СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы как компонент педагогического процесса начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал об использовании в работе различных дидактических материалов (карт, таблиц, наборов карточек с текстом и т.д.). 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы как компонент педагогического процесса начальной школы»





ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАК КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ




Автор:

Беднарская Елена Игоревна,

учитель начальных классов МБОУ

«СОШ № 11» г. Ангарска, высшая квалификационная категория



























Ангарск, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ






1.Введение ………………………………………………………

3

2.Использование дидактических материалов в урочной и

внеурочной деятельности……………………………………….


5

2.1. Планшет «Обучающий калейдоскоп» ……………………

5

2.2.Веселые уроки. Игровое пособие…………………………

11

3.Заключение……………………………………………………..

12

4.Список источников информации……………………………..

13

1. Введение

Современная школа призвана воспитывать гармонически развитую личность, которая способна к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни. Формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство - необходимое условие здорового современного общества.

Всестороннее воспитание будущих граждан общества начинается с самого раннего возраста. Особая роль отводится начальному этапу обучения, так как в этот период закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, познавательные интересы, навыки самостоятельной творческой деятельности.

Глобальные изменения в различных сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан современными средствами образования.

В связи с этим особое значение в начальной школе приобретает обучение с использованием на уроках современных дидактических материалов. Они дают возможность учителю в процессе учебной деятельности развивать у младших школьников произвольность психических процессов, положительно влияют на развитие творческих способностей.

Дидактические материалы в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых

обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

  1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутому уровню учащихся);

  2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

  3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

  4. принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно- образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

  5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

  6. принцип познавательной мотивации;

  7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Учебный процесс с применением дидактических материалов становится увлекательным, интересным, создает рабочий настрой, хорошее

усвоение программного материала, облегчают проведение учебного процесса, экономит время. От полноты использования на уроке дидактических материалов будет зависеть уровень усвоения учебного материала.

Использование дидактических материалов открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создание учителем определенной системы, которую важно применять для обучения младших школьников. [2]


  1. Использование дидактических материалов в урочной и внеурочной

деятельности



Мы активно используем в работе различные дидактические материалы (карты, таблицы, наборы карточек с текстом и т.д.). Особый интерес у наших второклассников вызывают игровые пособия и тренажёры:

-обучающие планшеты;

-игровые пособия «Весёлые уроки» (АСТ-ПРЕСС ШКОЛА)



    1. Планшет «Обучающий калейдоскоп»

«ЭДУСТРОНГ» (Образовательный интернет – портал www.ucheba.com)


Набор “Обучающий Калейдоскоп” предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, дома и в поездках. Пособие позволяет превратить учебу в

увлекательное занятие.

5

Калейдоскоп помогает:


  • Сделать процесс обучения более увлекательным;

  • Системно закреплять пройденный учебный материал;

  • Развивать навыки логического мышления, тренировать память и воображение;

  • Концентрироваться на решении поставленных задач.


Как работать с калейдоскопом:



Для проведения занятия мы используем планшет «Обучающий калейдоскоп» и карточки с заданиями. Карточки с заданиями приобретаются отдельно. На своих уроках мы применяем карточки, изготовленные самостоятельно, что позволяет нам подобрать задания в соответствии с УМК, пройденным материалом и уровнем усвоения конкретной темы. Мы изготавливаем карточки разного цвета с разным уровнем сложности, которые позволяют применить в учебной деятельности индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данные карточки позволяют организовать самооценку и взаимооценку выполненного задания, так как обучающийся сразу после выполнения задания может сам проверить правильность его выполнения.


Расположите фишки на поле слева в соответствии с их цветом и размером
  • Поместите в центр поля карточку с заданием







  • Найдите решение и переместите фишку, расположенную слева от примера, на пустую клетку справа, рядом с правильным ответом





  • Выполните все задания и переместите все фишки на поле справа.

  • Переверните карточку и сравните цвет и размер фишек с правильными ответами

  • Проверьте решения и исправьте

ошибки


Карточки предназначены для использования на уроках в начальной школе. Учитель может использовать карточки в качестве основного вида деятельности на уроке, а также во внеурочной деятельности и в группах продленного дня.[3]

Примеры карточек с заданиями


Карточки по русскому языку


Карточки по математике
































Примеры карточек по математике, изготовленных самостоятельно

9



Работа с обучающими планшетами вызвала большой интерес у наших учеников. Ребята стали самостоятельно изготавливать карточки, предлагать свои варианты обучающих планшетов, выполненных из подручных материалов.


Обучающий планшет по математике для 2-го класса с использованием шашек

Автор: Сиденко Данил, 2В класс




Принцип работы: среди выражений есть верные и неверные. Если пример решён правильно, ученик должен напротив его поставить белую шашку, если неправильно - чёрную. Закончив работу, можно проверить правильность её выполнения.

    1. Веселые уроки. Игровое пособие



Пособия серии «Веселые уроки» (авторы Попова Е.В., Вахрушева Т.В.) разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рекомендованы к использованию для закрепления знаний во внеурочное время, а также как раздаточный материал на уроках в школе. Пособия дают возможность ребенку легко и быстро запомнить материал, предназначенный для заучивания. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику рук, одновременные действия правой и левой руки обеспечивают развитие скоординированной работы левого и правого полушария головного мозга, что так необходимо для ребенка в этом возрасте. Игровая форма пособия позволяет провести объективное тестирование знаний без стрессовой ситуации для ребенка, разнообразить учебную деятельность и сделать уроки действительно веселыми.

Чтобы ответить на вопрос, нужно с помощью резинки соединить задание слева и ответ справа. Задания на карте можно выполнять в любом порядке, но работать нужно с целым блоком, а не с отдельной картой. Перевернув блок, ребенок может проверить свои ответы. Если резинки совпали с линиями-подсказками на обороте, то ответ верный. Если они не совпали, попросите

ребенка найти ошибку и исправить ее. [1]

Такое пособие легко может изготовить не только учитель, но и ученики.

Карточки, изготовленные учениками 2В класса





  1. Заключение

Дидактические пособия, обладая высокой степенью наглядности, лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними, дают возможность организовывать уровень обучения, доступный для данной категории учащихся, а постоянный оперативный контроль в процессе изложения позволяет более объективно судить о ее доступности. Таким образом, применение дидактических материалов позволило решить следующие дидактические задачи:

  • более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;

  • наиболее полно реализовать в процессе обучения основные принципы дидактики;

  • лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;

  • установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения;

  • организовать проектную деятельность обучающихся.



Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение в сфере образования дидактических пособий развивает системность мышления обучаемого; поддерживает все виды познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении умений и навыков; реализует принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.


Список источников информации
  1. http://newstyle-y.ru/school/ucheb/nachalnaya/

  2. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogiches

  3. https://www.edustrong.ru/resources/download/ca


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!