СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моя речь - моё зеркало"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формировать умение точно и ясно выражать свои мысли, различать оттенки значений слов, правильно строить фразы.

Просмотр содержимого документа
«"Моя речь - моё зеркало"»





-


























Библиотечный урок : «Моя речь – моё зеркало»

Тип урока: урок развития речи, обобщение изученного материала. Технологии проблемного обучения

Цель урока.

  1. Формировать умение точно и ясно выражать свои мысли, различать оттенки значений слов, правильно строить фразы.

  2. Формировать нравственное отношение к культуре речи.

  3. Представить справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники, научить пользоваться ими.

Задачи.

  • Углубить и расширить знания учащихся о культуре речи и речевом этикете (культуре общения);

  • формировать умения анализировать чужую и собственную речь с точки зрения норм литературного языка;

  • формировать умения строить в устной и письменной форме правильную, точную, выразительную речь с учётом сферы общения.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова;

  • работа с толковыми, орфографическими, этимологическими, литературными словарями разных авторов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку;

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к уроку через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;

Оборудование: Мультимедийный проектор, плакаты с высказываниями великих людей мира о слове, иллюстрации, видео «Ералаш «Почему мы так говорим», словари, справочники

План урока

1.Организационная часть

2.Вступительное слово.

3.Физкультминутка.

4. Выполнение практических заданий.

5. Подведение итогов. Синквейн.

Ход урока

(Зачитываем цитату, написанную на доске, как основную тему урока)


Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

К.Станиславский)

Библиотекарь: Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: «…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

Это знаменитое изречение Сократа отражает всю суть человеческого общения. Мы всегда являемся ораторами, когда говорим, ведь речь – это основа любых коммуникаций: деловые переговоры, личная жизнь, продажи, выступления на публике. У окружающих складывается собственное мнение о нас по тому, как мы разговариваем (как бы мы не пытались сбить с толку ярким образом или манерами). Поэтому увлекательная, красивая, доходчивая, выразительная речь – самый сильный инструмент воздействия и продвижения нас в нашей жизни.

Мы с вами должны знать и помнить, что для того чтобы красиво и правильно говорить нужно владеть стилями речи. Стили речи бывают : научный, официально - деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Стиль речи – это приёмы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

  • разговор друзей

  • ответ на уроке

  • пересказ художественного произведения

  • написание сочинения или изложения

  • написание заявлений

Значит, мы можем сделать с вами ВЫВОД: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

(видео отрывок из «Ералаша» «Почему мы так говорим?»

Вопросы к беседе:

  • Что нам помогает донести свою мысль до слушателя?

  • Как вы понимаете слова «Моя речь - мое зеркало»?

Ясность и точность речи. Именно это помогает избежать всяких ляпсусов, языковых нелепостей, путаницы.

Существуют определенные правила построения устного высказывания. С ними мы и познакомимся на этом уроке.


Начнём с небольшого задания. Оно сразу настроит вас на рабочий лад. Из данных выражений выберите и запишите лишь те, в которых, по вашему мнению, ошибок нет, т.е. слова правильно записаны, имеют верную грамматическую форму и присущее им в литературном языке значение:

кружевной тюль; две большие разницы хочу кушать; не трать нервы

хочешь кушать? вырезали аппендицит

в семье двое девочек бронь на билеты не пригодилась

в данный период времени спелёнатый малыш

оплачивайте за проезд пертурбация началась

В задании 20 выражений. В 14 из них допущены ошибки разных типов, и только 6 словосочетаний построены в полном согласии с нормами литературного языка. Вы хорошо подумали над текстом и готовы объективно оценить свои знания.

(Ребята зачитывают записанные 6 выражений. После всех прочитанных ответов библиотекарь зачитывает правильный ответ.)

Браслет с брелоками, хочешь кушать? спелёнатый малыш, по окончании концерта позвони, кружевной тюль, пертурбация началась.

Оценку вы себе поставите сами.



ЗАДАНИЕ № 2. «ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ».

Если русское слово состоит из двух или более слогов, то обязательная его примета – ударение. В русском языке есть слова, в которых правомерны два ударения. Такие слова называются ДУБЛЕТАМИ, т.к. перемещение ударения не меняет ни смысла слова, ни его стилистического или грамматического значения.

Недуг, эксперты, незадолго, недоспала, недооцененный, оптовый, договор, обозвала, щавель, свекла, переиздана, отозвалась, звонишь, позвонит, принять, обух, баржа. ЗАДАНИЕ № 3. ПРОЧИТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

Весной ожидается повышение уровня воды в Оби в пределах 765 миллиметров. (семисот шестидесяти пяти) Наш выставочный зал посетили более 150 родителей. (ста пятидесяти)

В августе 2008 года состоятся Олимпийские игры в Пекине. (две тысячи восьмого года) Мы будем помнить День Победы 1945 года.

