Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. О. Ключевский
Издревле педагогом называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе.
Когда я задумалась над тем, как я могу повлиять на своих учеников, какой след в их жизни могу оставить, я вспомнила про своих учителей.
Все мы были когда-то учениками, и у нас были свои учителя. Я помню свою классную руководительницу, как мы смотрели на нее – образец женственности, считали мы. А ее манера ведения урока, умение держаться, ее жесты, внешний вид, вот таким должен быть учитель, думала я.
Большую роль в выборе профессии сыграла также учитель математики. Ее уроки всегда были интересными, содержательными и разнообразными по своей методике.
Школа, учителя повлияли не только на выбор профессии, но и на становление меня как педагога. В моей жизни, а я думаю и в вашей, неизгладимый след оставили учителя и школа.
Итак, быть учителем – это большая ответственность, ответственность за судьбы своих учеников.
Отсюда и высокие требования к себе, не только к своим профессиональным качествам, но и к себе как к личности, как к человеку в целом.
Помимо хорошего знания своего предмета и методики преподавания, я выделила такие характеристики учителя как:

Создавая, логотип успешного учителя я не могла пропустить такой элемент, как авторитет. Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность. Считаю, что у настоящего педагога нет другого морального выбора кроме искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Когда ребенок приходит в школу, он авансирует нам свое уважение, доверие, расположение, только потому, что перед ним учитель. Важно поддержать свой авторитет в глазах учащегося или даже повысить его своими морально-устойчивыми принципами, образованностью, независимостью суждений, своим внешним видом и самое главное отношением к ребенку, прежде всего как к личности.
Нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер учителя, свойства и качества его личности. От характера учителя зависят формы и методы его работы, атмосфера на уроке, а также работоспособность, инициативность учащихся. У каждого учителя свои черты характера и волей, или неволей они сказываются на их педагогической деятельности. Я по своему характеру спокойная, медлительная, делаю все, не торопясь, но качественно. Обладаю такими качествами как демократичность и толерантность, с уважением и пониманием отношусь к мнению и взглядам других. На своих уроках я стараюсь создавать благоприятную, рабочую атмосферу, чтобы урок проходил четко, методично, организованно. Применяю современные технологии обучения «Обучение в сотрудничестве». Позволяю своим ученикам проявлять инициативу, креативно мыслить, самим искать решение проблемы.
Успех преподавателя обеспечивается также увлеченностью и самоотверженностью. У учителя, увлеченного своим предметом, всегда интересные, насыщенные уроки, много дополнительного материала и, самое главное, у него всегда заинтересованные, жаждущие знаний ученики. Что касается моего предмета, то преимущество Информатики в том, что она интересна детям уже на начальном этапе изучения. Но многие учащиеся ошибочно полагают, что на уроках они будут учиться пользоваться компьютерами и компьютерными технологиями. Важно показать учащимся, что Информатика это наука, которая не ограничивается изучением компьютера. Как и все предметы естественнонаучного и технического циклов, информатика создает основу для формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению учащихся. Специфика предмета еще заключается в том, что постоянно происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. В этой ситуации учителю информатики постоянно приходится следить за развитием средств вычислительной техники, за непрерывно меняющимися приемами, средствами и методами работы. Я постоянно занимаюсь самообразованием, посещаю районные семинары, республиканские конференции, курсы. В декабре получила сертификат по изучению новой операционной системы, которая будет вводится в образовательные учреждения с 2010 года. Таким образом, нам учителям необходимо идти в ногу со временем, а может даже на шаг опережать. А для этого необходимо любить свой предмет, свою профессию.
Не менее важным фактором являются творческие способности учителя.
Сравнивая себя со своими выпускниками, я вижу много общего. Когда я училась в школе, я занималась танцами, настольным теннисом, состояла в сборной школы по волейболу. Принимала активное участие в школьных и районных мероприятиях, все это отложило отпечаток на моей педагогической деятельности. Я и сейчас веду активный образ жизни и учу этому своих учеников. Классы, которые у меня были, всегда отличались творческой активностью, участвовали в школьных, районных и республиканских конкурсах. Многие из них, поступив в вуз, продолжают заниматься танцами, спортом, играют в КВН. Ученики похожи на своих учителей. Творческие способности необходимы учителю при подготовке к урокам, к классным часам, к внеклассным мероприятиям, к организации всего учебно-воспитательного процесса.
Другим важным условием личности педагога является культура, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни. Я выделила политическую, нравственную и эстетическую культуру. Именно эти составляющие помогут воспитанникам занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий. Учитель своим личным примером должен прививать эстетический вкус у учащихся, развивать культуру речи, культуру поведения и т.д. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни, важно помочь подрастающему поколению разобраться в культурно-нравственных ценностях. Одной из моих задач на уроках информатики является формирование информационной компетентности учащихся.
Все эти составляющие не могут привести к профессиональному успеху учителя, если нет любви к детям. Существует такое понятие, как эффект человеческой притягательности. Он возникает в учителе благодаря его таланту любви к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Я испытываю радость и удовлетворение от общения с детьми, переживаю мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников. Не случайно эпиграфом своего выступления я выбрала слова В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Эта формула (логотип) не является идеальной, но она актуальна для меня сегодня и отражает мой взгляд на мою профессиональную деятельность, мою педагогическую философию.
Сегодня формируется новый взгляд на образование, на методы и формы обучения детей. Так в своем послании Федеральному собранию РФ президент России Д. Медведев сказал: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Я стараюсь идти в ногу со временем и работаю по системе, в которой каждый ребенок совместно с учителем учится выстраивать индивидуальную траекторию саморазвития, приобретая опыт поиска, обработки и обмена информации, приводящую в дальнейшем, к социально и профессионально успешной личности.
Я надеюсь, что мои выпускники выберут верный путь своей жизни и буду рада, если я им в этом помогла.