Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» г.Колпашево
Народные игры
г. Колпашево
2020 г.
Введение.
Детство - удивительная пора жизни. Это время, когда маленькому человеку кажется необычайно интересным окружающий его мир, а каждый прожитый день приносит ему новые впечатления: яркие и незабываемые. Дети познают мир через игру. В этой связи особое место занимают русские народные игры. Ведь в них отражались веками складывающиеся отношения между людьми, и в этом - их огромное воспитательное значение. Играя в подвижные игры, ребенок развивался физически, ведь во многих из них без силы, ловкости, меткости, быстроты движений просто невозможно было обойтись. Всевозможные пословицы, поговорки, загадки, считалки, сопровождающие детские игры, помогали овладению родной речью, а предполагаемые в играх коллективные действия способствовали развитию у детей таких качеств как чувство товарищества, ответственность, взаимовыручка.
В крестьянской среде важнейшим качеством человека считалось трудолюбие, которое прививалось ребенку с разного возраста. Этому способствовали всевозможные детские игры, условия которых предполагали имитацию трудовых действий. Для таких игр родители нередко изготавливали своим детям игрушечные орудия труда: мальчикам - литовки и лопатки;
девочкам -прялки и ткацкие станки.
Богатство и разнообразие русских народных детских игр позволяет сделать вывод о том, какое большое значение придавалось нашими предками игре как средству воспитания подрастающего поколения, его всестороннему развитию.
Народные игры, которые представлены в данной работе, разделены на детские игры, которые рассчитаны на ребят от 5-12 лет и молодежные игры для ребят 12-17 лет.
Данные игры могут быть использованы в кружках, детсадах, школьных мероприятиях, дружеских встречах.
Перед тем как начать игру воспользуйтесь некоторыми советами:
Совет 1.
Если ты участник игры:
- подчиняйся требованиям ведущего, капитана;
- действуй в интересах команды;
- не мешай другим и не допускай никаких грубостей;
- старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;
- выбирай партнера своего веса и возраста;
- играй честно, дружно, соблюдай установленные правила;
- никогда не сердись, если в игре тебя нечаянно толкнули или наступили на ногу;
- играй смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;
- умей проигрывать с достоинством.
Совет 2.
Если ты организатор игры:
- начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход.
Заранее продуманная игра помогает оценить свои возможности, развивает чувство взаимопомощи;
- ты должен считаться с желаниями других, сыграть в ту или иную игру;
- убедись, что правила игры понятны каждому участнику;
- не обсуждай при всех неудачи товарищей;
- подготавливая место для игры, нужно проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травму;
- чтобы играть не надоело - предлагайте и вносите в игры новые правила, знайте различные варианты игр;
- прежде чем сыграть в игру с игроками, сыграй в нее сам;
- как только начинает пропадать интерес к игре, прекратите ее, доводя игру до логического результата.
Совет 3.
Как выбирать вожака:
Вариант 1: Все, кто принимает участие в игре, становятся в кружок. Один из участников игры начинает произносить считалку. При первом ее слове указывает на себя, при втором - на своего соседа, стоящего с лева, при третьем - на следующего. На каждого, кто стоит в кругу, приходится по одному слову или слогу из считалки.
На кого падет последнее слово, тому и водить, и не может ни отказов, ни споров.
Вариант 2: Если в считалке задается какой-нибудь вопрос, например: «Сколько гвоздей - говори поскорей!» На кого пало слово, «поскорей», должен быстро назвать какое-нибудь число. Когда называется число, считальщик отсчитывает «один, два и т.д.». На кого падает последнее слово, тому и водить.
Вариант 3: Произносят считалку, при каждом слове указывая на стоящих в кругу игроков. На кого падает последнее слово или слог считалки, тот выходит из круга. Считалка начинается снова. При последнем ее счете из круга выходит следующий. Когда остаются двое участников, тот на кого падает последнее слово, выходит, а тот, кто остался - выбирается вожатым игры.
Считалки:
Ехала торба
С высокого горба.
В этой торбе
Есть хлеб: рожь, пшеница.
Кто хочет поделиться?
С последним словом игроки хватаются друг за друга; кто останется без пары - водит.
Ехала телега.
Сломалось колесо.
Много ли надо
На починку гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
Тот, на ком остановились, называет число и водящий считает до этого числа; на ком кончится счет, тот выходит.
