Я работаю педагогом дополнительного образования детей Черницынской средней школы Октябрьского района Курской области. Школа наша сельская, но в ней обучается большое количество детей - 678 человек, из них 15 детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих инвалидность), а также около 30 детей с отклонениями в развитии. Одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива школы является создание условий для социальной реабилитации таких обучающихся, т.е. для вхождения воспитанников школы в социальную среду, усвоения ими социального опыта, освоения и приобретения системы социальных связей.
Ко мне на занятия в «Студию художественного творчества» приходят заниматься 60 человек, из них трое с ограниченными возможностями здоровья. В процессе деятельности я на своих занятиях развиваю элементарные творческие наклонности и доступные детям с ограниченными возможностями здоровья художественные навыки, что способствует совершенствованию эмоциональной сферы воспитанников, обогащению имеющегося опыта эстетическими впечатлениями, воспитанию сенсорной культуры, привитию умения нравственно-эстетически оценивать увиденное (услышанное) и высказывать аргументированные суждения.
Главная цель – создание возможностей творческого развития и адаптации детей в обществе. Задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование навыков и умений творчества в поделках и рисунках, способность мыслить и развиваться. Творчество обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора детей с ограниченными жизненными возможностями.
При отборе содержания образования и воспитания, определении подходов к планированию мною были выбраны в качестве ориентиров следующие позиции:
- средствами образования (воспитания) можно создать условия для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей, т.е. от степени выраженности дефекта;
- педагог может создать условия ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути, т.е. именно педагог создает ситуацию, в которой формируются основные механизмы регуляции поведения;
- нормальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся; на развитие его личности; обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым.
Цели моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, направлены на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Во время учебного процесса большое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной деятельности обучающихся, предусматривающих вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся в студии является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп обучаемых. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и выполнении практической работы.
В процессе занятий у обучаемых вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. У них формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание природных качеств материала и его применении. Дети учатся порядку составления эскизов, как от руки, так и с применением инструментов (линейки, циркуля и др.).
Большое значение в расширении художественного кругозора школьников, развития интереса к декоративно-прикладной работе имеют такие формы работы, как: экскурсии в музеи и на выставки, посещения мастерских народных умельцев, наблюдения за их работой, «круглые столы» с обсуждением истории и значения изготавливаемых работ. В процессе занятий проводятся беседы о народных художественных промыслах, с показом детям репродукций, образцов декоративных изделий.
В рамках программы моей работы с детьми реализуются следующие педагогические идеи:
Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
К каждому ребёнку не зависимо от его состояния здоровья применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, состояние здоровья, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых любой ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
• Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.