СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой опыт работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе отражены формы работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Мой опыт работы»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МО «ГИАГИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ СОШ №8 ИМ.В. СОЛДАТЕНКО









Представление педагогического опыта работы

Учителя русского языка и литературы

Васильевой Нины Васильевны

Тема: «Работа с текстом на уроках русского языка»































Введение

Актуальность опыта

Перед многими педагогами в процессе работы в школе встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость выявить влияние учебного материала на развитие познавательных способностей школьников. ( Слайд 2)

В основу современного преподавания русского языка положен текстоцентрический принцип. В Федеральном образовательном стандарте общего образования умение работать с текстом обозначено приоритетным направлением. Деятельность обучающихся на основе работы с текстом является решающим фактором формирования языковых компетенций личности.

В соответствии с ФГОС требования к предметным результатам освоения русского языка и литературы отражают «владение умением анализировать текст», «способность выявлять в тексте образы, темы, проблемы», «выражать свое отношение в развернутых высказываниях». Поэтому систематическая работа на уроках с текстом способствует развитию коммуникативных умений школьников, совершенствованию их речевой деятельности. (Слайд 3)

Этапы работы с текстом ( Слайд 4)

Связный текст является основной дидактической единицей не только для осмысления признаков текста как единицы языка, но и для всестороннего изучения языковых явлений. Восприятие и интерпретация текста – творческий процесс. В курсе русского языка 5-11 классов используются тексты разных стилей и типов. Их содержание нацелено на духовно-нравственное воспитание человека.

Практика показывает, что на ОГЭ по русскому языку обучающиеся, работая с двумя текстами, испытывают некоторые затруднения при написании изложения и сочинения (Слайд 5), где необходимо не только сжато передать основное содержание текста в изложении, но и сформулировать тезис по заданной теме сочинения, прокомментировать его, доказать на примерах свою точку зрения. Кроме того, анализируя текст, школьнику необходимо адекватное восприятие содержания данного текста.

На ЕГЭ по русскому языку выпускники работают с тремя текстами: два из них включены в задания ЕГЭ, третий – это текст сочинения.

Формы работы с текстом на уроках русского языка. (Слайд 6)

Существуют самые разнообразные формы работы с текстом в школе, и каждый учитель их использует в процессе обучения. Это и комплексный анализ текста, и лингвистический, и лексико-фразеологический, структурно-семантический, редактирование текстов, исправление их, составление текстов: сжатое изложение, подробное изложение, с дополнительным творческим заданием, сочинения-миниатюры, тезисные планы, конспекты, рефераты.

Я хотела бы в своей работе остановиться подробнее лишь на нескольких формах работы с текстом, используемых мною на уроках русского языка.

-Комплексный анализ текста.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. В работе над анализом текста я выделяю три содержательных блока:

1.Текст и его строение.

2.Функциональные стили и типы текста.

3.Выразительные средства языка. (Слайд 7)

Необходимо руководствоваться возрастными особенностями ребят. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа могут использоваться тексты художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи.

Первые сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания ученик получает на уроке русского языка в 5 классе. Мы просим определить тему текста, сформулировать заглавие текста, выделяем ключевые и опорные слова, определяем типы и формы текста. Обязательно дифференцируем главную и второстепенную информации, вводим новые, дополнительные, необходимые сведения на заданную тему, составляем план разных видов, первоначально простой, затем – сложный и в виде тезисов, конспекты.

В старших классах при работе над комплексным анализом текста наряду с повторением правил орфографии и пунктуации необходимо обращать внимание на проблемный характер текста, учить определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ. Тексты для анализа могут быть самыми разнообразными, отличаться стилем, содержанием, синтаксическим разнообразием, они должны быть направлены на духовно-нравственное развитие личности.

В процессе работы над комплексным анализом художественного текста у обучающихся формируется языковая и коммуникативная компетенции, чувство языка, дар слова. Из курса девятилетней школы учащиеся знают три типа речи : описание, повествование и рассуждение. Важная составная часть работы – организация анализа текстов с деловым, техническим и научным описанием. Необходимо выяснить, в чем заключается отличие описания научного от художественного и где обычно они используются. Описывать можно не только природу (пейзаж), животное, внешность человека (портрет), комнату (интерьер), но и внутреннее состояние человека, его переживания и чувства.