Вариант 4: Возможно так же, чтобы определить кому начинать игру, не считаются, а конаются. Необходимо взять палку или веревку подлиннее, один из тех, кто канается, захватывает конец палки или веревки, другой прихватывает рукой плотно рядом, и так все игроки друг за другом. Чья рука захватывает верхний конец, тому и водить или начинать игру. Конаться можно тогда, когда игроков не очень много.
Как бросать жребий:
Жребий - это условный значок, какая - нибудь вещица, например щепочка, бумажка или что-то другое.
При споре выбора вожака можно спор решить жеребьевкой. По количеству участников готовят жребий (бумажки), на одной ставят условный значок. Высыпают все в шапку, перетряхивают, перемешивают несколько раз и после этого, по очереди, тянут жребий. Кто вытянет жребий с условной отметкой, тому и быть вожаком, начинать игру.
Детские игры
1. Постоялый двор
Играющие распределяются по «ролям»: колесо, телега, седло, стремя и т.п., связанное с этим предметным рядом, рассаживаются рядком. Ведущий начинает «рассказ»: «Я шел, шел, стоит телега...» «Телега» должна вскочить, обернуться вокруг себя и опять сесть. «А у нее вот такое большое колесо...». «Колесо» должно сделать то же самое. Если играющий прозевал, не вскочил при этом, то с него берется фант, чтобы его «выкупить», нужно выполнить желание ведущего.
2. В пенечки
Играющие разбиваются на пары: один - «пенечек» - садится, другой «продавец»- за ним стоит. Пары образуют круг. Один - лишний. Он подходит к любой паре и начинает торговаться, например:
- Продажный пенек?
- Продажный.
- Сколько стоит?
- Три круга.
После этого «продавец» и покупатель должны обежать круг три раза, кто вперед успеет занять место около «пенечка». Оставшийся без пары снова ходит торгуется.
3. Продажный пенек
Выбирается Водящий, остальные играющие - «пенечки»- сидят на корточках по одному (вразброс). Водящий подбегает «к пенечку», тихонько стучит его по голове и спрашивает: «Продажный пенек?». Если тот отвечает: «Нет», нужно бежать дальше, к следующему игроку, если же отвечает: «Продажный», бегущий садится на его место, а тот бежит к другому игроку «покупать пенек».
4. Корзиночки
Играющие разбиваются на пары и берут друг друга за обе руки, образуя «корзиночки». Пары стоят в произвольном порядке. Игру начинают два человека, которые бегают друг за другом как в игре пятнашки: один убегает, а другой пытается догнать его и «запятнать», т.е. дотронуться до него рукой. Если это удалось, то бегающие меняются ролями - тот, кого запятнали, догоняет того, кто запятнал. Но любой из них может спрятаться в корзиночку
- подбежать к стоящей паре (корзиночке) и взять кого-нибудь из них за обе
руки. Тогда оставшийся лишним принимает на себя роль того, кто вытеснил
его из корзиночки, т.е. убегает или догоняет вместо него.
5. Ткачиха
По считалке выбирают два «челночка», остальные делятся на две стенки -это ткацкий станок. Взявшись под руки стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами:
Я веселая ткачиха,
Хорошо умею ткать,
Пич, поч, клёпа-клёпа,
Хорошо умею ткать!
Челночки стоят на противоположных концах станок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т.е., когда стенки расходятся. Темп постоянно убыстряется, и челночкам все меньше остается времени, чтобы успеть пробежать, и на конец они оказываются «затканными» в станке, т.е. зажатыми между стенками.
6. А мы просо сеяли
Если девочек и мальчиков примерно поровну, то они разбиваются на две «стенки»: одна - мальчиков, другая - девочек (в этом случае игру начинают мальчики). Стенки могут быть смешанными, если мальчиков и девочек неодинаковое количество (тогда все равно, какая команда начнет игру).
Ребята берутся под руки, согнув руки калачиком. Расстояние между
стенками примерно 7-8 шагов.
Стенки поочередно шагают ритмично навстречу друг другу, затем
отступают.
(М - мальчики, Д - девочки).
М: А мы просо сеяли, сеяли! - шагают вперед
Ой-де млада, сеяли, сеяли! - отступают назад
Д: А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой-де млада, вытопчем, вытопчем! М: А чем же вам вытоптать,вытоптать?
