай).
6) Мир строит, а война……..(разрушает).
7)Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
8)По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Конкурс 5 «Грамматическая арифметика»
Задания для команды «Почемучки»
Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)
Чистый-ый+o+тел= (чистотел)
Задания для команды «Крепкий орешек»
Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)
Пришкольный-при-ный+ник= (школьник)
Конкурс для болельщиков «Блиц - опрос»
1) Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
2) Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)
3) Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
4) Сколько букв в русском алфавите? (33)
5) Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
6) Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
7) Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
8) Главный член предложения, который обозначает, что делает подлежащее,
называется…(сказуемым)
9) Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
10) Как переносятся слова с двойными согласными?
3. Итог конкурса. Подсчитываются баллы и команда - победитель получает в подарок сладкий приз – торт с надписью «С Днем родного языка!». Остальные участники и гости – сладкое печенье в виде букв из русского и украинского алфавитов.
V. Просмотр презентации «Живи українська мова, мова колискова!»
(Все участники праздника исполняют песню «Наша мова колискова» сл. и муз. О.Сенькив)
Ведущий
Все мы - народов разных дети,
Земля огромный общий дом.
Веками мы живем под общей крышей
Нам хорошо, уютно в доме том.
VІ. Просмотр презентации «Песня о русском языке»
VІІ. Итог мероприятия
Ведущий
- «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища родного языка.» В. Луговской
Завершить мероприятие хочется прекрасными стихотворениями о родном языке.
Стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы «Выучи русский язык!».
Ученик 1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ученик 2. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
Ученик 3. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык
Ученик 4. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Стихотворение Владимира Сосюры «Учися, мій друже»
Ученик 5. Учися, мій друже,
відмінником будь,
люби і поля і діброви!
І де б ти не був,
де б не жив, - не забудь
своєї вкраїнської мови.
Дети читают высказывания о русском языке:
"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)
"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)
"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
(Белинский В. Г.)
Дети читают высказывания об украинском языке:
Мова – це не просто спосiб спiлкування, а щось бiльш значуще. Мова – це всi глибиннi пласти духовного життя народу, його iсторична пам’ять, найцiннiше надбання вiкiв, мова – це ще й музика, мелодика, фарби, буття, сучасна, художня, iнтелектуальна i мисленнєва дiяльнiсть народу.(Олесь Гончар)
Людина, яка втратила свою мову, – неповноцiнна, вона другорядна в порiвняннi з носiєм рiдноï мови. (Павло Мовчан)
Хто не любить своєï рiдноï мови, солодких святих звукiв свого дитинства, не заслуговує на iм’я людини. (Й. Г. Гердер)
Рiдна мова на чужинi
Ще милiшою стає. (Павло Грабовський)
Мова – це великий дар природи, розвинутий i вдосконалений за тисячолiття з того часу, як людина стала людиною. (Кiндрат Крапива)
Мова – це кров, що оббігає тіло нації. Виточи кров – умре нація [Юліан Дзерович].