СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление как процесс вывода нового знания.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть полезна студентам ВУЗов в подготовке к экзамену по общей психологии. В работе подробно раскрываются репродуктивный и продуктивный аспекты памяти, а так же рассматривается мышление - как процесс вывода нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Мышление как процесс вывода нового знания.»

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»   студентка группы П 1631з  Мекаева Ирина Юрьевна Билет № 1 Мышление как процесс вывода нового знания. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти. Память как продуктивный процесс. Память как конструктивный процесс.

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» студентка группы П 1631з Мекаева Ирина Юрьевна

Билет № 1

  • Мышление как процесс вывода нового знания.
  • Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти. Память как продуктивный процесс. Память как конструктивный процесс.
Мышление  как процесс вывода нового знания  Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Мышление как процесс вывода нового знания

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

 Выводы делаются с помощью рассуждений , цель которых состоит в том, чтобы определить, какие новые знания следуют (могут быть получены) из уже имеющихся исходных предпосылок или положений.

Выводы делаются с помощью рассуждений , цель которых состоит в том, чтобы определить, какие новые знания следуют (могут быть получены) из уже имеющихся исходных предпосылок или положений.

 Истинность наших выводов, т.е. степень их соответствия действительности, зависит от того, насколько нами освоены правила логических рассуждений и/или процедуры «естественных» рассуждений и насколько истинны факты, на которых они основываются.

Истинность наших выводов, т.е. степень их соответствия действительности, зависит от того, насколько нами освоены правила логических рассуждений и/или процедуры «естественных» рассуждений и насколько истинны факты, на которых они основываются.

, «Быть может, он безумец,  но в его безумии есть логика».  Г.К. Честертон Логика  – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.  ( Краткий словарь философских терминов)

,

«Быть может, он безумец,

но в его безумии есть логика».

Г.К. Честертон

Логика  – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания. ( Краткий словарь философских терминов)

Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти. Память - психический процесс организации запоминания и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти.

  • Память - психический процесс организации запоминания и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции или активного конструирования материала является весьма условным. Ориентация на крайние точки континуума « репродуктивность — продуктивность» привели бы к исчезновению самого феномена памяти.
  • Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции или активного конструирования материала является весьма условным.
  • Ориентация на крайние точки континуума « репродуктивность — продуктивность» привели бы к исчезновению самого феномена памяти.
Память как репродуктивный процесс    Герман Эббингауз    (1850-1909) -  немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.  Основной труд  —монография  «О памяти»  Автор «кривой забывания».

Память как репродуктивный процесс

Герман Эббингауз  

(1850-1909) -  немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.

Основной труд  —монография  «О памяти»

Автор «кривой забывания».

 три группы процессов памяти: возникновение ассоциаций  (т.е. запоминание и узнавание); судьба ассоциаций (т.е. сохранение и забывание) ; процесс воспроизведения.

три группы процессов памяти:

  • возникновение ассоциаций

(т.е. запоминание и узнавание);

  • судьба ассоциаций (т.е. сохранение и забывание) ;
  • процесс воспроизведения.
Метод бессмысленных слогов Эббингауза  При одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требуется значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принимается за коэффициент запоминания.

Метод бессмысленных слогов Эббингауза

При одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требуется значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принимается за коэффициент запоминания.

Важнейшие законы памяти  на материале бессмысленных слогов .   Закон накопления и распределения повторений  Закон Йоста: при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффек­тивными, чем одновременные.

Важнейшие законы памяти на материале бессмысленных слогов .

  • Закон накопления и распределения повторений

Закон Йоста: при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффек­тивными, чем одновременные.

«Позиционный эффект».  Краевой эффект заключается в том, что при заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.
  • «Позиционный эффект».

Краевой эффект заключается в том, что при заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

 «Кривая забывания»  Показывает зависимость забывания материала от времени.  (По истечении одного часа для восстановления выученного материала в полном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначаль­ное заучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исход­ного времени.)

«Кривая забывания»

Показывает зависимость забывания материала от времени.

(По истечении одного часа для восстановления выученного материала в полном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначаль­ное заучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исход­ного времени.)

«Эффект фон Ресторф»   Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

«Эффект фон Ресторф» Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Вывод:  Закономерности, выявленные авторами, которые придерживаются взгляда на память как на репродуктивный процесс , отличаются высокой устойчивостью.  Они соответствуют классическим идеалам научности и легко воспроизводимы при повторении тех же экспериментальных условий.

Вывод:

Закономерности, выявленные авторами, которые придерживаются взгляда на память как на репродуктивный процесс , отличаются высокой устойчивостью.

Они соответствуют классическим идеалам научности и легко воспроизводимы при повторении тех же экспериментальных условий.

Память как конструктивный процесс    Сэр  Фредерик Чарлз Бартлетт  (1886—1969) —британский психолог, первый профессор экспериментальной психологии в университете Кембриджа, один из основателей современной когнитивной психологии.

Память как конструктивный процесс

Сэр  Фредерик Чарлз Бартлетт  (1886—1969) —британский психолог, первый профессор экспериментальной психологии в университете Кембриджа, один из основателей современной когнитивной психологии.

Методики Бартлетта Методика повторной репродукции . Испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом. Методика сериальной репродукции.    (Игра «испорченный телефон») первому участнику показывают изображение или зачитывают рассказ, а потом он пересказывает эту информацию второму, второй – третьему и т.д.

Методики Бартлетта

  • Методика повторной репродукции . Испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом.
  • Методика сериальной репродукции.  

(Игра «испорченный телефон») первому участнику показывают изображение или зачитывают рассказ, а потом он пересказывает эту информацию второму, второй – третьему и т.д.

Результаты методик: 1. Происходят сокращения 2. Если на картине есть странности, они либо пропускаются, либо стандартизуются. 3. Ошибки и конфабуляции.  По мнению Бартлетта, результаты обеих  методик сопоставимы.  Задача исследователя: проследить, какие трансформации претерпевает непривычный материал при многократном повторении. Вывод: вся информация приходит к схеме.

Результаты методик:

1. Происходят сокращения

2. Если на картине есть странности, они либо пропускаются, либо стандартизуются.

3. Ошибки и конфабуляции.

По мнению Бартлетта, результаты обеих

методик сопоставимы.

Задача исследователя: проследить, какие трансформации претерпевает непривычный материал при многократном повторении.

Вывод: вся информация приходит к схеме.

«Схема» — это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними.

«Схема»

— это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними.

Вывод:  Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный , так и продуктивный аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется: направленностью деятельности; особенностями запоминаемого материала; экспериментальными процедурами, к которым прибегает исследователь.

Вывод:

Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный , так и продуктивный аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется:

  • направленностью деятельности;
  • особенностями запоминаемого материала;
  • экспериментальными процедурами, к которым прибегает исследователь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!