Ой-де млада, вытоптать, вытоптать?
Д: А мы коней выпустим, выпустим!
Ой-де млада, выпустим, выпустим!
М: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем !
Ой-де млада, в плен возьмем!
Д: А мы коней выкупим, выкупим!
Ой-де млада, выкупим, выкупим! М: А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой-де млада, выкупить, выкупить?
Д: А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ой-де млада, сто рублей, сто рублей.
М: Нам не надо тысячу, тысячу!
Ой-де млада, тысячу, тысячу!
Д: А чего вам надобно, надобно?
Ой-де млада, надобно, надобно? М: А нам надо девицу, девицу!
Ой-де млада, девицу, девицу!
Д: У девицы имя есть, имя есть!
Ой-де млада, имя есть, имя есть! М: А нам надо Олечку, Олечку!
Ой-де млада, Олечку, Олечку!
(предварительно договариваются кого выбирать) Все девочки с именем Олечка переходят в другую стенку.
Д: В нашем полку убыло, убыло!
Ой-де млада, убыло, убыло!
М: В нашем полку прибыло, прибыло!
Ой-де млада, прибыло!
Д: В нашем полку слезы льют, слезы льют!
Ой-де млада, слезы льют, слезы льют!
М: В нашем полку пир горой, пир горой!
Ой-де млада, пир горой, пир горой!
7. Номера
Играющие встают парами друг за другом лицом к центру, образуя круг. Один - лишний, он также стоит в кругу. В центре круга «Палач» с ремнем. Он раздает каждому впереди стоящему номер (кроме лишнего). Лишний выкрикивает любой номер, чтобы тот подбежал к нему и образовал пару. Оставшийся без пары становится «лишним». Если же кто-то из играющих долго не выкрикивает номер, «палач» шлепает его ремнем.
8. Воробьи - вороны
Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда - воробьи, а другая - вороны. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до установленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-р-о-о...» делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».
9. Игра «Золотые ворота».
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас.
10. Дуйся, пузырь
Дуйся, пузырь
Раздувайся, большой!
Пузырь лопнул,
Воздух вышел!
Играющие становятся в тесный круг, лицами друг к другу.
Держась за руки, отступают назад, расширяя круг – «пузырь раздувается».
На словах «пузырь лопнул» - хлопок в ладоши на слог – лоп. И вновь берутся за руки. И теперь уже «сдувается пузырь» под звукоизображение «Пш…», дети сбегают в центр и т.д.
11. Месим тесто
Дуйся, пузырь,
Раздувайся большой,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!
Играющие становятся в тесный круг, лицами друг к другу.
Держась за руки, отступают назад, расширяя круг – «пузырь раздувается».
Та пара, у которой разъединились руки, встает в центр круга и их начинают «месить» со словами:
Месим, месим, месим тесто
Месим, месим, месим тесто!
12. Зайка
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Встанька, встанька, поскочи,
Да другого поищи.
По считалке «зайку» выбирают в круг он «себе сидит, спит». Дети ходят вокруг, поют. Зайка прыгает на одной ножке (по тексту) и выбирает другого вместо себя.
13. Горшки
Участники становятся парами по кругу, один впереди другого, лицом в центр. Те, кто впереди, - «горшки», они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - продавцы, их задача продать свой «горшок». Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: «Кому горшки?! Кому горшки?!».
Выбирается покупатель, который ходит за кругом и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец и покупатель торгуются о цене, сделка может и совсем расстроиться, тогда покупатель идет выбирать дальше. Если сделка состоялась, бьют по рукам – держатся правой рукой (как бы здороваются). Все поют песенку:
Чин-чары, чин-чары, собирайтесь, гончары.
По кусту, по насту, по лебедню горазду. Вон!
После слова «вон», продавец и покупатель бегут за кругом, в ту сторону, куда стояли лицом. Оббежав круг, они возвращаются к горшку. Кто прибежит первым, тот хозяин горшка. Прибежавший последним, становится покупателем. Так игра продолжается. Через некоторое время «горшки» и продавцы могут поменяться ролями.
14. Бояре
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли,
- Бояре, а зачем вы к нам,
Молодые, а зачем вы к нам?
- Бояре, нам невеста нужна.
Молодые нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам нужна.
Молодые, а какая вам нужна?
- Бояре, нам вот эта нужна,
Молодые нам вот эта нужна.
- Бояре, она дурочка у нас.
Молодые она дурочка у нас.
- Бояре, а мы выучим ее,
Молодые, а мы выучим ее.
- Бояре, а чем будете учить,
Молодые, а чем будете учить?
- Бояре, а мы плеточкой ее.
Молодые, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится,
Молодые она плеточки боится.
- Бояре, а мы пряничком ее,
Молодые, а мы пряничком ее.
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
- Бояре , а мы к доктору сведем.
Молодые, а мы к доктору.
- Бояре, она доктора боится,
Молодые, она доктора боится.
- Бояре не валяйте дурака
Отдавайте нам невесту навсегда.
15. Дударь
Дудурь, Дударь, Дударище
Старый, старый, старичище.
Его под колоду, его под сырую.
Дударь, Дударь, что болит?
17. Я веселая ткачиха
Я веселая ткачиха,
Хорошо умею ткать,
Пинч, понч, клепу, клепу
Хорошо умею ткать.
18. Уж я улком шла
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется, перетянется.
Клубок катится, перекатится
Клубок далее, далее, далее,
Нитка доле, доле, доле
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась.
19. Золотые ворота
В золотые ворота, проходите. Господа! Проходите, не томите, не задерживайте!
Золотые ворота, проходите господа,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
20. Вью, вью, вью я капусточку
Дети становятся в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», поднимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку.
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивайся вилой кочешок,
Завивайся виллой кочешок.
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Развивайся вилой кочешок,
Развивайся вилой кочешок.
21. Как у тетушки Марьяны
Как у тетушки Марьяны
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей.
С такими ушами, с такими носами,
С такой головой, с такой бородой,
С такими глазами, с такими бровями,
Ничего ни ели, ничего ни пили,
Разом делали вот так!
22. Игра «Марома»
Марома моя, Маромушка,
Развяселая головушка.
У Маромушки – кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги.
Описание игры:
- Здравствуй, Марома!
- Здоровенька!
- Что делаешь?
- Кудельку пряду.
- Ну пряди, пряди!
Звучит игровой припев. И вновь диалог. Марома - то прядет кудельку, то тесто месит, пироги печёт, то полы подметаем ит.д. Наконец она устала и отвечает: «Заболела», а в следующий раз: «Я померла».
В ответ:
- А что разговариваешь?
- Да по вредности, да по привычке!
23. Грачи летят
Сейчас я вас на смекалку проверю. Я буду петь о тех, кто летает и не летает, а вы внимательно слушайте. На словах: «летят, летят» нужно поднимать руки и махать ими будто крылышками. Или совсем не поднимать рук!
Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Летят, летят, летят!
Пчелы летят, бунчат - гудят:
Жу-жу-жу, медову несем росу!
Летят, летят, летят!
Поросята летят, полосаты визжат:
Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят, летят, летят!
Комары летят, во все горло кричат:
Зы-зы-зы, наточим носы!
Летят, летят, летят!
Медведи летят, во все горло кричат:
Ры-ры-ры, не пустим в боры!
Летят, летят, летят!
26. Моргалы
Все встают по кругу как в третьего лишнего. Внутренний круг перемаргиваются друг с другом и должны поменяться местами. Чьё место заняли – тот ведущий.
24. Зайка
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Встанька, встанька, поскочи,
Да другого поищи.
По считалке «зайку» выбирают в круг он «себе сидит, спит». Дети ходят вокруг, поют. Зайка прыгает на одной ножке (по тексту) и выбирает другого вместо себя.
25. Растяпа
Все встают по кругу как в третьего лишнего. Первые номера под музыку выходят в круг и танцуют под музыку. Когда музыка заканчивается. Надо занять свободное место. Кому пары не хватило – тот растяпа. Ему говорят:
Раз, два, три – растяпа ты.
Раз, два, три, четыре, пять – растяпа ты опять.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь – растяпа ты совсем.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь – растяпу мы забросим.
27. Горшки
Участники становятся парами по кругу, один впереди другого, лицом в центр. Те, кто впереди, - «горшки», они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - продавцы, их задача продать свой «горшок». Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: «Кому горшки?! Кому горшки?!».
