Классный час
Тема: «Милосердие – зеркало души»
Класс: 2
Учитель: Леонова Н. П.
Цели:
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Подготовительный этап:
1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.
2. На экране картинка с надписью “Твори добро”.
Содержание классного часа
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.
Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.
На доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
Чему они нас учат? (доброте, заботе,)
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.
Учитель: Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — отвечал мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тетя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.
Вопросы для обсуждения в группах:
1) Почему мальчик так поступил?
2) А почему девочка задавала такие вопросы?
3) Как бы вы поступили на месте этих детей?
- Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?
- Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
- О милосердии, доброжелательности в людях.
Тема нашего классного часа “Милосердие – это зеркало души человека” .
Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.
Учитель: Молодцы! А теперь посмотрите на доску (на доске написано слово «милосердие»)
Подумайте и напишите на листочках слова, близкие по значению к слову «милосердие».
( пишут и прикрепляют на ватман слова по группам).
Очень хорошо.
Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.
На доске.
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)
Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)
СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Ответы 2 группы:
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьихнибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.
Ответы 3 группы:
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.
А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.
Учитель: Отлично ребята! Спасибо!
А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
Учитель: Молодцы!
-А теперь выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие» ( не берём тёмные цвета)
( Работа в группах: ребята раскрашивают бумажные круги фломастерами. Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
- Покажите мне свои круги. Я рада, что вы выбрали такие яркие цвета, которые говорят
о радости, о любви, о милосердии…
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
“У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.”
“Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра”.
“Милосердие” - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель: “Милосердие – это активная доброта».
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!
Ученик 1.
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня...
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв...
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л.Татьяничева)
Учитель:
На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Ученик 2:
Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Ученик 3:
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”
Ученик 4:
Мы желаем ,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Спасибо за внимание!