МКОУ Покровская СОШ
Учитель: Гирлин А. А.
Народные игры, как одно из средств физического воспитания
2023 год
Значительное место в программе школы, и особенно в начальных классах занимают игры. Они являются одним из важнейших средств разностороннего физического воспитания.
Подвижные игры – это сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная определенными правилами.
Подвижные игры являются одним из важнейших средств всестороннего развития детей. В подвижной игре наблюдается комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственно, эстетическое и трудовое воспитание.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, предоставление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью. Быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе.
Народные подвижные игры содержат очень большой потенциал для работы со школьниками.
В журнале «Физическая культура в школе» предлагается программа для младших школьников под названием «Шире использовать русские народные игры».
Я использую в своей работе народные подвижные игры уже на протяжении ряда лет. Они хороши тем, что в них можно играть круглый год, не требуя ни спортивных залов, ни специального оборудования. Эти игры способны помочь без особых материальных затрат организовать детей к повышению своей физической активности.
Народные подвижные игры хороши тем, что в них могут одновременно участвовать от 2 до 30-40 человек, решается вопрос массовости.
При этом можно сочитать возраст детей, то есть в игры могут играть как первоклассники, так и ученики старших классов. В играх каждый ребенок может проявить свои способности, в зависимости от состояния здоровья, что очень актуально встает на повестку дня при нынешнем спаде здоровья детей. Народные игры проводятся как в помещении, так и на открытом воздухе, это заложено традиционными устоями. А занятия на открытом воздухе способствуют закаливанию организма. Как уже было выше сказано, игры оказывают влияние на всестороннее физическое развитие. Это и бег, прыжки, метание, координация движений и т.д., т. е. по развитию двигательных навыков.
Усложняя или упрощая правила игры достигается индивидуальность каждого занимающегося, каждой группы детей.
Я считаю, что народные игры не только детские забавы, они являются и средством управления уличным коллективом, с которым сейчас очень много проблем. Поэтому необходимо с начальных классов приобщать детей к играм. Это также помогает в выявлении физических способностей у детей при переходе к узкой специализации.
Я использую в своей практике урочные и внеклассные формы занятий народными играми с детьми. Подвижные игры на переменах, классные часы, праздники, секционные занятия включая в себя и элементы народности.
А начал работу по этому направлению с задания ребятам – выяснить у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они играли в детстве. Выяснить это и научиться самим играть и научить товарищей. Этим заданием было достигнута связь между поколениями.
Мной сгруппированы игры в блоки в зависимости от места занятий, целей.
Народные игры на переменах на открытом воздухе это – «Гуси-Лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору» и другие; игры в помещении «Филин и пташки», «Краски», «Кот и мышь» и другие.
Так же составлены блоки и при проведении внеурочных мероприятий.
Я остановлюсь на внеурочных формах. При проведении праздников, веселых стартов всегда в программу входят народные игры такие как «Царь горы», «Лапта», различные салки, эстафеты, «Великан», «Два мороза», «Ворота» и другие.
Сценарий обязательно включает в себя не только игры, но информацию. Информация бывает различной, это история возникновения игры, праздника, обычаи, связанные с этим праздником, исторические факты. При этом комплексно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
С индивидуальными особенностями школы я разработал для начальных классов своего рода программу праздников с элементами народных игр: «Веселые туристы», «Новый год с дедом морозом», «Богатырские забавы», «Веселая масленица», «Олимпиада народных игр», «Мой веселый звонкий мяч».
Все мероприятия проводятся с музыкальным сопровождением. Привлекаются старшеклассники в роли помощников и для показательных выступлений.
Эти праздники являются как бы универсальными, их можно проводить как на улиц, так и в зале.
Опробовав, пришел в такому выводу, что ребята не только получают определенную физическую нагрузку, что в сочетании с закаливанием, способствует укреплению здоровья, но и проявляют творчество, индивидуальность мышления, самостоятельность.
А это в конечном результате приводит к всестороннему развитию личности и укреплению здоровья.