Выбирается покупатель, который ходит за кругом и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец и покупатель торгуются о цене, сделка может и совсем расстроиться, тогда покупатель идет выбирать дальше. Если сделка состоялась, бьют по рукам – держатся правой рукой (как бы здороваются). Все поют песенку:
Чин-чары, чин-чары, собирайтесь, гончары.
По кусту, по насту, по лебедню горазду. Вон!
После слова «вон», продавец и покупатель бегут за кругом, в ту сторону, куда стояли лицом. Оббежав круг, они возвращаются к горшку. Кто прибежит первым, тот хозяин горшка. Прибежавший последним, становится покупателем. Так игра продолжается. Через некоторое время «горшки» и продавцы могут поменяться ролями.
28. Шла утка лугом
Шла утка лугом,
Вела детей кругом.
Старшего и большого,
Среднего и меньшого.
Уж ты утица ути
Тебе некуда войти
Кабы лес перелес, перевешался
Кабы ножик был,
Я б зарезался,
Речка полая вода,
Утонула молода.
Селезень ловит утку,
Иванов играт в дудку.
Он играт, играт, играт,
Выговариват играт.
Ходи утица домой,
Ходи серая домой.
У тя семеро детей.
Восьмой селезень,
Девятая утица,
Селезнева модница.
29. Бубен
Все стоят по кругу, передают бубен по рукам со словами:
Ты катись веселый бубен,
Звонко, звонко по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот станцует нам.
У кого остался бубен в руках. Тот выходит на середину круга и танцует.
30.Игра «Лавата»
Все встают в круг и берутся за руки.
А теперь идем по кругу и поем:
Дружно танцуем мы.
Тра-та-та, тра-та-та.
Танец веселый наш-
Это лавата!
-Руки были?
-Были
-А плечи были?
- Нет!
Мои плечи –хорошо,
А у соседа лучше.
Взялись за плечики,
Идем по кругу и поем:
Дружно танцуем мы.
Тра-та-та, тра-та-та.
Танец веселый наш-
Это лавата!
- Руки были?
-Да!
-Плечи были?
-Да!
- А мизинцы были?
- Нет!
Взялись за мизинчики, идем по кругу и поем…
(Логти, колени, уши, шеи, затылки, пятки)
Ремешок
Селезень утку догонял
Со вьюном я хожу
Маша, ты где?
К себе, к соседу
Гори, гори ясно
Корзиночки
Моргалы
Воробьи-вороны
Селезень утку догонял
Прянична доска
В хороводе были мы
В хороводе были мы – 2 раза
Были мы, были мы – 2 раза
Что нам надо видели – 2 раза
Видели, видели – 2 раза
Сокола-молодчика – 2 раза
Молодца, молодца – 2 раза
Соколицу девицу – 2 раза
Деевицу девицу – 2 раза
Встань молодчик подбодрись – 2 раза
Поодбодрись подбодрись – 2 раза
Всем пониже поклонись – 2 раза
Поокллонись поклонись – 2 раза
Хоть немножко пританцуй – 2 раза
Приитанцуй пританцуй – 2 раза
Кого любишь поцалуй – 2 раза
Пооцалуй поцалуй – 2 раза
Пальчиковая игра «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать
Ловкие и дружные
Все такие нужные!
Как у дядюшки Петрушки
Как у дядюшки Петрушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей.
С такими ушами, с такими носами,
С такой головой, с такой бородой,
С такими глазами, с такими бровями,
Ничего ни ели, ничего ни пили,
Разом делали вот так!
Ай, туки- туки-туки
Ай, туки-туки-туки
Застучали молотки,
Застучали локотки,
Тук, ток, тук, ток,
Вместе выстроим замок.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
Пальцы разгибаются поочередно от большого к мизинцу. Каждый пальчик, открывая, его поглаживать.
Мама, мама!
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут!
- Ну и что!
- Здравствуйте, здравствуйте!
- Чмок, чмок, чмок!
- Здравствуйте, здравствуйте!
- Чмок, чмок, чмок!
Мальчик с пальчик, где ты был?
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил,
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем – песни пел,
Песни пел и плясал, родных братьев потешал!
