СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработа содержит фориы и методы усвоения материала на уроках труда. Дети с ограниченными возмодностями здоровья требуют особого подхода к обучению.

Просмотр содержимого документа
««Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения».»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»















Выступление

на ЦМК учителей трудового обучения,

СБО, физкультуры.


Доклад: «Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения»












Учитель технологии

Колесов В.В.



2020-2021

учебный год


В обучении очень большое значение имеет визуальная, ориентированная на зрительное восприятие информация. Изображение изучаемого объекта, демонстрируемое на лекции, может служить наглядной опорой даже при изучении устройства объекта, поскольку оно позволяет сосредоточивать внимание именно на рассматриваемых узлах объекта. Еще больше нужда в наглядной опоре при рассмотрении взаимосвязей разных объектов, в том числе и незримых, логических связей, которые вследствие этого становятся явными, доступными не только для абстрактного, мысленного представления, но и для зримого, материализованного их рассмотрения.

Одновременное и слуховое, и зрительное восприятие информации повышает усвоение учебного материала почти на 30%. Кроме того, необходимо учитывать, что в жизни человек получает 87% информации по зрительному каналу и только 12% — по слуховому. Поэтому не использовать столь информативный зрительный канал на лекции недопустимо. Все это настоятельно требует широкого использования в высшей школе на лекциях, в учебниках и учебных пособиях наряду с речевой информацией, ориентированной на органы слуха субъектов учения, еще и образной визуальной информации.

Наглядность — такая дидактическая подготовка объекта изучения к конкретному занятию, в результате которой становятся доступными зрительному восприятию (или восприятию другими органами чувств) те аспекты этого объекта, которые подлежат усвоению на данном занятии.

Требование наглядности обучения не ново. В традиционной педагогике принцип наглядности обучения упоминается в каждом учебном пособии для будущих учителей, поскольку он базируется на золотом правиле дидактики Я. А. Коменского: «Все, что доступно слуху, предоставлять слуху; осязаемое — осязанию; то, что доступно нескольким органам чувств, предоставлять всем этим органам чувств»[1]. В современной педагогической литературе это требование истолковывается как обращение к учителям: прежде чем рассказывать о чем-то, покажите это детям. Сами же учебники педагогики фактически игнорировали требование этого рассматриваемого ими же принципа, так как в них чаще всего отсутствовали какие-либо средства наглядности.

В. П. Беспалько дает этому «теоретическое» обоснование: «Изобразительная наглядность как “золотое правило” обучения хорошо обоснована в педагогике Я. А. Коменским, и ее полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка “Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать” (в старинной поговорке — “семь раз”: что удивительно совпадает с отношением количества зрительной информации к количеству слуховой: 87 : 12 = 7,25. — Ю. Ф.) убеждает нас в ее эффективности, но для чего и как? Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношений, особенно когда речь идет не о реальных, а идеализированных объектах (например, структура педагогической системы, учебника, система снабжения, организация и т.д.) или о процессах и явлениях, методах деятельности и прочих сторонах действительности. (В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логическая структура данного содержания, создающая образ во всех взаимосвязях составляющих его элементов.)».

Виды наглядности при обучении

На наш взгляд, это утверждение связано с незнанием знаковых систем, используемых специалистами технического профиля, которые можно распространить и на деятельности, и на взаимодействие людей. Например, применение ЯГОЛ дает возможность наглядно обозначить и весьма тонкие взаимодействия преподавателя и студента. Применение языка «ДРАКОН» обеспечивает визуализацию процессов и алгоритмов. Другое дело, что в педагогике нет традиции таких обозначений, хотя в последние годы в психологии структурная наглядность используется весьма широко.

Многие недоразумения, связанные с оценкой значения наглядности обучения в высшей школе, обусловлены тем, что оппоненты имеют в виду разные виды наглядности. Например, на рис. 24 обозначены некоторые виды наглядности, имеющие разное дидактическое значение.

Иллюстрирующая, или ознакомительная, наглядность необходима для образования у субъекта учения первичных представлений о ранее неизвестных ему объектах. Именно этот вид наглядности имеется в виду в «золотом правиле дидактики» и совершенно необходим при обучении детей. Он имеет значение и в высшей школе для того, чтобы ознакомить субъектов учения с тем, из чего состоят изучаемые средства, с особенностями приемов выполнения предписанных операций, однако он чаще применяется в обучении в учреждениях начального профессионального образования при подготовке рабочих, в инструкциях по выполнению разных операций с изучаемым техническим объектом. Иллюстрирующая наглядность может обеспечиваться демонстрацией самого объекта, однако и при этом полезно выкрасить части в разные цвета, сделать частичную разборку или разрезы для наблюдения за функционированием узлов внутри корпуса и т.п. Она может реализовываться не только в визуальной форме: это могут быть и записи музыкальных произведений, и носители вкуса или запаха (правда, в последних случаях правильнее говорить не о наглядности, а о чувственном ознакомлении с изучаемым объектом).

