Дата:17.10.2014
Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива»)
Класс: 4 класс
Тема урока: «Карта – наш экскурсовод».
Тип урока: урок открытия нового знания
Урок построен с использованием ТРКМ, технологии проблемного диалога (Мельниковой Е.Л.)
Цели:
Формировать предметные умения: умение пользоваться физической картой, находить природные объекты с помощью условных обозначений, работать с текстом учебника, обозначать на контурной карте изученные природные объекты.
Формировать УУД:
познавательные
-сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу;
регулятивные
-формулировать тему урока;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
коммуникативные
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;
Оборудование:
- учебник стр. 50-53
- рабочая тетрадь стр. 28-31
- презентация № 1
- презентация № 2 (школьный музей)
Ход урока.
I. ВЫЗОВ (15 мин)
1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин)
Дети стоя
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать(дети садятся)
- В 1, 2, 3 классах мы с вами ездили на экскурсию в музеи нашего города: истории города, И. Шишкина, М. Цветаевой, Н. Дуровой.
- В нашей школе тоже есть музей «Этнографический музей народов Прикамья»
- Мы попросим Володю провести экскурсию по нему для вас и наших гостей.
Ученик «проводит» экскурсию, используя слайды презентации № 2.
- Кем сейчас был Володя? ? (Экскурсоводом)
Слайд 2.
2. Сообщение темы урока (1 мин)
- Тема нашего урока сегодня «Карта – наш экскурсовод».
Тема записывается на доске (или прикрепляется лист А 4 с темой).
3. Выяснение знаний по теме (3 мин)
Приём «ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ».
- Что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности)
Слайды 3, 4, 5.
-Какие бывают карты? (политические, физические, карта полушарий)
На доске таблица:
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Карта – это … Карты бывают …. | | |
Фронтальная работа. Учитель фиксирует записи детей в общей таблице.
4. Формулирование проблемного вопроса (цели урока) (4 мин)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог, приём 1 (предъявление противоречивых фактов).
Слайд 6.
- Какое заметили противоречие? (Человек – экскурсовод и карта - экскурсовод).
Слайд 7.
- Что делает экскурсовод? (Рассказывает, показывает)
Слайд 8.
- Расскажите о нашей стране, используя карту.
Ученики пробуют рассказать.
1.- Смогли справиться с заданием? (Не смогли)
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как рассказать по карте о нашей стране)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Как рассказать по карте о нашей стране?)
2.(если ответят, что смогли выполнить задание, то
-Что вам понравилось в рассказе Эдика?
-Что бы хотелось узнать из его рассказа подробнее?(название рек, городов и т.д.)
-Так значит выполнили вы задание?(нет)
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как рассказать по карте о нашей стране)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Как рассказать по карте о нашей стране?)
- С помощью чего рассказывает экскурсовод? (С помощью слов)
- Чем показывает? (Руками)
Слайд 9.
- Давайте уточним вопрос. (С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта?)
Учитель записывает вопрос в таблицу.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
| С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта? | |
II. ОСМЫСЛЕНИЕ
5. Открытие нового знания (20 мин)
5.1. Положите перед собой карту(на листочках)
- Какие у вас есть предположения? С помощью чего рассказывает и показывает карта?
Учитель записывает все предположения детей на доску.
Например:
1 – цвет 2 – линии 3 – точки 4 - ….
(зелёный, жёлтый,
коричневый, голубой) (реки) (города)
- Что мы изображаем зелёным цветом (коричневым, голубым, жёлтым)?
- Расскажите по карте.
- Назовите, какие реки вы видите на карте.
- Назовите, какие города вы видите на карте.
- Как одним словом можно назвать цвет, линии, точки, значки?
Учитель записывает все предположения детей на доску.
5.2.
- Сверим свои предположения.
Работа по учебнику стр. 51.
- С помощью каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта? (С помощью условных знаков)
- Какие ещё условные знаки вы видите? (Полезные ископаемые).

- Назовите их.
- Составьте рассказ о нашей стране, используя карту на стр. 50-51
Работа в паре (5 минут).
Выслушать рассказ 2-3 человек.
-Отличаются данные рассказы от тех, которые мы выслушали вначале урока?(эти содержательные, более научные)
5.3.
- Предлагаю вам самостоятельно прочитать текст на стр. 52-53.
После чтения предложить задания:
- Какую информацию, содержащуюся в тексте можно получить с помощью карты? (Уральские горы, озеро Байкал)
Нанести эти объекты на контурную карту (объяснить её особенность) в рабочей тетради на стр. 28-29.
Одновременно показать на физической карте.
-Чем отличается контурная карта от физической?( схожи контурами, отличаются-нет цвета, нет названия объектов-рек, городов и т.д, полезных ископаемых, границы)
- Какую нельзя?
-Выполните задание №5 РТ самостоятельно(после выполнения один ученик читает, остальные проверяют)
-Кто справился с этим заданием? Молодцы!
-О чем говорится в первом предложении? Это много или мало?
-Что значит 1/9 часть суши?(круговая диаграмма)
III. РЕФЛЕКСИЯ (10 мин)
1. Домашнее задание: выполнить задания № 2, 3,4 на стр. 28-29 в рабочей тетради.
2. – На какой вопрос искали ответ?
- Как называются эти инструменты? (условные знаки).
- Какие условные знаки запомнили?
Ученики называют, учитель записывает в колонку «Узнал».
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
| С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта? | Условные знаки |
3. – Оцените свою работу на уроке, используя таблицу.
Каждый ученик получает такую табличку и заполняет её 2 мин. Желающие озвучивают записи.
Сегодня на уроке я узнал | |
Меня удивило | |
Мне захотелось | |