Купим мы, бабушка, тебе курочку
При произношении первой строки потеребить большой палец, а потом от указательного к мизинцу разгибать пальцы, поочередно соединяя их с большим пальцем. При произношении последней строки рукой делать «фонарик»
Купим мы, бабушка, тебе курочку
Купим мы, бабушка, тебе курочку – 2 раза
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, бабушку, тебе уточку - 2 раза
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, бабушку, тебе индюшонку_2 раза
Индюшоно-фады-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе кисоньку - 2 раза
А кисонька-мяу-мяу,
Индюшоно-фады-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе собаченку- 2 раза
Собачонка-гав-гав,
А кисонька-мяу-мяу,
Индюшонок- фады-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе поросенка-2 раза
Поросенок-хрюки-хрюки,
Собачонка-гав-гав,
А кисонька-мяу-мяу,
Индюшонок- фады-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе коровенку-2 раза
Коровенка-муки-муки,
Поросенок-хрюки-хрюки,
Собачонка-гав-гав,
А кисонька-мяу-мяу,
Индюшонок- фады-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
При пропевании, каждую птицу и животного поющие изображают следующими движениями: курочка – указательными пальцами обеих рук попеременно стучать по коленям. Уточка - кистью правой руки виляющие движения вправо и влево. Индюшонок - обхватив пальцами плечи, локтями похлопывать по бокам. Кисонька - попеременно мягко сжимать и разжимать пальцы к ладони. Собачонка - сложить ладони вместе горизонтально, а затем размыкать и смыкать. Поросенок – кулачки приставить один к другому, поднести к носу и вращать (как выжимают белье). Коровенка - приставить «рожки» указательными пальцами к голове и покачивать ею.
Закличка «Чувиль-виль-виль»
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое, весну красную,
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна, на чём пришла?
На кнутике, на хомутике,
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки……..
Молодежные игры
1. Вечерочная игра
Выбирается Ведущий. Вначале игры девушки ходят по кругу, поют, а парни сидят в стороне. Девушки подходят к парням, одну из них Ведущий ударяет по лбу, приговаривая: «Вот тебе, Иван, и кобылка». Затем Ведущий, ударяя по лбу следующую девушку подводит ее к другому парню. Так всех раздадут. Каждый парень проводит свою девушку через палку, которая лежит перед ними, после чего они 3 раза целуются и садятся рядом.
2.Столбики
Девушки и парни стоят парами кругом, один парень - лишний. Он ходит по кругу и, выбрав себе в пару девушку, становится с ней в общий круг. Тот, кто остался без пары - снова выбирает и т.д. При этом говорят: «Кого люблю, того возьму».
3. Мил сосед с соседушкой
Играющие - девушка и парень - садятся на лавку спиной друг к другу. Все остальные произносят слова: «Мил сосед с соседушкой. Мил, так повидайся (поцелуйся), не мил, так разминуйся (поменяйся)». В этот момент девушка и парень поворачивают головы друг к другу. Если повернулись в одну сторону - целуются, если нет - на их место приходит другая пара.
4. Вечерочная игра
Девушки и парни рассаживаются парами по кругу. Ведущий собирает фанты, не глядя достает один из них. Владелец фанта выходит из игрового помещения, в это время остальные загадывают кого-либо (если вышел парень, ему загадывают девушку и наоборот). Затем его зовут и спрашивают, например: «Что ты думаешь о девушке, которую мы тебе предлагаем?» Парень должен описать приметы девушки, которую загадали. Если он отгадал, то получает фант, если не отгадал - получает наказание. Наказание придумывает Ведущий. Проигравший должен беспрекословно его выполнить: «Комиссар, комиссар, что прикажешь делать?»- «Сплясать» (или песню спеть, рассказ рассказать и т.д.).
6. Через скамейку
Парень встает на скамейку и берет за руки девушку, она прыгает туда - сюда. Если перескочит три раза через скамейку и не заденет ее, - парень эту девушку целует. Затем выходит другая пара. А если заденет ногой, столкнет
эту скамейку, - е ставят в угол, «наказ дают» - то какого-нибудь парня поцеловать, то поплясать, то под гармошку спеть.
7. Невесту воровали
Играющие выстраиваются парами - парень с девушкой - друг за другом, «ручейком». Один парень - лишний - пробегает сквозь ряд пар и уводит с собой понравившуюся девушку. Оставшийся без пары так же пробегает сквозь «ручеек», ища себе пару и .д.