Работа над изложением.

Довольно сложная часть экзамена – сжатое изложение прочитанного текста. Текст, воспроизведённый незнакомым голосом на техническом устройстве, воспринимается с трудом. Поэтому в течение подготовительного периода я использую технические средства, а не собственное чтение.

Как же научить школьников писать сжатое изложение?

Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию.

Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

При подготовке к сжатому изложению выделяем несколько этапов.

1. Слушание текста.

Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определить тему и основную мысль текста.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного.

5. Сжатие исходного текста

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Подготовкой к сжатому изложению мы занимаемся не только на уроках по развитию речи, но и на занятиях по внеурочной деятельности. Способом тренировки могут быть мини – изложения. ( Слайд 8)

Задания, направленные на сжатие текста, можно сформулировать так:

сократите текст на одну треть, сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях, уберите в тексте лишнее. составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко, сформулируйте главное в тексте.

Запомните:

1. При сжатии любого текста обычно опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса (выучить и пересказать; выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем; изучить способы сжатия текста и применить их на практике).

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей.

. Мне кажется, что вначале следует отработать все приемы компрессии текста – исключение, обобщение, упрощение или, как дают другие авторы, исключение, замена и слияние. Но в любом случае сокращения не должны носить случайный, субъективный характер, в результате должен получиться связный, логичный сокращенный текст, а не его план или подробный пересказ, и самое главное – при этом необходимо сохранить все микротемы.

Как показывает опыт, большую помощь могут оказать при написании изложений следующие рекомендации: слушая текст первый раз, подумайте, в каком стиле и жанре написан текст и какова его главная мысль; при повторном чтении – определите количество частей, с помощью которых раскрывается содержание текста, ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, определите способы перехода от одной части к другой. На этом этапе можно научить учащихся делать записи, облегчающие последующую работу: обозначить части текста цифрами, записать ключевые слова, обратить их внимание на то, что для повествования – это будут преимущественно глаголов, для описания – много слов со значением качества, для рассуждения – обязательно присутствие слов, перечисляющих доказательства.

Обдумывая содержание изложения, необходимо сделать следующее: составить план, обозначить название каждой части и подобрать факты, имеющие первостепенное значение для раскрытия смысла текста; продумать начало и концовку текста, переход от одной части к другой; вспомнить, какие языковые средства употребляет автор для передачи содержания.

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту – аттестационная форма контроля за курс основной школы. Такая форма экзамена, как сжатое изложение, требует умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух, где учащиеся демонстрируют не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, например, умение отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы связно и кратко передать прослушанную информацию. Для этого нужны определенные условия: способность аудирования, т.е. адекватного восприятия информации исходного текста, владение приемами компрессии текста, умение письменно передавать воспринятую информацию.

Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и овладевают особенными средствами обобщенной передачи содержания. Сжатое изложение считается самым трудным видом работы. Это не просто пересказ текста, а создание нового текста на основе прослушанного. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. В нем должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий – максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.

Как готовиться к написанию сжатого изложения? Вначале учащиеся работают с текстом, который можно увидеть, прочитать. После прочтения, определения главной темы, нахождения ключевых слов, выделяются микротемы, находятся слова и предложения, которые могут быть сокращены. Затем проверить связь между частями изложения, наличие всех микротем, последовательность. И только после того, как обучающимися был освоен этап компрессии, можно переходить к более сложному виду – сжатому изложении по тексту, воспринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на основе их составляется подробный план. Именно он не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей. Однако, как показывает опыт, многие ученики допускают ряд ошибок при написании изложений: теряют одну из микротем в тексте, используют всего один прием сжатия текста, иногда сокращают текст до такой степени, что остается только главная мысль, выраженная в каждом абзаце текста, текст кажется в таком случае очень «обедненным».
Работа над сочинением.

