Целеполагание (Целевой компонент) | - Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб светлели суровые лица, Украшай вдохновенно дома, Чудодействуй в веках, мастерица, Золотая моя Хохлома! - Как вы думаете, о чём мы с вами будем разговаривать? - Молодцы! Но ребята, как же по другому можно назвать этот вид труда? Ведь у нас в Рязани так много различного наследия: шиловские кружева, скопинская керамика. - Так что же такое промысел? - Промысел - занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. - Какие же цели сегодня на уроке мы поставим? | Слушают. - Мы будем разговаривать о хохломе. - Промысел. - Промысел – вид деятельности по созданию чего – либо. -- Воспитывать любовь к истории развития народно – художественных промыслов Рязанской области; воспитание гражданских качеств личности, любовь к малой родине. - Развивать навык сотрудничества, свою речь. - Уметь выполнять художественную роспись на рисунках; - Знать историю развития народно – художественных промыслов Рязанской области. | (Фронтальный опрос). (Фронтальный опрос). (На экране слайд с упрощёнными целями (воспитывать любовь к истории развития народно – художественных промыслов Рязанской области; Воспитание гражданских качеств личности, любовь к малой родине; развивать навык сотрудничества, свою речь; уметь выполнять художественную роспись на рисунках и рассказывать историю развития; знать историю развития народно – художественных промыслов Рязанской области)) |
Основная часть (Содержательный и организационно-деятельностный компоненты) | -Много тысяч лет назад люди верили в добрых и злых духов земли, воды, неба. Кто-то очень умный придумал способ общения с духа-ми - рисунок. Например, нарисованная волнистая линия по ободку горшка не позволяла злым духам проникнуть внутрь сосуда. Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Считалось, что рисуя цветы, человек привлекает здоровье и успех. Птицы означали счастье, конь был символом богатства. Эти рисунки на мебели и пред-метах домашнего обихода стали называть росписью. Так как придумывали узоры многие мастера, к названию добавили слово «народная». -Богата земля российская разнообразными народными промыслами. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми знаменитыми и уникальными произведениями народного творчества, народного промысла. -Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы. А с какой именно? Отгадайте! Алый шелковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – три, а может – шесть. Разрумянилась немножко Наша русская…. -Правильно, ведь матрешка действительно – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Про матрешку придумали потешку: Шли матрешка по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И ещё Матрешечка! -А сейчас, прозвучит стихотворение о матрёшки в исполнении .. -По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет В конце XIX века по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. -Хохломская роспись - Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы, Рощи-перелески Шёлковые всплески Солнечно медовой Золотой листвы -Прекрасная осенняя пора… Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уж не осенний лес… - Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом. Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда, которую расскажет нам … - Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет. - Вы когда-нибудь слышал, как играю на ложках? Может у нас есть, кто умеет играть? -Тогда, мы все вместе послушаем как они звучат -«Городецкая роспись - как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись - сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит». -Городецкая роспись родилась в городе Городце Нижегородской области. Это город культуры и красоты. Сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Причём, главными персонажами удивительной и волшебной городецкой росписи всегда считаются птицы и «конь-огонь» с вытянутой шеей. Дополняют рисунок букеты, состоящие из разных цветов: розана, купавки, ромашки, колокольчика. Городецкие мастера очень любят цветочные мотивы. На их изделиях распускаются диковинные цветы. Розаны и купавки объединяются в цветочные гирлянды. В середине такой гирлянды располагается крупный цветок, а слева и справа от него цветы поменьше. А птицы на Руси были символом добра, а кони-символом плодородия и благополучия. Городецкая роспись делается по яркому фону - жёлтому, красному, синему, чёрному. Часто мастера городецкой росписи наносят на цветы белую оживку. -Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком мы следующем будем говорить Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки, А ну, отгадайте, кто я? -Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?» -Послушаем стихотворение «Чем знаменито Дымково» в исполнении … - В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции. Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. В разных сёлах и деревнях России были и остаются свои секреты, как ярче и наряднее расписать игрушку, мебель или посуду. Придуманные узоры называют по имени местности. И в разных уголках страны они сильно отличаются друг от друга. - Ребята, я предлагаю вам попробовать самим смастерить Дымковскую игрушку. Да-да! Не удивляйтесь! А будем мы мастерить это волшебство из цветной бумаги. У нас будет аппликация игрушки. (Для учеников заранее заготовить детали-шаблоны разных игрушек по количеству учащихся в классе.) -У вас на партах конверты, в них вы найдёте детали для аппликации. После того, как закончите клеить, раскрасите вашу игрушку с уже познакомившихся и понравившихся вам народно-художественных промыслов. Творите! Пусть ваши ручки станут волшебными! - Какая красота, ребята! Давайте мы с вами оформим классную выставку ваших творений. Согласны? | - Учащиеся слушают, анализируют информацию. -Матрёшка У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах. Раскрываешь расписную, Глядь — а в ней ещё одна, И похожа на большую — Распрекрасная краса! Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна. На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит. Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! Песни русские в стихах. - Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. -Нет, не умеем слушают Выходят девочки с расписными деревянными кухонными досками. Частушки: Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. Тушки-татушки Про них споем частушки. По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан. До чего ж красивый он. Три девицы молодые Под розанами стоят. "Где же хлопцы удалые?" - Во все стороны глядят. Вот по улочке Петруша Едет на коне верхом. Верный пес его послушный Бежит вслед за женихом. Желтый вечер, черный конь И купавки, как огонь. Птицы смотрят из ларца, Чудо-роспись Городца! Тушки-татушки, Вот и все частушки. -Дымковская игрушка - Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах Сияйте охра с суриком. По всей земле в домах. От дымковской игрушки Идет тепло и свет. (В.Фофанов) Учащиеся составляют аппликации игрушки, наклеивают на цветной картон свои игрушки и раскрашивают. -Да | (На экране представлена презентация. 1 слайд) (2 слайд) (2 слайд) (3 слайд) (4 слайд) (на экране будет представлен образец расписаной игрушки для опоры) Включается аудиозапись |