ЧАЙКОВСКИЙ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
«Я заранее, при жизни вкушаю уже
наслаждение тою долею славы,
которую уделит мне история русского искусства».
П. Чайковский из письма Н. Ф. фон Мекк (1877 год)
Вторая половины XIX века это расцвет русской культуры во всех областях. Изобразительное искусство чутко отражало настроения эпохи. Русская литература дала непревзойденные образцы поэзии и прозы, переживал свой расцвет психологический роман. Музыка становится более доступной для разных слоев населения, сформировалась национальная музыкальная школа.
Петра Ильича Чайковского при жизни называли «сочинителем всероссийской музыки», он стал достоянием не только для России, но и всего мира. Тонкий психолог, музыкальный драматург, П. И. Чайковский раскрыл в своей музыке весь противоречивый внутренний мир человека - любовь и сострадание, мысли о трагизме жизни и, в то же время, умение насладиться ее чудесными мгновениями. Чайковский словно бы явился для того, чтобы перенести эти богатства в новое измерение – мир звучащих образов. В его творчестве по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы. Герои Чайковского были понятны силой своих трагических переживаний; это были люди, близкие героям Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, — мятущиеся, ищущие счастья, страдающие.
Имя Чайковского на афишах всегда собирало на концерты и премьеры спектаклей много народа. Растущая слава Петра Ильича при жизни сочеталась с его редкой скромностью. «Нам, артистам, приходилось почти насильно вытаскивать его на вызовы, смущенный донельзя, он уже по дороге кланялся своими короткими поклонами. Люди кричали приветствия, дамы бросали цветы, откалывая их от своих нарядных туалетов» - вспоминала артистка Нина Фриде.
Из воспоминаний современников мы можем представить образ спокойного, мягкого, добросердечного человека, который безгранично предан своему дорогому искусству. «Его все любили. Своим скромным и мягким обращением он не мог не очаровывать», - писал сын дирижера Э. Ф. Направника. Певший в консерваторском хоре Л. П. Штейнберг — впоследствии известный дирижер, — вспоминал о репетициях к юбилею А. Г. Рубинштейна в 1889 году: «Но и потрудился же с нами Петр Ильич. Его милая простота, добродушный тон, которым он высказывал нам и порицания и поощрения, завоевали ему сердца всего громадного хора… И никогда не забыть нам его милого лица. Всегда очень мягкий и застенчивый, он дирижировал с улыбкой, жесты его были закругленные, без резкости, он четко управлял хором и оркестром».
Медея Ивановна Фигнер, первая исполнительница ролей Лизы из оперы «Пиковая Дама», Иоланты в одноименной опере Чайковского вспоминает: «Летом 1890 г. Петр Ильич гостил в нашем имении Тульской губернии и проходил со мной и моим мужем Н. Н. Фигнером только что им написанную оперу „Пиковая дама". Вообще же заниматься с ним было одно наслаждение, он был такой мягкий, добрый, и работали мы с ним легко и без устали».
Представить живой портрет композитора нам помогают письма его современников. Ярко описал внешность своего великого друга консерваторский товарищ Петра Ильича, Герман Августович Ларош: «Белый как лунь, с волосами, сильно поредевшими, с небольшой, тщательно остриженной бородою, одетый не только безукоризненно, но в неизменно свежий, как бы новый костюм, он походил на старика только цветом волос; во всем остальном производил впечатление бодрости, живости и энергии даже больших, чем в прежнее время».
Наталия Ипполитовна, племянница Чайковского, писала: «Он был ласковый и внимательный, всегда элегантно одет и всегда от него хорошо пахло какими-то особенными духами. Потом я узнала, что дядя Петя любил сам составлять себе духи из разных сортов». В. П. Погожев, управляющий делами дирекции Императорских театров, описывал «живое милое лицо симпатичного человека, с мягким и ласковым голосом».
Петр Ильич говорил, что ему свойственна «тугость на знакомства», но при этом вел огромную переписку более чем с 600 корреспондентами и встречался с множеством людей, вкладывая в общение искренность и человеческую теплоту. При этом он постоянно стремился к одиночеству, уходя от суеты для творчества. Навещая друзей и знакомых, Чайковский интересно рассказывал о своих путешествиях, о выступлениях и концертах, встречах с выдающимися людьми.
В Москве, куда Чайковский переехал, поступив на работу в Московскую консерваторию, он сразу вошел в круг передовой московской интеллигенции, тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, В. В. Стасовым.
Знакомство с Толстым, которого композитор считал «самым глубоким и сильным гением из всех когда-либо бывших писателей» оставило след в душе композитора на всю жизнь. «Когда я познакомился с Толстым, меня охватил страх и чувство неловкости перед ним,- писал композитор в дневнике,- мне казалось, что этот глубочайший сердцевед одним взглядом проникнет во все тайники души моей». Толстой в свою очередь был потрясен музыкой 2-й части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. Вскоре Толстой написал Чайковскому: «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как в этот чудный вечер». После той памятной встречи Толстой и Чайковский неоднократно встречались и беседовали об искусстве.
С другим современником — драматургом А.Н. Островским — у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода». Именно Островский дал Чайковскому первые уроки драматургии, которые сильно пригодятся тому впоследствии во время работы над либретто его опер.
Совершенно особое отношение было у Чайковского к Чехову. Эти два гениальных русских художника имели большую разницу в возрасте 20 лет, но их жизненные и творческие пути пересеклись, и многое их роднило. Чайковский очень рано заметил появлявшиеся в русских журналах рассказы молодого Чехова и писал в одном из писем: "Читали ли Вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой". При встрече Чехов был поражен скромностью и простотой Петра Ильича. «Он хороший человек, — писал он после этого знакомства, — и совсем не похож на полубога».
Чехов подарил Чайковскому первые издания своих рассказов "В сумерках". Позже он решил посвятить Чайковскому другой сборник - "Хмурые люди". Он обратился к композитору за разрешением, при этом добавил, что "подарил бы даже солнце, если бы оно ему принадлежало". Чайковский и Чехов решили даже вместе писать оперу, но замысел не осуществился. Помешали поездка Чехова на Сахалин, а затем скорая смерть Чайковского. Но на рабочем столе Чехова в Мелихове и Ялте всегда стояла фотография Чайковского с дарственной надписью композитора и звучала его музыка. А в письме Чехова к Модесту Ильичу Чайковскому мы читаем такие слова: «Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом (третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)».
Конец XIX – начало XX в. – переломная эпоха в духовной жизни России. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Подобно именам Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, открывшим для мира великую русскую литературу, имя Чайковского стало эпохой в развитии музыкальной культуры, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности нашего народа.
Источники и литература:
Вайдман П. Е. Чайковский в воспоминаниях современников [Электронный ресурс] // «Чайковский». Проект Ивана Фёдорова. [сайт]. [2003-2014]. URL:http://www.tchaikov.ru/sovr.html (дата обращения: 23.03.2015).
Великие современники (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) [Электронный ресурс]// Национальный фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования. [сайт]. URL:http://music.e-publish.ru/p79aa1.html (дата обращения: 23.03.2015).
П. И. Чайковский//Наша история. 100 великих имен. 2010. Выпуск № 4.
Калинина Н. А. П. И Чайковский. Повесть. – М. Детская литература 1988.
Никитин Б. С. Чайковский. «Старое и Новое». М. Знание, 1990.