МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»


Выполнила: | учитель родного языка МКОУ «СОШ №12» г.Избербаш Алибекова Эльмира Мусаевна |
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Использование различных методов и технологий при решении задач по мотивации учащихся к изучению даргинского языка………………………………………………………….........................5
2. Проект программы «Повышение мотивации обучающихся городской школы к изучению родного языка на основе литературных произведений»…………..……………………………..…………………….8
Заключение……………………………………………………………….…..14
Список литературы………………………………………………………....15
Введение
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то создавай
такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали
царство мыслей, дай возможность им почувствовать
себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
В свете новых требований к современной школе основными целями образования являются формирование креативного и критического мышления, умения ориентироваться в большом потоке информации, и применять знания на практике. Современная школа приветствует разные стратегии обучения: чем больше будет альтернативных методических решений, тем эффективней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. Сегодня главной целью школы становится не передача готовых знаний, а развитие личности ученика путем его непосредственного участия в учебном процессе. Это возможно лишь в результате мотивации школьника к учебному процессу и объединения усилий учителей разных предметов.
Одним из таких дисциплин является даргинский государственный язык. Он так же, как и другие предметы, должен сыграть свою роль в обучении школьника и в дальнейшей его жизни.
Даргинский язык осваивается в процессе устного общения на производстве и в быту, а также в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Обучение даргинскому языку должно не только обеспечить детей еще одним способом общения, но и ввести их в мир другой культуры, а именно культуры того народа, которого они представляют, вносить вклад в общее гуманитарное развитие личности, воспитывать в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам. Процесс обучения родному языку, как и иностранному, сопровождается неосознанно и ненамеренно. Л. С. Выготский писал: «Усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности». В наши дни многие дети, проживающие в городах, изучают родной язык намеренно, этому способствуют родители и учителя родного языка.
Мотив - побуждение к достижению цели. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, приведет деградации нации. Мотивация - это довольно общее, широкое понятие. Мотивация-это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Одним из важнейших мотивов в изучении даргинского государственного языка являются литературные произведения. Это один из стимулов к обучению, потому что узнавать литературные произведения всегда интересно. Отсюда вытекает тема проекта – «Мотивация учащихся к изучению даргинского языка на основе литературных произведений». Проект создан в соответствии с ПНП Президента РД «Языки народов Дагестана».
Использование различных методов и технологий при решении задач по мотивации учащихся к изучению даргинского языка.
Так как целью учителя даргинского языка является развитие интереса учащихся к его изучению, то использование игровых методик может способствовать мотивации учащихся. Игра - это способ, посредством которого ребенок приобретает множество основных навыков. Именно в игре впервые появляются первые элементы обучения. В игре начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Так, например, при заучивании стихотворения Р. Рашидова «Нушала шилизи буг1ярдеш бак1иб» используется игровая технология. Вначале учитель подготавливает детей к восприятию стихотворения: проводит кратковременную вводную беседу. Учитель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучные образы (картины веселого праздника, снежную зиму). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения (картина с изображением зимнего пейзажа, мягкие игрушки волка, зайца и т. д.)
Мотивация учащихся происходит через игру не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Разученные в процессе игр стихи дети могут прочитать на утреннике, конкурсе. Учителю нужно интересоваться так же тем, какие стихи дети выучили дома; какие узнали сказки, рассказы, некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.
Так, примером такого вечера является мероприятие-конкурс для одиннадцатого класса «Поэтическое чтиво» по стихотворениям Х.Алиева.
Вначале конкурса класс делится на две подгруппы. Первым заданием является составление четверостишья на даргинском языке из разбросанных частей стихотворений. Преимуществом такого задания является то, что дети учатся подбирать рифмы. Следующим заданием является разыгрывание сценки по произведению. В конце мероприятия учащиеся рассказывают стихи Х.Алиева наизусть. Таким образом, происходит заучивание стихотворений на даргинском языке в рамках мероприятия.
Таким образом, игровые технологии способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1) Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2) Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3) Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.) Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4) Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.
5) Подведение итогов проектной работы. Так, например, на уроке по теме «Дагестан- любимый край», посвященному Дню республики, учащиеся делятся на группы, получают задания на дом и на уроке представляют результаты проделанной работы. Дети демонстрируют материалы, собранные о Республике Дагестан; о суверенитете Республики Дагестан, об успехах жителей республики, об успехах своей гимназии и своего класса. Эти материалы учащиеся показывают на уроке с презентацией. Затем эти же группы готовят дополнительные задания. Ученики на вырезанных цветах представляют Дагестан, каким он будет через десять лет. Через определенное время каждая группа представляет свое видение Дагестана и оформляет на карте Дагестана свой цветок. Таким образом, дети получают устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению предмета, метод проекта формирует коммуникативную компетенцию учащихся.
2. Проект программы
«Повышение мотивации обучающихся городской школы к изучению родного языка на основе литературных произведений»
Страшная это опасность - безделье за партой:
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы
- это развращает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок
- ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере,
где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
В городской школе учителю родного языка приходится работать с детьми разного уровня подготовки. Работая по новым технологиям и со скудным количеством информации по предмету, наиболее перспективным и интересным для учащихся направлением видим проектную деятельность на основе литературных произведений, поскольку главной задачей школьного образования согласно ФГОС второго поколения является повышение качества обучения через активное участие каждого обучающегося в процессе обучения. Это единственный метод, в котором ученик может проявить весь свой творческий потенциал и максимально приблизиться к иноязычной культуре в искусственных условиях. Однако здесь роль учителя значительно сложнее, поскольку перед ним возникает ряд проблем, одна из которой – организация работы. Учитель становится теперь равным партнером, консультантом, тьютором.
