СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные истории и рассказы для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истории и рассказы: Дирижерская палочка, Дирижер и его палочка, Секрет пения

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные истории и рассказы для дошкольников»

Прочитаем вместе с мамой

Музыкальные истории и рассказы.

1 Секрет пения

Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:
— Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.
— Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, — загрустил колокольчик.
— Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. — Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.
Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.
Услышал их песню дятел и говорит:
— Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.
Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем. Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась. Тут из травы кузнечик застрекотал:
— Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.
Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.
— Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? — предложил колокольчик.
— Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.
— Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, — проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.
Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:
— Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.
— Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.
— Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый главный подарок.
Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.
— Самый главный для меня подарок — это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.

Вопросы и задания
•Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?
•В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?
•Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
•Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.
•Попробуйте исполнить какую-либо известную детскую песню дуэтом, трио или квартетом.

Читаем вместе с мамой



2 Дирижерская палочка

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.
«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», — говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.
Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.
Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» — подумал мальчик и попытался открыть крышку.
К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку. «Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», — с недоумением подумал мальчик.
Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.
«А вдруг это волшебная палочка», — с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».
Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.
В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.
Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.
— Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? — испуганно проговорила бабушка.
— Бабушка — это, э-то же волшебная палочка, — от волнения Сережа даже стал заикаться.
— Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, — всплеснула руками бабушка. — Эта дирижерская палочка — единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.
— Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! — воскликнул мальчик.
— Я знаю, что она волшебная, — спокойно ответила бабушка. — Все дирижерские палочки — волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.
Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:
— Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?
— Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, — серьезно ответила бабушка.

Вопросы и задания
• Для чего оркестру дирижер? Могут ли четыре музыканта (квартет) слаженно исполнить музыку без дирижера? А музыкальное трио (три музыканта)? А дуэт (два музыканта)?
• Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?
• Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?
• Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?
•Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?

(Листочек для "домашнего" чтения, для детей подготовительной группы)

Дирижер и его палочка

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор! Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка.
В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.
Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.
В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.
В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.
В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм. Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм.
А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.
В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.
Мастерство игры в оркестре развивалось, появлялись голоса новых инструментов. Управлять их звучанием стало сложнее и возникло "тихое" дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы.

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали предметы более крупных размеров. Например, композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.
Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр.
А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор. Сделали они это независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.
Говорят, когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, выучил лишь одну фразу, с которой и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».