СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок "Углерод и его соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный урок разработан с использованием модульной технологии, которая предполагает самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении лучших результатов, позволяет даже ученикам со слабой подготовкой поверить в свои силы.

     В процессе урока учащиеся последовательно изучают и повторяют материал, разбитый на учебные элементы (УЭ), отвечая на вопросы по разделам темы урока.

     На каждом этапе учащиеся работают в группе, либо индивидуально, выполняя контролирующие задания по вариантам. На доске (и на каждом столе) располагаются опорные конспекты (Приложения), которые помогают выделить главное, акцентируют внимание на важных деталях.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок "Углерод и его соединения"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №2

учитель химии Омельянчук Татьяна Евгеньевна





Углерод и его соединения

9 класс

Цель урока: Изучение строения атома углерода и элементов подгруппы углерода, его физических и химических свойств, а так же свойств его соединений и их биологического значения.

Задачи:

1. Образовательные:

учащиеся должны на основе имеющихся знаний о строении атома и взаимосвязи его со свойствами сделать предположение о физических и химических свойствах углерода и его соединений.

2. Воспитательные:

совершенствование коммуникативных умений;

развитие умения самостоятельной работы по добыванию знаний.


3. Развивающие:

развитие умения прогнозировать свойства элементов и их соединений;

развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;

развитие положительной мотивации обучения.



Оборудование урока: Периодическая система Д.И.Менделеева, комплект с заданиями и приложениями для каждого учащегося.















УЭ – 1 Входной контроль


Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах подгруппы углерода.

Задание. Ответьте на вопросы. Работайте с классом, выставляйте баллы в лист контроля (см. приложение №1)

1. Перечислите элементы подгруппы углерода 1балл

2. Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов элементов IV группы главной подгруппы. 1балл

3. Как изменяются свойства элементов в подгруппе (окислительные, восстановительные, металлические, неметаллические). Почему? 1балл

4. Какие степени окисления характерны для элементов IV группы гл. подгруппы? Какие степени окисления характерны для углерода. 2балла

УЭ -2

Цель. Углубление знаний о строении атома углерода.

Задание. Прочитайте в учебнике (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия-9 М.: Вентана-Граф, 2007) с.160-162

1. Как изменяется радиус атомов элементов подгруппы углерода с увеличением заряда ядра?

1балл


2. Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают углерод и кремний?

2балла

3. Приведите примеры соединений углерода с характерными степенями окисления.

3 балла

4. Составьте формулы соединений: а) карбонат аммония

б) карбид кальция

в) карбонат магния

г) сероуглерод

4 балла

5. Определите степени окисления элементов в соединениях:

1 вариант

SiC, CO, Na2CO3, SiO2, SnCl2, PbCl2, H2SiO3



2 вариант

CO2, PbSO4, CH4, SnS, PbO2, CaCO3, SiO2

4 балла



УЭ – 3

Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать сведения о физических и химических свойствах углерода как простого вещества.

Задание. Прочитайте в учебнике с.162-166. Изучите в опорном конспекте (см. приложение №2) блок «Углерод». Ответьте на вопросы.


1. Расскажите об аллотропных видоизменениях углерода.

2 балла

2. В чем причина отличий в свойствах аллотропных видоизменений?

2 балла

3. Где применяются различные аллотропные видоизменения углерода?

1 балл

4. Что такое адсорбция? Где она применяется?

2 балла

5. Дайте характеристику окислительных и восстановительных свойств углерода. Напишите уравнения соответствующих реакций.

3 балла

УЭ – 4

Цель. Самостоятельно изучить свойства соединений углерода, углубить знания о свойствах углерода.

Задание. Прочитайте в учебнике с.167-172. Изучите в опорном конспекте (см. приложение №2) блок «Соединения углерода». Ответьте на вопросы.

1. Дайте краткую сравнительную характеристику оксидов углерода.

2 балла

2. Качественная реакция на оксид углерода (VI)

1 балл

3. Запишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа с

а) основным оксидом

б) основанием

2 балла

4. Какая кислота соответствует оксиду углерода (VI), охарактеризуйте ее свойства

3 балла

5. Почему угольная кислота образует два ряда солей. Приведите примеры, назовите вещества.