Поскольку проектная деятельность - оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету (по нескольким предметам), развитие мировоззренческих позиций, заниматься ею могут не только мотивированные ученики: видя успех своих сверстников, остальные учащиеся начинают проявлять интерес.
Актуальность. Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Очень сложно организовать проектно-исследовательскую деятельность по даргинскому языку, если у учащихся нет языковой компетенции, не сформированы простейшие навыки исследовательской культуры, отсутствует опыт в участии и проведении каких-либо исследований. Новизна заключается в повышении мотивации к изучению родного языка. Цель программы состоит, в первую очередь, в создании условий, необходимых для повышения мотивации к изучению даргинского языка.
Основные задачи:
Вовлечение большего количества учащихся к самостоятельной творческой работе.
Соблюдение деятельностностного характера обучения.
Учет коммуникативной направленности в обучении родного языка.
Методы исследования: теоретический, анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ качественной успеваемости.
Планируемые результаты
Планируется увеличить количество участников конкурсов и мероприятий различного уровня
Необходимое ресурсное обеспечение: компьютерное обеспечение, ИКТ, методическая литература по предмету.
Практическая значимость состоит в разработке и апробации модели обучения учащихся и педагогов проектно-исследовательской деятельности.
Этапы реализации Проекта:
Первый этап. 2015-2016г. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. Разработка организационно-педагогической модели по освоению проектной деятельности на уроках даргинского языка. Информирование методического объединения учителей родного языка о содержании проекта в форме презентации. Выявление затруднений учителей по организации проектной деятельности.
Второй этап. 2016 – 2017г. Апробирование и совершенствование модели по освоению проектной деятельности на уроках даргинского языка. Проведение семинаров-практикумов для учителей, реализующих проектные технологии. Активное участие в научно-практических конференциях по предмету различного уровня.
Третий этап. 2017-2018г. Обобщение полученных экспериментальных материалов. Разработка открытых уроков с применением проектной методики, их проведение. Издание методического пособия по обучению и организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Диагностический инструментарий (разноуровневые диагностические анкеты, рефлексивные листы для учащихся и педагогов, проекты обучающихся, сравнительный анализ качественной успеваемости).
План-график мероприятий 1 этапа (2015-2016 уч.год)
по организации проектной деятельности учащихся на уроках даргинского языка и во внеурочное время
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
1 | Изучение характеристики личности учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности | сентябрь | Создание базы данных одаренных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью |
2 | Создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся и учителей | Оказание методической поддержки педагогам, внедряющим проектно-исследовательскую деятельность |
3 | Разработка материала по подготовке учащихся к городских олимпиад по даргинскому языку и литературе | октябрь | Качественная подготовка участников олимпиад |
4 | Городской конкурс школьных спектаклей по творчеству дагестанских писателей | ноябрь | Повышение мотивации к изучению родного языка |
5 | Городской фестиваль по родной литературе «Возвращение к истокам» | декабрь | Увеличение количества школьников, принявших участие |
6 | Школьный конкурс чтецов дагестанских авторов, посвященный генералу Муртузалиеву О.М. среди учащихся 6-х классов | Повышение познавательного интереса учащихся. |
7 | Городской конкурс чтецов по произведениям дагестанских писателей в честь Года литературы | январь | Повышение коммуникативных способностей учащихся |
8 | Республиканская научно-практическая конференция «Пути повышения качества преподавания предметов филологического цикла» (мастер-класс по родному языку на базе СОШ №8) | Повышение профессиональной компетентности педагога |
9 | Участие в городских олимпиадах по родному языку и литературе | февраль | Успешное выступление учащихся |
10 | Предметная неделя родного языка и литературы | апрель | Активное участие обучающихся |
11 | Открытый урок по творчеству писателя-юбиляра Магомеда Гамидова | май | Углубленное знакомство с жизнью и творчеством поэта |
12 | Использование ИКТ на уроках | в течение года | Повышение мотивации к изучению родного языка |
13 | Распространение информации о результатах работы на сайте школы | апрель-май | информирование общественности о результатах работы |
Успешность реализации проектной деятельности учащихся будет зависеть от следующих факторов:
личный интерес учащегося
четкость и конкретность постановки цели проекта
определение планируемых результатов
констатация исходных данных
Организуя проектно-исследовательскую деятельность при изучении даргинского языка необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, задания должны усложняться в зависимости от уровня класса (группы) и возраста; работа над проектами должна быть систематической и обязательно включение межкультурного и межпредметного компонента.
Заключение
Воспитание мотивации надо строить не как «приспособление» к наличным, сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения.
При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка — в контексте возраста, а возраст — в контексте развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.
Этот широкий анализ может помочь определить учителю основные направления развития мотивации в каждом возрасте. Анализ периодизации возрастного развития в школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивации от начальной школы к средней.
Задачи формирования мотивации определяются ее резервами в каждом возрасте, зоной ее ближайшего развития. Эти резервы не актуализируются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий.
Мотивация к изучению даргинского языка способствует не только пробуждению интереса к самому языку, но и к изучению культуры, нравов, традиции даргинского народа.
Дети 6,7,9,10,11 классов, в которых я преподаю, стали давать положительные результаты: учащиеся с большим интересом изучают предмет, активно участвуют как в урочной, так и во внеурочной деятельности, принимают активное участие во всех мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. У школьников появились стимул и мотивация к обучению предмета.
Литература
- Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983
- Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы иподходы - М., 1996.
- Мусаев М-С. М. Даргала литература. 8 класс, Изд-во НИИ Педагогики, 2002г., 272 с.
- Юсупов Г.Ж., Алиев Б.Г., Багомедов М.Р. Даргала литература. 9 класс. «Дагучпедгиз», 1994, 280 с.
2016