Визуализирующая наглядность преследует цель наглядно отобразить скрытые особенности изучаемых объектов или взаимосвязей между ними. К этому виду наглядности относятся разнообразные графики изучаемых процессов — Процессуальная наглядность (например, привычная синусоида переменного тока получается, если развернуть реально существующие изменения тока или напряжения во времени) или функций — функциональная наглядность (например, ленточные графики очередности и совмещения функций во времени); наконец, структурная наглядность визуализирует незримые структуры (например, схемы логических связей, структуры алгоритмов, схема содержания этой книги и т.п.).

Ассоциирующая наглядность имеет своей целью вызвать ассоциации, способствующие пониманию или решению определенных задач.

Систематизирующая наглядность позволяет показать состав системы и те связи, которые обеспечивают эмерджентность при совместном функционировании рассматриваемого множества элементов.

Инструментальная наглядность необходима при решении задач методами начертательной геометрии. Она присутствует в процессе создания и чтения чертежей во всех отраслях техники, необходима при создании сложных образов. Визуализация частей этого образа позволяет уточнить общую композицию, выявить необходимость введения дополнительных частей. Умозрительно (без опоры на рисунки или фотографии) синтезировать такие образы невозможно. К этому виду наглядности относятся и этюды художников.

Вопрос обеспечения наглядности в высшей школе в работах по теории обучения решается неоднозначно. Некоторые считают, что наглядность не может рассматриваться для высшей школы в качестве одного из принципов обучения, поскольку изучаемые в ней теории чаще всего абстрактны. Другие говорят о том, что наглядность не только не теряет своего значения в высшей школе, а приобретает новое качество.

Во всех случаях наглядность возникает при обращении к самому изучаемому объекту или к его моделям. Требования к таким моделям сформулировал удивительно емкой формулой В. Г.Болтянский

где Изоморфизм — адекватное отображение в рассматриваемой модели тех особенностей изучаемого объекта, на которых сосредоточивается внимание при обучении, т.е. адекватность отображения не только свойствам объекта, но и решаемой дидактической задаче; Простота — синтез модели изучаемого объекта из простых и легко воспринимаемых, известных субъектам учения элементов. С психологической точки зрения простота обеспечивается включением в модель не более 5—7 элементов.

В. Г. Болтянский отмечает, что при таком подходе наглядность используемых в обучении моделей может оказаться выше наглядности самого объекта: «Запись, сделанная мелом на доске... может быть более наглядной, чем демонстрация явления в его натуральном виде. Формула серной кислоты, написанная на доске, является в определенном смысле более наглядной, чем созерцание прозрачной жидкости (серной кислоты), налитой в сосуд, стоящий на столе... Еще более наглядной является структурная модель серной кислоты (независимо от того, изображена ли она мелом на доске, изготовлена в виде плаката, собрана из цветных кружков на магнитной доске или выполнена в виде пространственной модели). Структурная модель, или формула соединения, говорит подготовленному учащемуся неизмеримо больше о химических свойствах соединения, чем натуральный объект: она вскрывает химический состав молекулы, валентные связи между отдельными атомами, позволяет легко найти молекулярный вес и т.п.

Специфика большинства технических учебных дисциплин (в том числе и теоретических) предоставляет богатые возможности для того, чтобы содержание каждого занятия базировалось на определенной функциональной или процессуальной схеме изучаемого объекта.

В теоретических разделах наглядность обучения обеспечивается не только графиками изучаемых процессов, но и структурными схемами взаимосвязи изучаемых явлений или понятий. Таких схем достаточно и в этом учебном пособии.

Они служат наглядной опорой даже при проведении теоретических рассуждений. Вместе с этим, получая наглядное представление о взаимосвязях содержания учебной дисциплины, субъект учения в вузе получает возможность самостоятельно выбрать очередность изучения тех элементов содержания учебной дисциплины, которые необходимы для понимания неизвестного ему объекта изучения.

С учетом этих особенностей некоторые вузы практикуют издание невербальных пособий, состоящих только из графиков и схем . Наличие таких пособий, с одной стороны, повышает наглядность, с другой — обеспечивает интенсификацию обучения, освобождая студентов от рутинных операций по копированию схем и графиков на занятии и позволяя им углубиться в сущность изучаемого.

Здесь можно сформулировать утверждение о наглядности обучения: для обеспечения наглядности изучаемого объекта его необходимо заменить упрощенной моделью, сохраняющей его существенные предметные особенности, адекватные дидактической задаче занятия.

Следствие определенности условностей: условности, используемые для наглядности, должны быть разъяснены перед применением.

Придерживаясь единой системы графических обозначений в процессе преподавания всей дисциплины, лектор создает условия для экономного конспектирования лекций студентами и вовлечения в процесс мышления образной составляющей сознания.