СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника ( текст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника ( текст)»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Мнемотаблицы в развитии связной речи». И сегодня поможет мне игрушка, которая олицетворяет сложный, многослойный образ и путь который надо пройти, раскрывая новые качества и состояния. Как вы думаете, что это за игрушка?.... Совершенно верно это матрешка. (Слайд Матрешки)

Итак, 2 года назад в процессе реорганизации образовательных учреждений в нашем детском саду появилась разновозрастная группа «Капельки», воспитателем которой я являюсь (ФОТО ГРУППЫ). В группу пришли дети, которые не посещали детский сад и дети из малокомплектных садов. Возраст детей от 4 до 6 лет (средний и старший). Педагогический мониторинг на начало учебного года показал, что в группе преобладают дети с низким уровнем развития речи. Ребята использовали простые предложения, преимущественно из существительных и глаголов. Испытывали затруднения в составлении описательных рассказов и пересказе сюжета литературного произведения. Наблюдались нарушения в произнесении звуков. У одного ребенка имелись тяжелые речевые нарушения. (Слайд диаграммы)

Результаты логопедического обследования

Диагностическое обследование, проводимое логопедом показало, что 45% детей имеют фонетико-фонематические нарушения, 20% детей с общим недоразвитием речи и 25% испытывают трудности в связной речи. Таким образом, проблема развития речи, стала для меня приоритетной. Поэтому, совместно со специалистами нашего дошкольного учреждения мы разработали систему работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Нами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, для ребенка с ТНР по заключению ТПМПК разработана адаптированная основная образовательная программа. Для дополнительного стимулирования развития связной речи мы использовали Мнемотаблицы .
Мнемотаблица являются дидактическим материалом, представляют собой схему, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. (слайд мнемотаблицы)

Чтобы грамотно организовать включение мнемотаблиц в образовательную деятельность, я изучила психолого-педагогическую литературу по этой проблеме и передовой опыт коллег. В результате мы разработали перспективный план образовательной деятельности с использованием мнемотаблиц. Создали сборник мнемотаблиц (вы можете посмотреть), подобрали дидактические игры на ознакомление с приемами мнемотехники. (Слайда литература, слайд план, игры, сборник) Все наши разработки вы сможете найти на сайте)

Свою работу мы вели по трем основным направлениям.

(слайд работа с педагогами) 1 направление это работа с педагогами и специалистами ДОУ. Залог успеха это взаимодействие всех специалистов. Поэтому в первую очередь я опиралась на консультации логопеда и педагога-психолога. Мы регулярно проводили диагностирование, которое необходимо для отслеживания динамики развития речи. А ведение тетради взаимодействия, помогало организовать комплексное сопровождения. Весь накопленный методический материал по решению нашей проблемы, мы представляли педагогам ДОУ в форме мастер-классов.

(слайд работа с родителями) 2 направление это работа с родителями. Без поддержки родителей нельзя рассчитывать на быстрый результат. Поэтому на родительском собрании мы познакомили родителей с результатами мониторинга. Объяснили необходимость совместного решения этой проблемы и рассказали о планах по решению этой проблемы. Для родителей проводились индивидуальные и групповые консультации специалистов ДОУ. С целью повышения педагогической грамотности регулярно обновлялась стендовая информация и информация в ВК группе. А также мы провели серию мастер-классов, на которых познакомили родителей с мнемотаблицами и показали возможности данного метода в развития речи детей. В результате мы получили надежного союзника в решении проблемы развития связной речи наших детей.

(слайд работа с детьми) 3 направление – самое творческое – это работа с детьми. Мнемотаблицы использовались нами во всех образовательных областях. Логопед и педагог-психолог использовали мнемотаблица в коррекционно-развивающей деятельности. Собранный нами сборник мы использовали в самостоятельной деятельности и в игровой. Например, в сюжетно-ролевой игра «Зоопарк» дети - работники зоопарка, рассказывали детям-посетителям о животных с опорой на мнемнотаблицу. Наибольшую эффективность использование мнемотабиц показало в работе по заучиванию стихотворений и при составлении описательных рассказов. Так же опора на схемы позволила добиться высоких результатов в пересказе литературных произведений.

Целенаправленная работа велась в течении учебного года. В результате, итоговый мониторинг показал следующие результаты:

(Слайд с результатами). У детей значительно расширился активный словарь. 50% детей в группе самостоятельно составляют описательные рассказы и рассказы по серии картин, 30% с опорой на мнемотаблицы, используя грамматически правильно построенные фразы. Увеличилось число детей, которые при пересказе литературных произведений используют распространенные предложения. Дети с ОНР в конце учебного года показали положительную динамику. Групповой проект моих воспитанников по теме «Неофициальные символы России» стал победителем на Детской научно-практический конференции». Мои ребята занимают призовые места в конкурсах чтецов стихов.

Анкетирование родителей в конце учебного года подтвердило положительные результаты нашей работы. 100% опрошенных ответили, что видят положительные изменения в речи детей.

Итак, наша система работы, доказала свою эффективность. Поэтому в следующем учебном году мы продолжили свою работу с детьми старшего дошкольного возраста. А если вы заинтересовались, то наши методические разработки можете найти на сайте https://multiurok.ru/SirgienkoNata/ (слайд с сайтом)

Спасибо за внимание!