2 балла

6. Как определить угольную кислоту и ее соли. Напишите качественную реакцию на карбонат-ион.

2 балла

7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

1 вариант.

Уголь — карбид алюминия — метан — оксид углерода (VI) — карбонат натрия —карбонат кальция — оксид углерода (VI) 8 баллов

2 вариант.

Уголь — оксид углерода(VI) — карбонат кальция — гидрокарбонат кальция — карбонат кальция — оксид углерода(VI) — уголь(сажа)

8 баллов

УЭ – 5

Цель. Самостоятельно изучить биологическое значение, применение углерода и его соединений.

Задание. Прочитайте в учебнике с.173-174. Обсудите в группе следующие вопросы:

1. Биологическое значение углерода.

1 балл

2. Как углекислый газ влияет на климат Земли.

1 балл

3. Как осуществляется круговорот углерода в природе

1 балл

4. Напишите формулы и названия соединений углерода, применяемых в промышленности и в повседневной жизни.

4 балла

УЭ – 6

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2. Подумайте, достигли ли вы их и в какой степени?

3. Подсчитайте сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок.

  • Если все задания выполнены, сдайте тетрадь на проверку, дома повторите материал учебника с.160-172.

  • Если вы выполнили не все задания, дома повторите материал учебника с.160-172 и продолжите выполнение заданий на следующем уроке.












Приложение 1

Лист контроля





Учебные элементы

Набранные

баллы

Оценка

УЭ - 1



УЭ - 2



УЭ - 3



УЭ - 4



УЭ - 5



Итого





Критерии оценки:

40-47 баллов - «5»

39-30 баллов - «4»

29-20 баллов - «3»

Менее 20 баллов - «2»

























Приложение 2

УГЛЕРОД

С

Углерод, алмаз, графит, карбин, фуллерены см. с.162

Малоактивен на холоду реагирует с фтором CF4 тефлон

При высокой температуре – химически активен



Восстановитель Окислитель

С0→ С+2, С+4 С0→ С-4

СО угарный газ,

монооксид углерода 4Аl + 3C = Al4C3 карбиды

оксид углерода(II) 2Be + C = Be2C

С + О2

СО2 углекислый газ

двуокись углерода С + 2Н2 = СН4 метан

оксид углерода (IV)


С + Н2О = СО + Н2

водяной газ

С + ZnO = Zn + CO2






СОЕДИНЕНИЯ УГЛЕРОДА


СО СО2

при tобыч – инертен при нагрев – окислитель

при нагрев – восстановитель CO2 + 2Mg = 2MgO + C

несолеобразующий кислотный оксид

ядовит газ, Ц, З, Р в воде, тв. СО2 – сухой лед

газ, Ц, З, М в воде (хладагент)

Получение: Получение:

в лаборатории в пром. CaCO3= CaO + CO2

НСООН = СО↑ + Н2О в лаб. СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2О +СО2

в газогенераторах Качественная реакция на углекислый газ

СО2↑ + Са(ОН)2 = СаСО3 ↓ + Н2О

помутнение известковой воды




Н2СО3

(угольная кислота)

слабая, существует только в водном растворе

СО2 + Н2О = Н2СО3

Характерны все свойства кислот

СОЛИ

Средние Кислые

Карбонаты (СО32-) Гидрокарбонаты (НСО3-)

К2СО3 – карбонат калия NaНСО3 – гидрокарбонат натрия

2СО3 – карбонат натрия Са(НСО3)2 – гидрокарбонат кальция

СаСО3 - карбонат кальция

Качественная реакция – действие сильной кислоты («вскипание»)

СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО2↑ + Н2О

Применение

К2СО3 – поташ (пр-во мыла, тугоплавкого стекла, в фотографии)

NaНСО3 – питьевая (пищевая сода) (медицина, кулинария, в быту, пр-во газированных напитков, в огнетушителях)

2СО3 – кальцинированная сода (пр- во стекла, мыла, бумаги, в быту)

СаСО3 - мел, мрамор, известняк (в строительстве, в быту)