Каковы же причины неточности высказывания, при­водящие нередко к языковым нелепостям, «ляпсусам»

(ответы учеников)

Можно привести немало примеров тщательной работы писателя над языком своих произведений, внимательного подбора наиболее точных слов. Так, в старых изданиях повести «Разгром» А. Фадеева можно встретить фразу: Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ла­дони. Упасть навзничь - значит Вверх лицом, на спину. Но в таком случае не говорят уткнулся лицом в ладони, а закрыл ладонями лицо. Поэтому в издание 1949 г. ав­тор внес исправление, заменив неточное слово навзничь словом ничком, т. е. лицом вниз.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов говорил: «Краткость - сестра таланта». Прикладывая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу «надо делать - в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».

Овладение искусством изъяснятся кратко и выразительно, чтобы, как писал Н.А. Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например, в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

На прошлом уроке вам было задано домашнее задание: «Найти и записать высказывания великих русских писателей о культуре речи».

Ребята зачитывают выписанные высказывания.

1.Заме­чательный советский писатель А. Н. Толстой об этом пи­сал: надо «отбирать точные, меткие, отвечающие смыслу определяемого ими понятия слова».

2.Великий мастер художественного слова 'А. М. Горький неустанно повторял: « необходимо выбирать из богатейшего на­шего словаря наиболее точные, ясные, сильные слова».

3. «Русский язык в его классической чистоте – это наша последняя фамильная драгоценность… если у нас нынче и есть, чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли ни самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем…» (Вячеслав Пьецух, писатель). 4.Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры,  о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что  язык – «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное». (Л.И. Скворцов). 5.Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. (Клавдий)

6.Говорить не думая — все равно, что стрелять не целясь. (Сервантес)

7. Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (Иоганн Гердер)

8. Точность мысли обусловливает точность выражений.( Гюстав Флобер)

9. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.  (А.И.Куприн)


10. Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин)



Библиотекарь: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

В завершении нашего урока поз­вольте дать вам несколько советов.


  • Для повышения речевой грамот­ности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литерату­ры. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

  • Привыкайте пользоваться слова­рями. Их много, и задачи у них раз­ные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового слова­ря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфогра­фического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуе­тесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надеж­ных помощников - читай, не ленись!

  • И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, гру­бое слово, брань обижают, оскорб­ляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Итог занятия.

Библиотекарь: Что особенно вам понравилось на уроке? Чему научились?

А теперь для подведения итогов полученных знаний мы проведём с вами «Синквейн». Кто напомнит мне, что это такое и правила его составления?

(ребята отвечают)

  • Это составление стихотворения из пяти строчек по теме урока.

  • 1-я строка – заголовок в который вносится ключевое слово, понятие, выраженное в форме одного существительного

  • 2-я строка – два прилагательных

  • 3-я строка – три глагола, описывающих действия

  • 4-я строка – фраза несущая определённый смысл

  • 5 –я строка – вывод, одно слово, существительное.

(ребята предлагают слова, лучшие записываем на доске, в результате получился такой Синквейн).

  • 1-я строка – речь,

  • 2-я строка – образная, точная

  • 3-я строка – говорить, слушать, читать

  • 4-я строка – богатство языка – богатство мыслей

  • 5-я строка – общение



Речь

Образная, точная,

Говорить, слушать, читать,

Богатство языка, богатство мыслей,

Общение.


Задание на дом.

Контролируйте свою речь, постарайтесь изъясняться более точно и ясно.

Подготовьте рассказ, используя любой стиль речи, запишите его в тетрадь.



Список использованной литературы:


  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. в двух частях. Часть 2. / А.Т.Арсирий. - М.: Просвещение, 1967. - 287с.: ил.

  2. Монина В.А. Слово - дело великое.//В.А.Монина. - 2005. - №12. - С. 91-93.

  3. Пакина М.В. Удивительный - дар слово. //Читаем, учимся, играем - 2007. - №9. - С. 68-71.

  4. Пастухова Л.С. «Заговори, чтоб я тебя увидел»// О культуре нашей речи –Симферополь, «Таврия», 1990. – 112 с.: ил.

  5. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Книга для учащихся / Постникова И.И., Подгаецкая И.М. – М., Просвещение, 1992 – 96с.

  6. Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклас. Чтения учащихся 7-8 классов. / Панов М.В. – М.: Просвещение, 1984 – 159 с.: ил.