Набор дидактических материалов
Тема урока: Морфемный разбор слова
УМК : под редакцией Т. А. Ладыженской
Класс: 5
Планируемый результат:
Предметные результаты: научиться производить морфемный разбор слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
Формирование УУД
Регулятивные: умение определять учебные цели, выполнять работу по плану.
Коммуникативные: умение ориентироваться в средствах и условиях общения, планировать совместное сотрудничество с учителем и со сверстниками
Познавательные: умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Описание заданий
№ 1. Выполните следующие задания.
1) Эта морфема не входит в основу и не может служить для образования новых слов. В ней заключено грамматическое значение слова. Назовите эту морфему: _____________ . Обозначьте её в словах:
рассказывает, пришкольным, подсказка, подберёзовик.
2) Эта морфема входит в основу. Находится перед корнем или перед такой же морфемой. Назовите морфему: _______________ . Обозначьте её в словах:
собеседник, неразговорчивый, переподготовить, вдали.
3) Эта морфема может служить для образования новых слов. Находится после корня или после такой же морфемы. Назовите морфему: _______________ . Обозначьте её в словах:
загадка, водохранилище, направо, разбрасывает.
4) Без этой морфемы не может быть слова. У родственных слов она общая. Назовите морфему: _______________ . Обозначьте её в словах:
поспешно, водохранилище, укол, переполнить.
Методический комментарий: это задание может быть использовано на этапе актуализации знаний. Оно может быть предложено как для индивидуальной работы, так и для работы в парах. Цель выполнения этого задания: вспомнить основные теоретические понятия и проверить правильность обозначения морфем в предложенных словах.
№ 2. Выполните следующие задания.
1) Докажите, что в слове отправить ОТ- является приставкой.
2) Докажите, в слове подсказка -К- является суффиксом.
3) Докажите, что в слове солнцем -ЕМ- является окончанием.
4) Докажите, что в слове отобрать -ОТОБР- не является корнем.
Методический комментарий: цель выполнения - формировать умение строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения, используя полученные знания; можно использовать на этапе актуализации знаний.
№ 3. Подчеркните слова, в которых выделенная часть является приставкой. Остальные слова разберите по составу.
Втолкнуть, второй, вдруг; роспись, росток, роскошный; пристройка, причёска, природа; соседка, соавтор, сотрудник; воздушный, возглавить, вознаграждение; позорный, повязка, победа; подрезка, подружка, подбежать.
Методический комментарий: можно использовать на этапе закрепления полученных знаний; цель - научиться классифицировать слова с приставками и без них, выполнять морфемный разбор слова.
№ 4. Разберите слова по составу.
1) Город, городской, пригород, городок, городами, загородный, городу, междугородный.
2) Пробежал, бежал, забежать, бегун, подбегу, пробежка, бег, пробегут, пробежать, беговой, перебежчик.
3) Белый, белить, побелка, белого, набело, беленький, белыми, беловатый, белую, побелить, белок, белоснежный, белизна.
Ответьте на вопросы. Ответы записывайте цифрами отдельно для каждой группы слов.
Сколько записано разных слов?
1) _____ 2) _______ 3) ______
Сколько раз повторяется одно и то же слово?
1) _____ 2) _______ 3) ______
Формы одного о того же слова отметьте крестиком.
Методический комментарий: цель - учиться выполнять морфемный разбор слова, различать однокоренные слова и формы одного и того же слов; использовать на этапе закрепления полученных знаний; можно предложить для работы в паре для формирования умений выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему и для индивидуальной работы; формировать познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения поставленной задачи.
№ 5. Логическая задача. Лена, Юля и Катя выполняли морфемный разбор слов(слова записаны приёмом поморфемного письма). Юля справилась с заданием лучше, чем Лена. Катя все приставки выделила правильно. Какая из учениц выполнила задание лучше всех?. Определите, где чья работа, и впишите имена на место пропусков.
1) ________ 2) ________ 3) _____________
лист-оч-ек полосат-ый под-о-зв-а-л-и
по-до-зв-а-л-а бес-поряд-ок по-спор-ит
до-вер-чив-ый при-школь-н-ый кош-ечк-а
бес-порядок по-куп-ател-ем зл-об-а
проб-а подо-зв-а-л бел-оват-ый
оцен-щик прось-б-а зан-ов-о
с-прав-а с-нова бес-по-ряд-ок
Зачеркните слова, разобранные неправильно. Исправьте ошибки.
Методический комментарий: цель - развивать логическое мышление, формировать умение сопоставлять, исправлять ошибки, выполнять исследовательскую деятельность; можно использовать для групповой работы для формирования умений выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению.
Источник: Козулина М.В. Русский язык. 5 класс. Работаем по новым стандартам. Задания. Проекты. - Саратов: Лицей, 2016.