8. Цыганами
Играющие (Цыгане) садятся парами - парень с девушкой - по кругу.
Ведущий говорит:
Пришел приказ из города Черкасс,
С города Костромы,
С веселой стороны,
Сидели как попало,
Сядьте, Цыганки, все направо!
Девушки выполняют «приказ» - садятся справа от парней. Затем Ведущий
снова говорит:
Пришел приказ из города Черкасс,
С города Костромы,
С веселой стороны.
Сидели Цыганки справа,
А ну-ка, Цыгане, поставьте своих цыганок на колени!
Девушки становятся на колени перед своими парнями. Ведущий по очереди
подходит к каждой паре и спрашивает парня: «Ты за что свою Цыганку на
колени поставил?» В ответ Цыган придумывает любую провинность,
например: «Молоко пролила!» или «Хлеб плохой испекла!» Ведущий:
«Прощаешь?» Если прощает, Цыганка садится на колени к Цыгану, если нет,
- стоит на коленях перед ним до тех пор, пока Ведущий не вернется к ней,
обойдя весь круг. Не прощать можно несколько раз. После того, как все
девушки сядут на колени к своим парням, игра начинается сначала, только
теперь Ведущий дает приказания Цыганам.
Скоморох
Скоморох идет по улице,
Молодой идет по широкой;
Он бьется-колотится,
Ночевать он просится:
«Ты, душа ли красна девица,
Пусти скомороха ночевать,
Пусти молодаго постоять:
Скоморохи — люди вежливые,
Скоморохи — очестливые;
Скоморох-от — человек молодой,
Скоморох — не женатый, молодой.
Еще вариант
Хоровод движется посолонь, вода (скоморох) движется внутри круга в обратном направлении. Все поют:
Скоморох идет по улице
Веселой идет по широкой
Стучится-колотится
Ночевать у девок просится
Пустите скоморка ночевать
Пустите молодого постоять
На печку на тепленькую
На кроваточку тесовенькую
На кроваточку тесовенькую
На периночку перовенькую
Хоровод останавливается и скоморох спрашивает у той девушки, которая оказалась ближе всего к нему:
-Пустишь, девка, скомороха ночевать?
Если на говорит "Не пущу" Ему приходится плясать одному. Все поют:
Это чья ж такая вредина дочь,
Это чья ж такая глупая дочь
Не пустила скоморка ночевать,
Не пустила веселого постоят
На печку на тепленькую
На кроваточку тесовенькую
На кроваточку тесовенькую
На периночку перовенькую
Скоморох обращается к следующей девушке. Если та говорит "Пущу", он выводит ее внутрь хоровода,целует и они пляшут вместе под песню.
Это чья ж такая умница дочь
Это чья ж така разумница дочь.
Пустила скморка ночевать,
Пустила веселого постоять.
На печку на тепленькую
На кроваточку тесовенькую
На кроваточку тесовенькую
На периночку перовенькую
Бояре а мы к вам пришли
Молодые а мы к вам пришли
Бояре вы зачем пришли
Молодые вы зачем пришли
Бояре мы невест выбирать
Молодые мы невест выбирать
Бояре вам какая мила
Молодые вам какая мила
Бояре нам вот эта мила
Молодые нам вот эта мила
А она у нас дурочка дурочка
Ой да млада дурочка дурочка
А мы ее выучим выучим
Ой да млада выучим выучим
А чем же вы выучите выучите
Ой да млада выучите выучите
А мы ее плеточкой плеточкой
Ой да млада плеточкой плеточкой
Она будет плокати плокати
Ой да млада плокати плокати
А мы ее пряничком пряничком
Ой да млада пряничком пряничком
В нашем полку выбыло выбыло
Ой да млада выбыла выбыла
В нашем полку прибыло прибыло
Ой да млада прибыла прибыла
В нашем полку слезы льют слезы льют
Ой да млада слезы льет слезы льет
В нашем полку вино пьют вино пьют
Ой да млада вино пьет вино пьет
А мы сеяли, сеяли лён,
А мы сея пиговаривали,
Чоботами приколачивали:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой белый кужелёк,
Лён мой, лён,
Белый лён,
С права на горе,
С лева на крутой,
Лён мой зеленой!