Классификация сочинений (Слайд 9)

Единой полной и универсальной классификации сочинений нет. В зависимости от того, какой признак положен в основу, выделяют следующие сочинения:

1. По цели проведения

а) обучающие;

б) контрольные;

2. По основанию

а) сочинение по картине;

б) сочинение-описание;

в) сочинение-повествование;

г) сочинение- рассуждение

Различают три основных типа сочинений по тематике: сочинения на лингвистическую тему, сочинения на свободную тему, сочинения на литературную тему. Методика сочинений на литературные темы тесно связана с методикой преподавания литературы, проводятся на уроках литературы. Сочинения на свободные темы и темы из жизни занимают в практике работы учителя большое место, что объясняется более широким воспитательно-образовательным значением. Функцию сочинений на лингвистические темы часто принимают на себя развернутые устные и письменные ответы учащихся, сообщения, с которыми учащиеся выступают на уроках русского языка.

Классификация сочинений по основанию

Сочинение по картине (Слайд 10)

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на все чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции).

Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Они достигают следующей цели: научить учащихся смотреть картину:

- понимать содержание и видеть ее художественные достоинства;

- переводить виденное на язык слова.

Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или при передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности(по плану). Тематически сочинения по картине разнообразны - почти все виды сочинений различаемых по жанру могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связанно обучение обучающихся сочинениям самых разных видов - описание по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям и т.д.

Картину можно вывесить заранее, за 5 -7 дней до работы над ней. Предложить обучающимся список слов, выражений, которые могут быть использованы в сочинении. Чтобы избежать ненужных повторов, учить их пользоваться синонимами (художник, автор картины, живописец).

Процесс подготовки и написания сочинений по картине включает следующие этапы: (Слайд 10)

- этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью;

- этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, организации самостоятельной работы);

- этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение)

Сочинение по картине-портрету тесно связано с сочинением-описанием.

Сочинение - описание (внешности, действий человека, помещения).

(Слайд 11)

При описании предмета необходимо показать особенности описания, его признаки. В 6 классе обучающиеся начинают писать сочинения-описания интерьера. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

Сочинение-рассуждение (Слайд 12)

Данный вид сочинения вызывает наибольшие затруднения у обучающихся, так как требует не просто описания явлений, но и вынесения собственной оценки, формирование самостоятельной позиции, к чему не все школьники этого возраста, к сожалению, готовы.

На уроке предлагается для анализа текст с поставленной в нем нравственной проблемой, однозначного ответа на которую нет, поэтому ученик должен проанализировав предложенный текст, дать свой аргументированный ответ, почему он считает так, а не иначе. Уже на данном этапе необходимо учить детей убедительной аргументации своей нравственной позиции и правильному ее оформлению (тезис -- аргумент), соблюдать оправданное абзацное членение создаваемого текста.

Целесообразно закрепление умений в оформлении своих мыслей. А также необходимо напоминать обучающимся, что данный вид работы – неотъемлемая часть заданий ОГЭ в 9 классе, с которой им предстоит столкнуться в будущем.

Таким образом, мы считаем, что в состав сочинений-рассуждений на нравственный проблемы, нужно постепенно вводить и сочинения на лингвистическую тему, что является наиболее трудным при выполнении части заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Структура сочинения на ОГЭ: (Слайд 13)

  1. Тезис.

  2. Аргументация (доказательство).

  3. Вывод.

Структура сочинения на ЕГЭ: (Слайд 14)

  1. Проблема текста.

  2. Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.

  3. Позиция автора.

  4. Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.

  5. Краткий вывод.

Сочинение-повествование (Слайд 15).

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

План сочинения-повествования:

1. Вступление (место, время действия).

2. Начало действия, его развитие – завязка.

3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).

4. Развязка.

5. Заключение.



Показатели моих обучающихся на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

ОГЭ. (Слайд 16)

Выпуск

Успеваемость, %

Качество знаний, %

ОГЭ 2016

100

68

ОГЭ 2017

100

61

ОГЭ 2019

100

71



ЕГЭ. (Слайд 17)

Выпуск

Успеваемость, %

Средний балл

ЕГЭ 2016

100

68

ЕГЭ 2018

100

65

ЕГЭ 2019

100

64



Вывод

Результативность опыта. (Слайд 18).

Использование перечисленных форм работы на уроках русского языка дают следующие результаты:

  • Развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.

  • Способствует более осмысленному изучению материала.

  • Помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету