" О Тютчеве не спорят, кто его не
чувствует, тем самым доказывает,
что он не чувствует поэзии."
И.С.Тургенев
С самого раннего детства вместе со сказками Пушкина, лермонтовским "Бородино", дедушкой Мазаем Некрасова входят в нашу жизнь и строчки Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
"Весенняя гроза"
Позднее мы знакомимся с другими стихами:
О буйные ветры, скорее, скорей!
Скорей нас сорвите с докучных ветвей!
Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!
"Листья"
В этих летучих стихотворных сторчках как будто подает голос сама живая, одухотворенная природа.
Первые впечатления Тютчева связаны с родной природой. Многие поздние стихотворения посвящены местам, где он родился и провел детство.
5 декабря 1803 года по новому стилю в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг Орловской губернии
Брянского уезда у дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, урожденной Толстой, появился второй сын Федор, будущий великий поэт.
Юность его, студенческие годы связаны с Москвой:
На первой дней моих заре,
То было поутру в Кремле,
То было в Чудовом монастыре,
Я в келье был и тихой и смиренной,
Там жил тогда Жуковский незабвенный...
Написанное уже слабеющей рукой ,стихотворение это возвращает к юношеским дням поэта, к событию, которое "всю жизнь так верно провожало" его и которое доселе "все так же дорого и мило" - Тютчев вместе с отцом посетил Жуковского, находившегося в апреле 1818 года в Москве.
В 1819 году Тютчев поступает в Московский университет. Зимой он жил в доме в Армянском переулке, а весной и летом - в Теплом Стане, недалеко от Троицкой церкви.
О живописных здешних местах писал учитель поэта С. Раич : "...вспоминаю я о тех сладостных часах, когда , бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф.И. выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и , усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение,,,"
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Бывали здесь в гостях и поэт В.А. Жуковский, другие поэты и писатели. "Ходил в деревню к Тютчеву, разговаривали с ним о немецкой, французской литературе..."- вспоминал историк М. Погодин.
Эта земля вдохновляла поэзию Тютчева, здесь, по его словам, расцвел "великий праздник молодости чудной". Леса, овраги, холмы - все, чем так изобилует теплостанская земля, находит отражение в пейзажной лирике Тютчева:
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят из вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
Не совсем обычной была судьба Тютчева - поэта и человека. Волею обстоятельств, девятнадцати лет он покинул Россию. Юноша очутился в Мюнхене (Германия), где началась его карьера дипломатического чиновника. Он провел на чужбине 22 года. Тютчев жаловался на тяжесть "существования человека без родины". Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы.
Примечательно, что в пейзажной лирике Тютчева даже этих лет мы ощущаем прежде всего природу русскую - интимную и скромную, мягкую и обыденную. Вот описание вечера - насквозь русское, с удивительно точными приметами именно русского вечера:
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,
И в звучных листьях замер он...
Трепетной и нежной любовью к своей родине и затаенной болью за нее наполнены стихи поэта, созданные в дни коротких встреч с родными местами. Тютчев не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия, оцепеневшая в глубоком,"железном сне", Россия нищая и усталая - и все же прекрасная :
Эти бедные селения,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
В этих строках виден поэт особого склада - философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и свое понимание, своя философия природы. Ум его бился над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства человека и природы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В природе Тютчева все движется, все меняется, она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. И зима, и весна, и лето и осень, и день, и ночь - одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается. Природа как бы оказывается на пороге между одним и другим своим состоянием: это уже не зима, но еще не весна, одновременно это еще зима и уже весна (вспомним начало стихотворения "Весенние воды": "Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят....").
Тютчев старается словом уловить почти неуловимое, неразличимое. Вот начало стихотворения, которое Л.Н.Толстой не мог читать по его словам, без слез:
Тени сизые смесились
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешилось
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Истинной влюбленностью в прирорду овеяны стихи Тютчева об осени: " Есть в светлости осенних вечеров ...", "Овеян вещею дремотой...", "Есть в осени первоначальной ...". В одном стихотворении совмещаются и ранняя по времени осень, и недавно ушедшее лето, и грядущая зима. Умение передать постоянное течение времени, течение жизни - одна из отличительных особенностей поэзии Тютчева.
Мы находим у Тютчева множество художественных открытий - смелых неожиданных сопоставлений, неожиданных не только для его современников, но и для нас. В одном образе Тютчев нередко как бы сливает зрительные и слуховые впечатления, а иногда сближает между собой такие понятия, которые, казалось бы, далеки друг от друга. Все это заставляет по-новому увидеть окружающее и пережить увиденное.
Тютчев смотрит на человека как на частицу природы, а в природе улавливается одухотворяющее начало. Человек как бы вбирает природу в себя, а себя растворяет в природе ("Все во мне и я во всем..."). Нередко в поэзии Тютчева трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке:
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега ?
Или то женская любовь ?..
"Еще земли печален вид..."
"Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого... происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно", - писал о творчестве Тютчева И.С.Тургенев.