А мы полОли, пололи лён,
Рвали,
Мочили,
Сушили,
А мы мяли,
А мы трепали,
А мы чесАли, чесали лён,
А мы пряли, пряли лён,
А мы ткали, ткали лён,
Мы кроили, кроили лён.
А мы носили, носили лён.
Нравится1Показать список оценивших
Толковый словарик терминов родства и свойства
Деверь – брат мужа
Золовка – сестра мужа
Зять – муж вашей дочери или сестры
Крестный отец или крестная мать – лица, участвовавшие в обряде крещения в качестве крестных отца и матери
Крестник – крестный сын
Крестница – крестная дочь
Кум – крестный отец по отношению к крестной матери или родителям крестника или крестницы
Кума – крестная мать по отношению к крестному отцу или родителям крестника или крестницы
Невестка – жена брата или жена сына, а также жена одного из братьев по отношению к жене другого брата
Сват – родитель одного их супругов по отношению к родителям другого
Свекор – отец мужа
Свекровь – мать мужа
Свояк – муж свояченицы
Свояченица – сестра жены
Тесть – отец жены
Теща – мать жены
Шурин – брат жены
Свойство – отношение между людьми, возникающее из брачного союза одного из родственников (отношения между супругами и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов).
Свастика (санскрит), крест с загнутыми под прямым концами, один из ранних орнаментальных мотивов, встречающийся на произведениях искусства древних культур Европы, Азии (в том числе Древней Индии), реже Африки и Америки. В античный период свастика изображалась на некоторых древнегреческих вазах
А кто бежит без повода, течет без умолку? Догадались? Нет? Тогда другую загадку послушайте. Течет – течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит! Ну? Правильно, река. Но до реки нам далеко, а вот в ручеек поиграть сможем.
Ну что, честной народ? Сколько не петь, а аминем вершить!
Дело без конца – что кобыла без хвоста!
Да и путному началу нужен благой конец!
Жил-был кот-колоброд. Он завел огород.
Уродился огурец. Нашим игрищам (все вместе)конец!
Дай вам Бог счастливо день дневать и ночь ночевать!
Жить вам да молодеть! Добреть да богатеть!
У наших ворот завсегда хоровод! Где песня льется, там легче живется! Запевайте песню звонкую, шуточную, прибауточную! Кому поглазеть охота – все сюда!
Ну и полно веселиться. Не пора ли подраться? Нашим гостям-молодцам – привет за привет, поклон да уваженье, а завистливому – хрену да перцу, и то не с нашего стола!
Ну, удальцы! Аж пыль столбом. Не то от тоски, не то от пляски. Но уж полпесенки спела – половина дела! А кто сидит да не пляшет – тому растяпой быть!
1. Открываем наш радостный праздник,
Открываем торжественный вечер,
Сколько лиц здесь прекрасных и разных!
Как мы рады сегодняшней встречи!
Мы рады видеть вас, друзья,
Нащ дом открыт для вас, не тесен.
Желаем в этот светлый день,
Чтоб каждый счастлив был и весел!
На сцене появляются девушка и юноша в народном костюме с подносами в руках. На подносах сладости (хлеб)
Гости добрые. Именитые! По Геологу гуляющие ,
В городе Колпашеве проживающие!
Не шутки ради иль приличия.
А по старинному русскому обычаю.
По древнему - непреложному
Обратиться к вам сегодня положено!
Были мы Домом пионером
Жили все семьею дружною
нужною.
Баянисты, баянисты. Кнопочки. Меха…
Там, где музыки не слышно. Скука и тоска.
Если ж он за дело взялся будут хоть на спор
И солисты. И ансамбли. И могучий хор!
Хореографы – народ искрометный.
Любят танцы во все времена.
Их характер веселый. ЗАЛЕТНЫЙ.
ТАНЦЫ ЛЮБЯТ – ВЕДЬ ВСЕ ПЛЕМЕНА.
Посмотрите ведь лучше их нету,
Красивей не найти никогда.
Лишь Улановой следуй завету:
Хореограф везде и всегда!
Добро и зло на свете все творят,
Но правит мной понятие иное –
Мы в этот мир приходим с добротою
И доброта пускай как символ будет для тебя.
Спешите отдавать любовь и ласку
И дружбу наполнять всей силой чувств.
Не надевайте равнодушья маску.
Не погасите совести свечу!
40