СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация в условиях преемственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивация в условиях преемственности»

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.

Л.Н.Толстой

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности.

Проблема снижения успешности в обучении учащихся (особенно это заметно в период подросткового возраста) при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых главных проблем в образовании. Говоря о преподавании английского языка ученикам, только что окончивших начальную школу, нельзя не упомянуть о преемственности в обучении языку. Преемственность подразумевает под собой последовательную, непрерывную связь между различными ступенями в образовании школьника, опору на его знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Таким образом, начальная школа должна служить нам неким плацдармом для дальнейшего обучения, накопления учениками знаний

Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придава побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвигать на задний план.

С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Решение проблемы учебной мотивации школьников в условиях преемственности на методическом уровне предполагает учет тесной взаимосвязи разных ее аспектов:

дидактического, включающего мотивацию на овладение содержанием средствами, формами и методами обучения. С этим нам помогает справиться единая последовательная программа учебника.

психологического, связанного с мотивацией для формирования учебной деятельности с учетом развития психических функций ребенка.

методического, связанного с использованием новых подходов к формированию иноязычного общения, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся. Необходимо уделить большое внимание предыдущему опыту обучения английскому языку, использовать некоторые элементы из начальной школы, например, стихотворения или различные песенки на изучаемом языке, для того, чтобы ученики ощущали зависимость в обучении.

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. Мотивация является как бы «запускным механизмом», источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.

Принципы учебной мотивации в условиях преемственности начального и основного общего образования

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.

Способы повышения учебной мотивации школьников

в условиях преемственности

начального и основного общего образования

Следует различать внешнюю мотивацию и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация в условиях преемственности не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:

- мотив достижения – вызван стремлением ученика достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок и т. д.;

- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение одноклассников, родителей, учителей.

- мотив идентификации – стремление ученика быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;

- мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;

- просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Ребенку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.

Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность – это первая естественная потребность, изучающих иностранный язык. Предпосылками для возникновения коммуникативной мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующих содержанию и соответствующих организационным формам работы.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей.

Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала. Личностная ориентация предполагает, адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя страна, страна изучающего языка).

В область личностных интересов естественным образом втягивается и вторичное "Я", когда учащийся играет какую-либо роль в воображаемой ситуации. Например: "Расскажите историю о своих каникулах", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Лондону", "Расскажите туристам о достопримечательностях". Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и "связать" её с темой урока.

Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.

Например, в 5-м классе учащиеся только называют некоторые достопримечательности Лондона, в 6-м они ещё ближе знакомятся с достопримечательностями города и могут рассказать, где находится та или иная достопримечательность и чем она знаменита.

Равновесие между новой и известной информацией может быть соблюдено также путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Узнавание их доставляет учащимся радость познания.

Познавательный материал урока связан с психолого-педагогическим понятием "зоны ближайшего развития", которое ввёл и объяснил Л.С. Выготский. Это понятие связано с развивающим обучением и обозначает разницу между тем, что ученик может сделать самостоятельно и что с помощью взрослого. Доверие интеллектуальным возможностям учащихся усиливает удовлетворение от учения.

Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов.

























ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

(МОУ «ШАХТЁРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)

мкр. Журавлёвка, д.36, г. Шахтёрск, 86200, тел. (06255) 4-73-00

Email: gimnaz2003@rambler.ru, идентификационный код: 23029609







Особенности учебной мотивации школьников

в условиях преемственности

начального и основного общего образования











Подготовила Тимченко О.В.

учитель английского языка

I квалификационной категории,

старший учитель МОУ «Шахтёрская гимназия»











г.Шахтёрск

2018г.