СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"милосердие - зеркало души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Этот классный час проводится с детьми, чтобы помочь раскрыть понятие "милосердие".

 

Просмотр содержимого документа
«"милосердие - зеркало души"»

Классный час





Тема: «Милосердие – зеркало души»

Класс: 2

Учитель: Леонова Н. П.

Цели:

  • Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

  • Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

  • Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.

  • Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Подготовительный этап:

1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.

2. На экране картинка с надписью “Твори добро”.

Содержание классного часа

Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.

На доске пословицы о доброте:

1)  Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

Чему они нас учат? (доброте, заботе,)

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.

Учитель: Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — отвечал мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.

Вопросы для обсуждения в группах:

1) Почему мальчик так поступил?
2) А почему девочка задавала такие вопросы?
3) Как бы вы поступили на месте этих детей?
- Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?

- Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

- О милосердии, доброжелательности в людях.


Тема нашего классного часа “Милосердие – это зеркало души человека” .

Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на доску (на доске написано слово «милосердие»)
Подумайте и напишите на листочках слова, близкие по значению к слову «милосердие».
( пишут и прикрепляют на ватман слова по группам).
Очень хорошо. 
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.

На доске.

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ответы 2 группы:

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьихнибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

Ответы 3 группы:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

Учитель: Отлично ребята! Спасибо!

А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.



 

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

Учитель: Молодцы!

-А теперь выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие» ( не берём тёмные цвета)
( Работа в группах: ребята раскрашивают бумажные круги фломастерами. Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
- Покажите мне свои круги. Я рада, что вы выбрали такие яркие цвета, которые говорят
о радости, о любви, о милосердии…
Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

  • “У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.”

  • “Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра”.

  • “Милосердие” - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель: “Милосердие – это активная доброта».

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!

Ученик 1.

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня...
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них – 
Гул атак, 
Годы тяжких трудов
И битв...
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! 
(Л.Татьяничева)

Учитель:

На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Ученик 2:

Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.

Ученик 3:

Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”

Ученик 4:

Мы желаем ,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Спасибо за внимание!